БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
АЛАИС ХУАН
АЛАИС Монкада Хуан.
"Первый аргентинский композитор и
гитарист, искусный гитарный исполнитель. Он родился в Буэнос–Айресе 7
декабря 1844 г. Он был сыном Валентина Алаиса /англичанина/ и Фелины
Менхады /аргентинки/. Сильно чувствуя в себе аргентинскую душу, он с
ранних лет был настолько предан гитаре, как только быть может предан
крестьянин. В музыкальные фразы национального инструмента он вложил
чувства и душу аргентинской земли. Уже с 8 лет он свободно
ориентировался в шести струнах, "музыкально окружающих кусочек неба,
заключенного в звуковой коробке. Он серьезно занимался и выступал в
различных местах Буэнос–Айреса, где в то время практиковалось это
искусство. Его имя становится известным и все более популярным, друзья
ласково называют его "Хуан–англичанин".
В 1870 году, уже женатым человеком,
он становится преподавателем музыки и полностью посвящает себя
пропаганде своего любимого искусства. Он во многом превзошел современных
ему гитаристов и сейчас считается старейшиной аргентинских
исполнителей./Новела Семаналь, Буэнос–Айрес, 28.5.1928/: высшее общество
Буэнос–Айреса приглашало именно его на все праздники, чтобы гости могли
наслаждаться чудом, которое он создавал, исполняя видалиты /заунывные
аргентинские песни любовного характера/, частушки, народные танцы,
разные стили с совершенством маэстро. Гитарой он занимался
самостоятельно, без преподавателей музыки, и успехи его были настолько
блестящими, что маэстро Басси включил его в состав оркестра старого
театра Колумба. Он участвовал в кампаниях Сенеза и Павен, а во время
войны с Парагваем служил в буэнос–айреском гарнизоне. Само собой
разумеется, что в печальные часы военной службы молодой Алаис на отдыхе
развлекал своих товарищей исполнением пьес своего репертуара, которые те
с восторгом слушали.> /Хусто Карденас, "Лица" № 864, 24.1У. 1905/.
В 1882 г. друзья и почитатели организовали концерт в пользу великого
артиста. Этот праздник был настолько значительным, что газеты сообщали
об этой новости следующими словами <Ла Насьон> за вторник 7 ноября 1882
г.: "Концерт. Окончательно решен вопрос организации концерта в пользу
известного аргентинского гитариста сеньора дона Хуана Алаиса; 1 часть
сборов пойдет для помощи инвалидам. Музыкальный праздник состоится 18
ноября в саду Флорида под руководством маэстро Монтенсеро. В доме
сеньора Сабизи состоялось собрание, где были приняты первые решения. Для
решения всех вопросов, связанных с концертом, была назначена комиссия в
следующем составе: президент – Мариано Е. Сабизи, вице–президент – Хосе
Вильер, казначей – Майор Хосе Повинья, секретари – Педро Кастеросо и
Хосе С.Мойтано, члены комиссии: Торивато Окампо, Мигель Лаваль, Родольфо
Араухо Муньос, Хосе Мария Ниньо, автор книги "Миоре" Хуан А. Альгерик,
Сантомо Дуальде, Хосе Альварес, Белисарио Ожаменди, Хосе Мендес,
Франциско Дельгадо, Франциско Мендиа, Педро Варритро, Альберто
Х.Кратцепштейн и Игнатио Ф.Мехия. Сеньор Алане считается в наши дни
исполнителем, достигшим совершенства в игре на инструменте, которому он
посвятил себя." "Ла Пренса" "Лос провинсиас", "Ла Республика", "Эль
Насьональ" и другие местные газеты, выходящие в стране, такие как "Эль–Зко–де–Агуль"
и "Журнал для домашнего чтения", поместили на своих страницах очень
хвалебные отзывы об этом концерте, считая, что он очень удался благодаря
популярности и симпатии к этому гитаристу и многочисленному легиону
друзей. Праздник состоялся в указанном месте, где была воздвигнута
большая триумфальная арка; для того чтобы она хорошо выделялась, решено
было провести электрическое освещение; на праздник были приглашены
оркестры аргентинской артиллерии Галисемтского Центра и пожарной части.
Впервые было исполнено сочинение под названием <Фантазия на тему Гилена>,
которое автор сеньор Ратуэсно посвятил генералу Рока. "На этом
празднике, организованном при участии избранного общества Буэнос–Айреса,
выступали доктор Альбарельос и сеньоры Риас и Монтана. Бенефициант
исполнил на гитаре симфонию "Жанна д'Арк" Верди и номер из "Золушки",
ему аккомпанировал доктор Альбарельос", /Из названного номера "Лица"/.
Результаты фестиваля превзошли ожидания организаторов: была собрана
огромная сумма в 33.185 долларов, после покрытия расходов на организацию
осталось 17647 для бенефицианта и 5948 для инвалидов. По этим цифрам вы
можете судить, какой огромной популярностью и любовью пользовался Аланс
в стране. В 1894 году его слава распространилась до границы Аргентины.
