БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
БАКФАРК ВАЛЕНТИН
Бакфарк (Грефф) (Bakfark)
Валентин, род. в 1507 г. в Брасове (Трансильвания), ум.
15 или 22.8.1576 в Падуе; венгерский лютнист и композитор; музыке учился,
предположительно, в Италии у известного лютниста A. Рота. Б. был придворным
лютнистом у королей и герцогов в Австрии, Франции, Германии и Италии. В
1549-1566 г. г. состоял при дворе польского короля Сигизмунда Августа II в
Кракове. Затем отправился в Вену и оттуда через Венгрию в Италию. Творчество Б.
охватывает, наряду с фантазиями (в которых он композиционно обрабатывал мелодии
польского фольклора) и ричеркарами, также обработки почти всех видов вокальной
музыки того времени, таких, как песни, мадригалы и мотеты, аранжированные им для
игры на лютне (в том числе - "Первая книга табулатур для лютни, содержащая
некоторые фантазии, мотеты, французские песни и мадригалы",
Париж 1564). Сегодня его сочинения, написанные в табулатурах,
транскрибируются и исполняются гитаристами. "Грефф Бакфарк Балинт (Валентинус)
считался непревзойдённым исполнителем-лютнистом своего времени, в Польше даже
сложилась поговорка: "после Бакфарка не каждый возьмется за лютню". Для лютни им
написано множество пьес, фантазий, ричеркаров. Получили известность также его
лютневые переложения, в частности обработки польских народных песен. Он работал
в Австрии, Франции Италии. Этот знаменитый лютнист и композитор, служил
придворным музыкантом во многих городах Европы в т.ч. у венгерских и польских
королей. Венгр по происхождению (Грефф - фамилия его матери), Бакфарк родился в
Брассо (Кронштадте, Зибенбюрген) в 1507 году, по масштабу его дарования и связям
с различными европейскими странами, он считается значительной творческой фигурой
музыкальной Европы второй половины XVI века. Годы его обучения музыке прошли,
по-видимому, при дворе венгерского короля Яноша, а позднее молодой музыкант
находился на службе у него, пока король не умер в 1540 году. Затем, вероятно,
Бакфарк побывал во Франции, а с 1549 года стал придворным музыкантом польского
короля Сигизмунда Августа II. С 1551 по 1554 год он с одним из своих меценатов
посетил Кёнигсберг, Данцинг, Вюттенберг, Аугсбург, Лион, был в Париже при дворе,
позднее в Риме, Венеции - и опять вернулся к польскому двору в Вильно. Ко-гда, в
1553 году в Лионе был опубликован сборник его пьес для лютни ("Intabulatura"),
Бакфарк был уже прославленным композитором-лютнистом. В 1565 году новый сборник
его произведений ("Harmoniarum Musicarum...") вышел в Кракове. В 1566 - 1568
годы Бакфарк работал при дворе императора Максимилиана II в Вене, после чего
вернулся на родину в Зибенбюрген. Наконец в 1571 году он уже в Италии, в Падуе.
Там Бакфарк и скончался от чумы в 1576 году. Пример биографии Бакфарка по-своему
показателен. Талантливому лютнисту открывались пути к королевским и
императорскому дворам, он путешествовал со своими покровителями по многим
крупным музыкальным центрам, его произведения печатались в Лионе, Кракове,
Антверпене, его знали по всей Европе. Это свидетельствует не только о всеобщем
распространении лютни и лютневой музыки, но и о престиже её мастеров. Между тем
Бакфарк в своём творчестве придерживался тех же родов композиции, какие были
характерны для его современников в Италии, Германии, отчасти Испании. Он писал
фантазии для лютни, начиняя их имитациями, а затем переходя к колорированию
верхнего голоса при меньшей активности остальных. По своему складу его фантазии
были, пожалуй, полифоничнее, чем у итальянцев, и вместе с тем ближе к тематизму
традиционной полифонии "acapella", чем у испанцев. Многие места в его сборниках
заняли обработки многоголосых вокальных произведений: Жоскена Депре (мотеты,
песни), Н. Гомберта (мо-теты), Клеменса (мотеты), Жанекена (песни), Аркадельта,
Вердело, Крекийона, Риша-фора и ряда других (по преимуществу французских)
композиторов. Обработки эти достаточно строги, но буквального следования за
текстом оригиналов в них нет: композитор широко пользуется "колорированием"
мелодий, применяя именно лютневые украшения, ускоряет или замедляет отдельные
фрагменты, изменяя соотношение между ними, и т.д. В сравнении с общим уровнем
репертуара лютни сборники Бакфарка очень серьёзны: в них нет танцев, нет бытовых
песенных форм - по своему времени он скорее "академичен". Впрочем, на деле,
вероятно, его успех больше зависел от мастерства исполнения (быть может, и
импровизации), даже от манеры его игры, чем от самих его произведений,
воспринимаемых вне всего этого".
|