БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ДАМАС ТОМАС
ДАМАС Томас. Испанский
концертант–гитарист и композитор из Старой Кастилии, современник Хосе
Виньяса. В середине XIX века совершил несколько турне по Испании и с
большим успехом. В 1885 году дирижировал оркестром в Вальядолиде. Позже
поселился в Мадриде и занялся преподаванием и сочинением многочисленных
произведений, которые он время от времени издавал. Известно более ста
его сочинений, в большинстве переложений испанского фольклора,
любопытные, поскольку они отражают то время. Среди оригинальных
сочинений можно назвать "Воспоминание", "Одинокому путнику", посвященное
другу Хулиану Аркасу и "Отцовская любовь", "Анданте" и "Скерцо", которые
некоторые не очень сведущие современные гитаристы объявляют в своих
программах как оригинальное сочинение Тарреги и авторство которого
восстановил аргентинский любитель д–р Мартин Руис Морено, "Тремоло",
вдохновившее других авторов, которые старались улучшить это сочинение,
производящее большое и непосредственное впечатление. Из методических
сочинений в молодости опубликовал "Испанский досуг", в 1868 г. "Новое
руководство игры на гитаре с цифровым потактовым обозначением" и в 1869
году вышла "Полная последовательная школа игры на гитаре". Кроме того,
он выпустил "Школу игры на бандуррии", лютне – лире и октавилье, и очень
интересное и сегодня редкое "Руководство по сольфеджио с гитарным
аккомпанементом". Несомненно, наиболее ценное сочинение Дамаса – "Полная
школа", где он показал себя опытным педагогом. Дамас давал уроки Ф.
Тарреге, как свидетельствуют "Записки" знаменитого Симадевильи. Далее мы
приводим "План сочинения", которым автор предваряет "Полную школу":
"Данное сочинение состоит из четырех разделов и приложения. В первом
разделе я описываю гитару, как ее держать, тренировку обеих рук на
диатонических и хроматических гаммах для получения учеником первых
сведений о диапазоне. Во втором разделе я рассказываю о настройке гитары
и помещаю упражнения для трех первых пальцев правой руки, большого,
указательного и среднего и отдельно для большого пальца, упражнения на
терции, сексты и октавы для большого и указательного пальцев со средним,
арпеджио для трех и четырех пальцев, упражнения аккордов из трех нот для
отдельного взятия, а также легато из трех, четырех и более нот. В
третьем разделе рассказывается о выразительности и получении звука, а
также о значении некоторых слов и знаков музыкальной орфографии, точное
приложение которых составляет настоящую экспрессию, колорит или то, что
мы обычно называем полутонами. Затем следуют упражнения на стаккато, или
сильный удар, на применение выступа, диатонические гаммы с
соответствующими аккордами, легато на секстах, с эффектом протяжки,
упражнения с тройной струной, повторяющимися нотами, с обязательным
использованием метронома Мельцеля. Этот раздел завершается аккордами
диатонических гамм на самых часто используемых на гитаре нотах, в
различных позициях имитирующих и гармонических звуков. Все упражнения
чередуются с уроками и по возможности сохраняется порядок возрастания
трудности, что обычно не соблюдалось в руководствах игры на гитаре и
даются интересные указания. В четвертом разделе я даю арпеджио для трех
и четырех пальцев правой руки, различные способы получения имитирующих
звуков, а в приложении даю несколько этюдов в различных жанрах с
предшествующим им анданте, что, как мне кажется, должно понравится
преподавателям". "Школа" включает 68 страниц , что дает основание
считать Дамаса более полным музыкантом, чем Кано, Брока и Парга, но он
не достигает уровня Виньяса (имеется в виду построение, необходимое для
абсолютного равновесия, недостатка всех испанских
композиторов–гитаристов, за исключением Сора, которые не могли
сравняться с превосходными итальянскими знатоками гармонии Каркасси,
Джулиани, Карулли и других представителей Золотого века гитары).
|