БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ДИАБЕЛЛИ Антонио
ДИАБЕЛЛИ Антонио. Гитарист, пианист
и композитор. Родился в Матзее, недалеко от Зальцбурга, Тироль 6
сентября 1781 года. В детстве пел в хоре Капеллы Зальцбургского Собора и
монастыря Михаэльбастерн. Занимался с Михаэлем Гайдном. Родители хотели,
чтобы он стал священником, поэтому он учился в Мюнхенской латинской
школе, а затем в школе монастыря Райтенхаслата, затем он оставляет эту
идею под сильным впечатлением обстановки того времени (1803 год), когда
были закрыты все монастыри Баварии. Затем он переехал в Вену, где стал
преподавать гитару и фортепиано. Его очень ценили за его культуру и
ясный ум, наряду с дружбой с Бетховеном, Шубертом, Гайдном и великими
гитаристами, обеспечившими ему блестящую карьеру. Сочинял для гитары и
фортепиано; его сонатины в две и четыре руки до сих пор включают в
программу обучения; о том, что это были красивые и вдохновенные вещи;
свидетельствует тот факт, что одну из тем Диабелли великий Бетховен
использовал в опусе 120 "32 вариации на тему вальса". Обладая глубокими
музыкальными знаниями, он издавал сочинения Шуберта, Бетховена и других
известных композиторов, а в 1824 году стал совладельцем солидного
издательства Пьетро Канте и издавал сочинения самых известных
композиторов. Издавал свои сочинения и сочинения своего большого друга
концертного исполнителя М. Джулиани. Сочинил около 200 произведений для
разных инструментов. Для гитары и фортепиано – опус 68–69–70–102;
серенады, ноктюрны; опус 36–65–95–105 для гитары, скрипки и виолы и опус
67–99–128 для гитары и флейты; "Большое трио" опус 162 для трех гитар; "Прелюдии"
опус 103, переизданные Симроком (7 прелюдий), лейпцигское издательство
Циммермана переиздавало "3 сонаты", которых одних было бы достаточно,
чтобы обессмертить имя Диабелли. Конечно, они не столь вдохновенны, как
сонаты Сора, но правильной структуры, с чистым и приятным течением,
интересным и прекрасно подходящим для гитары. В этом издании Соната № 1
состоит из четырех частей: "Аллегро", "Анданте", "Менуэт" и "Рондо",
среди которых можно особо выделить третью и четвертую части,
разработанное в фа мажоре "Анданте" певучее и гармоничное, с модуляциями,
навевающими чувство грусти, оно не расплывчато, не страдает недостатками
слишком длинных сочинений. Тон грусти и тоски в финале этой части –
приглашение к быстрому движению менуэта непревзойденной свежести,
напоминающего "престо" классиков фортепиано того времени. Его
соната 2, как и предыдущая, прекрасна. Первая часть ее "Аллегро
ризольюто" разработана рукою мастера; описать все его сочинения не
представляется возможным; но нельзя не упомянуть нежного Менуэта в ля
мажоре, живого, оригинального, очень приятного, прекрасно подходящего
для гитары. То, что забыты "3 сонаты" выдающегося тирольца, говорит о
глубокой летаргии или о нашем невежестве в том, что касается гитары, и о
том, что мы придаем слишком большое значение переложениям, таким как "Серенада"
Малатса, что не дает оснований забыть о пропаганде классических
сочинений; то, что мы их не знаем, – свидетельство бедности воспитавшей
нас гитарной среды. Гитарист, органист, пианист, композитор и
издатель Антонио Диабелли умер в Вене 7 апреля 1858 года.
|