БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
КАНО Антонио
КАНО Курриела Антонио. Испанский концертант, исполнитель и композитор. Родился в городе Лорка
провинция Мурсия, 18 декабря 1811 года. Подробно, с похвалой исследуют
творчество А. Кано Сориано Фуэртес /т.IV стр.215 / Антонио Фаргас–и–Солер
/буква "С"/ и Фернандо де Артегас–и–Перейра /стр. 656/. Здесь мы
приводим выдержки из их работ, чтобы позже высказать наше критическое
мнение об этом композиторе: "С детских лет он испытывал большую
склонность к музыке, которой занимался с маэстро Капеллы соборной церкви
его родного города. Одновременно он учился на хирурга, как его отец,
бывший хирургом в этом городе. Изучив механизм некоторых инструментов и
научившись с легкостью преодолевать трудности исполнения на них,
окончательное предпочтение он отдает гитаре, следуя в занятиях
рекомендациям школы Агуадо. Затем он уезжает в Мадрид и углубляет свои
знания у известного гитариста дона Висенте Айла, а также берет уроки
гармонии и композиции у уважаемого маэстр дона Индалема Сориано Фуэртеса.
Одновременно он продолжает заниматься хирургией; получив диплом хирурга,
он возвращается в лоно семьи и в течение нескольких лет работает
хирургом в городе, где родился. В 1847 году он возвращается в Мадрид,
где в это время находится знаменитый дон Дионисио Агуадо, с которым
познакомился и пригласил его прийти на один из его концертов. Агуадо
пришел на концерт, и в шуме общих и восторженных аплодисментов
прозвучали и аплодисменты этого знаменитого артиста. Агуадо посоветовал
Кано серьезно заняться гитарой и сделать ее своей профессией, уверив его
в том, что когда нибудь его артистический дар будет признан
интеллигенцией и любителями, а талант его будет известен всем. А.Кано,
вдохновленный таким лестным напутствием, совершил поездку по крупным
городам Испании, где дал гитарные концерты с неизменным успехом.
В 1850 г. он возвращается в Мадрид и
под названием "Гитара" публикует собрание оригинальных произведений для
гитары и фантазии на темы опер: "Норма", "Лючия", "Капулетти" и "Крестоносец",
которые он исполнял на своих концертах под бурные аплодисменты. В это же
время он издает свою "Школу игры на гитаре", которая благодаря простоте
дидактической части, приятным мелодиям упражнений и этюдов стала очень
популярной у любителей гитары. В 1853 году во Франции он дал концерты в
городах Марселе, Ниме, Лионе, Бордо и других. Затем он приехал в Париж,
где с большим успехом дал концерты для самой изысканной
аристократической публики.В 1855 году он едет в Португалию, где также с
большим успехом дает концерты в Лиссабоне и Опорто. Вернувшись в Испанию,
в 1858 году он принимает участие в большом концерте в Королевском дворце
в Мадриде, и в качестве признания его таланта королева донья Изабелла П
сделала Кано великолепный подарок. В 1859 году инфант дон Себастьян
Бургундский, покровитель талантливых артистов, назначает Кано придворным
преподавателем и поручает ему заниматься своим музыкальным архивом.
После этого королева донья Изабелла неоднократно удостаивала Кано чести
сыграть для нее в ее королевских апартаментах. Обосновавшись в Мадриде,
Кано опубликовал два собрания своих сочинений из 12 оригинальных пьес и
нескольких фантазий на темы "Фауста", "Лючии" и "Африканки", а также
несколько аранжировок классических сочинений. Этого выдающегося
гитариста выделяют следующие качества: изысканный вкус и чувство в
вокальных произведениях, чистый, волнующий и густой звук, со многими
оттенками звучания, блестящее чистое исполнение с искусным преодолением
самых больших трудностей, за которые он берется. Кроме того, его
сочинения отличаются элегантностью, хорошим вкусом, они блестящи и полны
разнообразных эффектов. Одним словом, Кано – один из первых гитаристов
Испании того времени. Если и найдется ему соперник среди его
соотечественников, состязаться с ним могли бы немногие. В 1874 году он
был назначен преподавателем Национальной школы глухонемых и слепых. Для
этой школы он написал 24 упражнения для начинающих гитаристов, которые
являются продолжением его "Школы", опубликованной в 1852 году." Такой
портрет А. Кано, позже исправленный или расширенный другими, дают
вышеупомянутые авторы. Из его сочинений до наших дней дошли пятьдесят с
лишним по тем же направлениям, что и у его современников Дамаса, Аркаса
и декана Симадевильи. Это две коллекции оригинальных пьес под названием
Альбом № 1 и Альбом № 2, а также собрание вальсов. Это не очень
вдохновенные сочинения с огрехами композиции.
Однако это вовсе не означает, что с его музыкой маэстро должны быть не
знакомы. Он автор "Полной школы" из 42 страниц (формата 26 х 32) в ее
исходном издании, из которого, руководствуясь разумным правилом брать из
многих "Школ" одно или несколько упражнений, можно пользоваться
дидактическим сочинением А.Кано. Любопытный и интересный также "Трактат
по гармонии этого инструмента" /вторая часть названного тома и с тем же
числом страниц/, в котором речь идет о названном в заглавии предмете,
полезный для изучения гармонии. Можно рекомендовать 25 уроков "Принципов
гитары". Антонио Кано умер в Мадриде 21 октября 1897 года.
|