Он был избран почетным членом Музыкального центра Чингу Алкта /Перу/. В
связи с этим ему был направлен Диплом № 26, подписанный его президентом
доном Ромуальдо Ибаньесом с приветственным адресом. В 1895 году он
принял участие в благотворительном концерте в местечке Альмиранте Браун;
концерт пользовался успехом, доступным в то время только ему. Музыка
Алаиса очень личная и несет на себе отпечаток, который невозможно
спутать ни с каким другим: она включает танцы и произведения
фольклорного характера– народные оригинальные и переложения. Благодаря
ему стало возможным сохранить некоторые страницы народных мотивов,
которые сегодня являются справочным материалом нашего фольклора и
служат, как, например, для автора данного словаря, для создания на
основе собранных в народе мотивов, произведений другой гармонической
композиции. Фактурой его сочинений служит простая гармония /как
оригинальных, так и переложений /общее число их составляет 87/.
Некоторые его произведения непреходящие, например: "Момент" /вальс/, "Ла
Ньятита," "Лентяйка", /Мазурки для одной или двух гитар/ и "Эльвира"
/вальс/, особенно первое, интродукция которого в ритме компасильо,
лучшее из написанного им. Ясно, что значение произведений Аланса велико:
они всегда в рамках жанра и среды, для которых созданы, без претензии на
возвышенную музыку, как в технической исполнении, так и эстетически. В
танцах Аланс не достиг значения танцев Гарсии Толса. У него хватало
такта не отходить от народной и простой характеристики без претензии,
как у названного Гарсии, давать такты <высокого полета>, которые в конце
концов оказываются лишенными музыкального содержания, например такой
вещи, как <Размышление>, грубой и нисколько не гитарной мелодии, которую
тот назвал Сонатой "Наконец одни". Аланс–композитор привлекает мелодией
и техническим развитием в своих произведениях, – это самые обычные
положения левой руки, при которых свободно развивается мелодическая
тема. Многочисленные произведения, посвященные Алансом друзьям и
знакомым и по их именам, среди которых и имена учеников, можно судить,
насколько его ценили в среде аргентинской аристократии. Это Мартин Хиль
ученик, доктор Феликс Амадео Бенитес, Альберто Луро, Орасно Мартинес–де–Ос,
пастор Луис Облигадо, которому он посвятил <Карамуру> вальс, Элоиза
Лосана, – позже моя ученица, Хосерина Г.Арана, Сусана Мария Луро
Комбасерес, Мария Бирне, Эспир М. Табаль и Франциско Нуньес. Последнему
посвящена <Мазурка> – его большому другу и издателю. Нуньес изготовил
для Аланса очень звучную превосходную гитару, на которой среди резьбы и
мозаики вокруг отверстия (которые служили для украшения и для усиления)
можно прочесть следующую надпись: "Изготовлена для Дона Хуана Аланса –
Франсиско– Нуньес". Эту гитару, не уступающую по качеству звука
инструментам Торреса, после паралича Аланса купил доктор Гильермо для
своей дочери, прекрасной исполнительницы. Автор этого словаря хранит
самые глубокие воспоминания об Алаисе и благодарен ему. Алаис никогда не
жалел сил и внимания к друзьям и коллегам. Один факт, который нас
взволновал, показывает все благородство Аланса. Для концерта, который
должен был дать пишущий эти строки, Алаис брал из музыкального дома
своего большого почитателя Нуньеса много программ, которые потом, не
обращая внимания на значение своей персоны, он оставлял то в трамвае, то
в доме, где собиралось много народу, в любом удобном для пропаганды
месте. Мы могли бы привести много таких же красноречивых фактов, но
оставим их для другого подходящего случая. В 1903 г. Алаис посещал дом
генерала Лейрия, где гостей принимали на национальное жаркое, в компании
с другими гитаристами, например, Е.Гонсалесом, с которым он дружески
соревновался в исполнении. Мы много раз присутствовали на этих
незабываемых "жарких", где часто Алаис устанавливал тишину, чтобы сыграл
<маленький каталонец Прат>, как он называл меня (*). На этих собраниях
избранных присутствовали любители и друзья инструмента, такие, как
комиссар Рондаль, Нуньес, Роберто Леман. Аланс был среди завсегдатаев
собраний гитаристов и жарких состязаний, проходивших в продовольственной
лавке Ракони, на улицах Перу и Гарай и в "Вербените", Бельграно и
Сааведро, куда приходили также гаучо, поющие под гитару Рабино Эсизе,
Пабло Никано и многие другие артисты, своим присутствием придававшие
неповторимость и колорит этим лирическим уголкам Буэнос–Айреса, так
много давших для истории гитары в Аргентинской республике. В 1910 г.
Аланса постиг удар с частичной парализацией, не оставлявшей его до конца
дней. "Маленький каталонец Прат" был единственным коллегой,
сопровождавшим его останки. Говорить это трудно для тех, кто были его
друзьями. Еще более это тяжело его жене, но сказать об этом необходимо.
Он умер 7 октября 1914 года. Как говорит его племянник Хосе М. Алаис
Аргедо, в данных, которые он нам оставил о главном гитаристе, Алаис
всегда будет жив в памяти своих соотечественников, потому что и сегодня,
через столько лет после его смерти мы говорим: "Помни об Алаисе".
(*) - В этих и
аналогичных случаях - от лица
историка гитары Доминго Прата, оставившего нам уникальные сведения о
композиторах-гитаристах.
|