БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
БОБРИ ВЛАДИМИР
Бобри (bobri) Владимир Васильевич, настоящая фамилия -
Бобрицкий, род. 13.5.1898 в Харькове, ум. в 1986 г. в Розендейле (Нью-Йорк);
американский гитарист, композитор, художник и график, после первой мировой войны
переселился в США, где он брал у А. Джанелли уроки игры на гитаре; одновременно
он изучал историю и методику гитары, а также музыкальный фольклор различных
народов. В 1936 г. был соучредителем общества классической гитары в Нью-Йорке и
являлся его председателем с 1946 г. Опубликовал многочисленные оригинальные
сочинения для гитары-соло, для 2 и 3 гитар, для голоса и гитары, для флейты и
гитары и др. В качестве исполнителя он неоднократно давал концерты по радио в
Нью-Йорке. Несколько лет являлся издателем и редактором журнала "Guitar Review",
в котором сам публиковал различные статьи о гитаре. Б. является также автором
книги "Техника Сеговии" ("The Segovia Technique", изд. Macmillan, Нью-Йорк,
1972). "…В Харькове учился в Императорском художественном училище. Его
увлечением тогда было создание театральных декораций и иконопись. Около 1915 г.
бросил учебу и стал декоратором в театре Синельникова, где под руководством
режиссера Б. Глаголина оформил несколько спектаклей. Уже в это время Бобрицкий
был достаточно известным живописцем, графиком и театральным художником, являлся
активным деятелем харьковского литературно-художественного авангарда и одним из
лидеров "Союза Семи" (Семерки) - группы харьковских художников-авангардистов (кубофутуристов),
куда помимо него самого входило еще шесть художников - В. Дьяков, Н. Л.
Калмыков, Б. В. Косарев, Н. М. Ми-щенко, Г. А. Цапок и Б. Цибис. В мае 1918 года
- вместе с Косаревым, Цапком, Цибисом и др. - участвовал в 1-й выставке картин
"Союза искусств" в Харьковском художественном училище. Примерно в это же время
участвовал в издании коллективного сборника-альбома "Семь плюс Три". Среди его
друзей того времени были поэты В. Хлебников, Н. Асеев, художники Д. Гордеев,
"примыкавшие" к "Союзу Семи" Мане-Кац и В. Ермилов, а также коллеги по "Союзу
Семи" скульпторы Г. Цапок, Б. Цибис и художник Б. Косарев. Осенью 1918 года
Бобри сотрудничал с журналом "Театральный Журнал" (из номера в номер
анонсировался в списке постоянных сотрудников, поме-щал в журнале свои работы).
В начале 1919 г. входил в Правление (был "товарищем председателя")
"Профессионального Союза Деятелей Левого искусства в Харькове". В том же году
тесно сотрудничал с журналом "Пути творчества", принимал участие в оформлении
выходящих номеров. В 1919 г. женился на Лидии Павловне Третьяковой (позже, уже в
Америке, этот брак распался и В. Бобри женился вторично; его женой стала
Маргарет Гарсия - Margaret Garcia) и вскоре эмигрировал, навсегда покинув
Россию, - скорее всего, это произошло в период с 25 июня по 12 декабря 1919 г.,
когда Харьков занимали части Добровольческой армии. Первое время жил в Стамбуле,
а затем (в 1921, а по другим источникам в январе 1923 года) переехал в США и
поселился в Нью-Йорке, где получил известность как мастер иконной живописи,
художественной рекламы и иллюстратор. Первоначально, в 20-е годы, занимался
сценографией, пытаясь применить русский театральный стиль на американской сцене,
но посчитал, что для Америки принять этот стиль ещё рано, и в дальнейшем
сосредоточился на при-кладной графике. Рисовал для журналов "Уэнити Фэр" и "Вог";
исполнял обложки и книжные украшения для различных американских издательств;
разрабатывал рекламу для фирм "Сакс", "Стэйнвей", "Альтман" и др., и по
некоторым утверждениям, оказал заметное влияние на "все объявительское искусство
Нового Света" (Д. Бурлюк). Участвовал в Международной выставке (1923) и выставке
Современного русского искусства (1932) в Филадельфии, в выставках "Арт Директорс
Клаб" в Нью-Йорке (The New York Art Director's club). Рекламные рисунки и
станковая графика репродуцировались в журналах "Гебраухсграфик" (1932-1933), "Студио
2 (1939), "Америкэн Артист" (1942-46), "Арт Ньюс" (1944-45), "Грэфис" (1952) и
др. В. Бобри всегда любил гитару и стал одним из основателей Общества
классической гитары Америки (с 1945 года был ее президентом). В 1936 году он
основал и возглавил Нью-Йоркское общество классиче-ской гитары (New York Society
of the Classic Guitar), а художественным директором и одним из активнейших
членов общества стал Андрес Сеговия. Владимир Бобри выступил также инициатором
издания журнала "Guitar Review" (США), первый номер которого вышел в 1946 году,
был его редактором (оставил этот пост в 1985 году) и главным художником.
Владимир Бобри - автор многих публикаций о гитаре, сочинил несколько интересных
произведений для этого инструмента. Его продуктивная деятельность на поприще
гитарного искусства была высоко оценена также за рубежом - в Испании и других
странах. Владимир Бобри был автором дизайна обложек музыкальных альбомов Андреса
Сеговии, с которым был очень дружен. Огромную популярность сниска-ла его
уникальная книга "Техника Сеговии" (The Segovia technique), впервые
опубликованная в 1972 году и выдержавшая несколько переизданий. Особую ценность
этой книге придает личное участии в ней Сеговии, который не только позировал,
демонстрируя посадку, постановку рук, некоторые приемы звукоизвлечения, но и
вносил заме-чания в текст, уточнял формулировки. Осенью 1986 года в доме
Владимира Бобри и Маргарет в Розендейле, Нью-Йорк, в котором он прожил почти
пятьдесят лет, вспых-нул пожар. Владимир Бобри трагически погиб, пытаясь спасти
хоть что-то из своей уникальной коллекции рисунков, картин, писем, музыкальных
записей, коллекции гитар...
|