БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
БАДЕН-ПАУЭЛЛ
Роберту
Роберту
БАДЕН-ПАУЭЛЛ де Акину (Baden Powell de Aquino), знаменитый бразильский
гитарист, получивший широкую известность в эпоху боссановы. Родился 6
августа 1937 г. в маленьком городке Варре-э-Саи. Умер в Рио-де-Жанейро
26 сентября 2000 г. на 64-ом году жизни.
Необычное для бразильца имя он получил
благодаря деду, который руководил бойскаутским движением в Бразилии и
преклонялся перед создателем скаутизма, британцем Робертом Томпсоном
Баденом Пауэллом. Отец Роберту - скрипач Лину де Акину - был
профессиональным музыкантом.
Роберту Баден-Пауэлл демонстрировал
удивительную исполнительскую технику и необыкновенную способность
сочетать афро-бразильские элементы с джазом и классикой. Он мог
извлекать из своей гитары как мягкие и мелодичные звуки, подобные голосу
матери, поющей колыбельную песню, так и самые невероятные звуки ударных
инструментов. О нем говорили, что он находится под влиянием джаза, но
пропускает его через свою бразильскую душу и поэтому каждое его соло
очень бразильское, с отчетливыми бразильскими интонациями.
Баден-Пауэлл один из ярких
представителей боссановы (по-португальски bossa nova означает "новая
волна") - романтичного стиля, появившегося в 50-е годы. Он принадлежал к
тому же поколению бразильских музыкантов, что и главный творец ранней
босса-новы, композитор Антониу Карлуш Жобим (1927-1994), и в начале 60-х
в Рио много сотрудничал с ним и с автором текстов многих классических
песен босса-новы, поэтом Винисьюшем де Мораешем (Vinicius de Moraes).
В 1959 г., тогда Баден-Пауэллу было 22
года, он совместно с Билли Бланко написал Samba Triste (Печальная самба)
и в течение более чем двух последующих лет регулярно появлялся как
гитарист во многих босса-альбомах. В 1962 г. он начал работать совместно
с Винисьюшем де Мораешем, вместе с которым они написали более 50 песен –
в стиле босса и афро-самба. Некоторые из них вошли в альбом Os
Afro-Sambas, вышедший в 1966 г. Одна из их песен Samba da Bencao (Благословенная
самба) звучит в известном фильме Клода Лелюша, вышедшего в 1966 году -
Un Hommje et Une Femme (Мужчина и женщина).
Как и у других авторов и исполнителей
самбы (а с бразильской точки зрения босса-нова - не что иное, как "городская"
разновидность самбы), раннее творчество Пауэлла подверглось сильному
влиянию афро-бразильских неоязыческих культов северо-восточного штата
Байя. Однако в последние годы жизни Баден Пауэлл присоединился к
пресвитерианской церкви и по религиозным соображениям перестал исполнять
ряд своих ранних "греховных" песен. По сообщениям бразильской прессы,
его новая церковь помогла ему избавиться от алкоголизма.
В 1970-е и 1980-е годы находясь в Европе
Баден-Пауэлл выпустил несколько альбомов и часто выступал сольно или в
компании с джазовыми музыкантами.
|