БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
А К С Е Н О В С
е м е н
АКСЕНОВ Семен
Николаевич (1784 или 1790 – 1853), русский гитарист-семиструнник,
композитор. Родился в Рязани. Брал уроки игры на гитаре у А.О. Сихры и
считался лучшим его учеником, хотя и расходился в ряде вопросов со своим
учителем. Семиструнную гитару считал инструментом более певучим и
вырази-тельным, чем изобразительным (как то полагал Сихра). Писал
фантазии, романсы, вариации и попурри на русские народные песни. Именно
русские мелодии, а не классика, как у Сихры, составляют основу его
гитарных обработок. Ввел в технику гитарной игры так называемый "певучий
стиль" (legato) и открыл способ играть флажолетом на всех нотах.
(Применявшиеся Аксеновым легато и вибрато Сихра называл «цыганщиной», но
вынужден был считаться со своим талантливым учеником, обладавшим к тому
же прекрасной техникой). Из сочинений Аксенова изданы 9 пьес, в том
числе "Тема и вариации из Септета Бетховена", переложение для 2 гитар, и
"Новый журнал" – сборник 12 песен с вариациями. С.Н. Аксенов перевел с
французского "Школу для 7-струнной гитары" И. фон Гельда и дополнил ее.
Полное название этой школы в русском издании 1819 года звучало следующим
образом: "Школа для семиструнной гитары Игнатия фон Гельда,
рассмотренная, исправленная и дополненная С. Аксеновым с
присовокуплением изъяснения способа игры во всех тонах октавными
флажолетами, изобретенного г. Аксеновым. Издается иждивением В.
Плавильщикова в пользу любителей сего инструмента, желающих играть на
оном, но не имеющих средств найти хороших учителей".
Об упомянутом выше изобретении Аксенова в "Отечественных
записках" Свиньина, позднее было размещено "известие" следующего
содержания:
"Нет сомнения, что, несмотря на юность нашу в науках и
художествах, многие полезные и счастливые изобретения обязаны нашему
отечеству, но они мало кому известны или передаются к нам впоследствии
за чужестранные... Наш известный игрок и любитель на гитаре С. И.
Аксенов открыл способ разыгрывать на сем инструменте гармонически все
ноты. До сего известны были три лада – 4, 5, 7, издающие флажолетные
звуки. Аксенов распространил их на все полутоны, привел в систему и
приспособил так, что всякий играющий на гитаре легко может постигнуть
это открытие, коль скоро со вниманием изучить описание оного в новой
гитарной школе. Любители гитары с благодарностью узнают, ибо ничто не
может быть приятнее флажолетных звуков на гитаре: она тогда делается
нежнее даже духовых инструментов" (Отечественные записки, 1821, № 1, с.
217).
Борис ВОЛЬМАН. Гитара в России. Ленинград, Музгиз, 1961:
[...] Наиболее ярким представителем школы Сихры был С. Н.
Аксенов.
Семен Николаевич Аксенов (1784-1853) был сыном рязанского
помещика и в детстве получил достаточное для мелкопоместного дворянина
того времени образование. Свою служебную карьеру он начал 17-летним
юношей в скромной роли вахтера, а затем писаря провиантского ведомства в
Москве. Сделавшись в 1804 году мелким чиновником, он прослужил в разных
"департаментах" около шести лет и в 1810 году вышел в отставку.
Живя в Москве, Аксенов брал уроки игры на гитаре у А. Сихры и
добился крупных успехов, уже тогда проявив особую любовь к народной
песне. Как указывает М. Стахович, "Аксенов первый начал исключительно
обрабатывать гитару для русских песен и развил особенно певучую ее
сторону - лигаты".
Увлечение Аксенова русской песней оказало большое воздействие
на Сихру, до того времени занимавшегося обработкой главным образом
произведений западной музыки. Певучесть исполнения, которая отличала
игру Аксенова, не слишком нравилась Сихре, уподоблявшему гитару арфе и
считавшему гитару скорее изобразительным, чем выразительным
инструментом. Применявшиеся Аксеновым легато и вибрато он называл
"цыганщиной", но вынужден был считаться с этими индивидуальными
особенностями своего талантливого ученика. Значительной была гитарная
техника Аксенова. "Экзерсиции", созданные Сихрой, были предназначены для
Аксенова, что говорит о больших его успехах в этой области. Ко времени
отъезда Сихры из Москвы Аксенов уже был известен как лучший
гитарист-исполнитель.
В 1810 году Аксенов переехал из Москвы в Петербург и вновь
поступил на службу. Своей игрой на гитаре он сделался вскоре известен
генералу С. К. Вязмитинову, большому любителю музыки (им была в 1781 г.
написана опера "Новое семейство"). При помощи Вязмитинова, сделавшегося
вскоре военным министром, а далее председателем Комитета министров,
Аксенов быстро преодолел ступени чиновничьей карьеры, заняв в конце ее
довольно высокую должность в Морском министерстве.
Поселившись в Петербурге, Аксенов стал выпускать "Новый
журнал для семиструнной гитары, посвященный любителям музыки". В журнале
помещались русские песни с вариациями, в том числе и ставшие особенно
популярными вариации на песню "Среди долины ровныя". Кроме вариаций
Аксенова на русские песни, в журнале встречаются вариации на арию из
"Свадьбы Фигаро" Моцарта и романс Аксенова для пения с сопровождением
гитары "Уж всё весну встречает". Вслед за изданием журнала Аксеновым был
опубликован ряд сочинений в вариационной форме (вариации на песни "Ах,
что ж ты, голубчик, невесел, сидишь", "Винят меня в народе",
"Камаринская", посвященная Сихре, и др.). Из произведений западной
музыки им были обработаны лишь "Охота" Дюссека и ария Л. Маурера.
Количество напечатанных пьес Аксенова было сравнительно невелико.
Аксенов очень высоко ставил Сихру как педагога. Упомянутые
уже "Экзерсиции" Сихры были изданы благодаря Аксенову, взявшему на себя
все труды и расходы по их печатанию и распространению. В 1817 году,
накануне выхода "Экзерсиции" в свет, Аксенов писал: "Господин Сихра,
столь известный любителям гитарной музыки по талантам, по искусству, по
практическому и подробному сведению сего инструмента, сочинил ныне для
оного четыре больших экзерсиции в тонах, do, sol и re major и si mineur.
Сим сочинением русская семиструнная гитара смело может гордиться пред
всеми доселе известными в свете этюдами, экзерсициями и школами,
изданными на гитару. Экзерсиции г. Сихры выдут в свет под названием:
"Практические правила играть на гитаре, в четырех больших экзерсициях
состоящих" и составят очень немалое издание. Правила сии рекомендуются
всем знатокам, любителям и обучающимся на гитаре. Только долговременная
опытность и деятельность могут производить таковые редкие сочинения,
еще более заслуживающие внимания и уважения потому, что они сделаны для
инструмента весьма нового. В четырех экзерсициях г. Сихры находятся те
же приятности, те же красоты и то же искусство музыки, чем славятся
другие инструменты, давно обработанные, и чем гитара стала наряду с
ними. Соединение гармонии с мелодиею в сих экзерсициях, искусственные
переходы из тона в другой составляют для слуха прелестную цепь
музыкальных модуляций, везде обдуманных и приноровленных. Все пассажи в
сих экзерсициях, как в классическом сочинении, означены цифрами,
показывающими лады и пальцы. Надобно прибавить, что оно весьма способно
и полезно также для гитар шестиструнной и пятиструнной. Я смело могу
назвать сие сочинение музыкальным источником, в коем всяк найдет пользу.
Это ключ к тайне играть искусно на приятнейшем инструменте.
Оценка этого сочинения Сихры явно преувеличена, но
приведенный отзыв характеризует самого Аксенова как человека, глубоко
преданного своему учителю. Интересно в нем также свидетельство Аксенова,
что еще в 1817 году в России были распространены не только семиструнная
и шестиструнная, но и пятиструнная гитара, для которых, по его мнению, "Экзерсиции"
Сихры были вполне пригодны.
В 1819 году из печати вышла "Школа для семиструнной гитары
Игнатия фон Гельда, рассмотренная, исправленная и дополненная С.
Аксеновым". И. Гельда в то время уже не было в живых, а его Школа
считалась лучшим методическим руководством по игре на гитаре и имела,
несмотря на ряд переизданий, значительный спрос. Поэтому, когда
книготорговец В. Плавильщиков предложил для нового издания
отредактировать Школу Гельда, Аксенов охотно согласился, сделав к Школе
собственные добавления. Им была написана небольшая глава - "Способ
играть на гитаре гармоническими звуками", в которой объяснены приемы
извлечения натуральных и искусственных флажолетов на гитаре. Их он
неоднократно применял в собственных сочинениях. Помимо того, к
инструктивным пьесам, имевшимся в Школе Гельда, Аксеновым присоединены
небольшие собственные пьески педагогического назначения, обработки и
этюды. Все это сделано вполне грамотно и с художественной стороны, и в
методическом отношении.
Извлечение флажолетных звуков, применявшееся Аксеновым,
расценивалось современниками как крупное "отечественное изобретение". В
журнале "Отечественные записки" сообщалось об этом: "Ныне известный
любитель и отличный игрок на гитаре С. Н. Аксенов открыл способ
разыгрывать на сем инструменте гармонически все ноты. До сего известны
были единственно три лада - 4, 5 и 7, издающие флажолетные звуки. Г.
Аксенов распространил их на все полутоны, привел в систему и приспособил
так, что всякий, играющий на гитаре, легко может постичь сие открытие,
коль скоро со вниманием изучит описание оного, помещенное в новой
гитарной школе... Любители гармонии с благодарностью узнают о сем
открытии, ибо ничто не может быть приятнее флажолетных звуков на гитаре:
она тогда делается нежнее даже духовых инструментов".
Аксенов пытался сочинять не только для гитары. Он был близок
литературным кругам и с 1818 года состоял членом Вольного общества
любителей российской словесности, в журналах которого помещал свои
романсы на тексты поэтов-современников - Ф. Глинки, Нечаева и др.
("Цветы - одно мне утешенье", "Я не скажу тебе - люблю", "Ты песенки
желала, Хлоя" и др.). Хотя эти романсы напечатаны в журнале для пения с
фортепьяно, но фактура сопровождения явно говорит о "гитарном" замысле
автора.
После 1830 года, а может быть и несколько раньше, музыкальная
деятельность С. Н. Аксенова прекратилась. По свидетельству М. Стаховича,
"в последнее время его жизни редко кому удавалось его слышать, и то
слишком близким людям или родственникам. По их отзывам, игра его была
необыкновенная, но случаи эти были слишком редки. Обманом, как
"рассказывали мне, добывали забытую его превосходную и знаменитую гитару
из ящика, переносили из комнаты в комнату, чтоб он не догадался, и чтобы
сам случайно взял ее и, играя, зафантазировался. Тогда только можно было
его слышать".
|