БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ГОМЕС ВИСЕНТЕ
ГОМЕС Висенте (Vicente Gomez,
Vincente Martinez Gomez), 1911-2001, испанский и американский гитарист и
композитор. Был равно знаменит и как гитарист фламенко и как
классический гитарист. Родился в Мадриде (Испания) 8 июля 1911 года. Его
отец владел в городском квартале "красных фонарей" таверной, часто
посещавшейся моряками и цыганами. Именно здесь, на ее кухне, и начал
практиковаться в игре на гитаре 6-летний Висенте, повторяя ритмы
фламенко, услышанные им от клиентов отцовского заведения. В 12 лет он
поступил в Мадридскую реальную консерваторию, где получил классическое
гитарное образование, занимаясь у Квинтина Эскуэмбре, в свое время
учившегося у Тарреги. Уже годом позже Висенте Гомес выступил со своим
первым концертом. Пианист Артур Рубинштейн, слышавший игру молодого
гитариста, оценил его способности и поощрил к вступлению на путь
профессиональной музыкальной карьеры. Гомес начал с концертов в Северной
Африке и Италии, написал музыку для нескольких испанских кинофильмов,
однако до 25 летнего возраста продалжал играть в отцовской таверне. В
1924 году выступал в Teatro Espanol, а в 1932-1933 годах по некоторым
источникам гастролировал во Франции и СССР.
В 1936 году Висенте Гомес был приглашен с концертами в Советский Союз.
День его дебюта в Ленинграде совпал с началом на родине музыканта
гражданской войны, вспых-нувшей в результате мятежа, поднятого
генералами Э. Мола и Ф. Франко. Висенте Гомесу, находившемуся в
оппозиции к Франко, возвращение в Испанию грозило арестом и он был
вынужден искать убежище сначала во Франции, а затем принял приглашение о
концертах на Кубе, в Мексике и США.
В течение последующих 25 лет им было выпущено еще более десятка альбомов,
в их числе: Blood And Sand [Decca DL 4629], Rio Flamenco [Decca DL
74156], The Romantic Guitar Of Vicente Gomez [Decca DL 4558], Vicente
Gomez Guitar Recital [Decca DL 8017]. Висенте Гомес периодически
высту-пал в самых популярных ночных клубах Нью-Йорка.
В 1941 году композитор Альфред Ньюман пригласил Гомеса принять участие в
написании музыки для фильма "Кровь и песок" ("Blood and Sand")
киностудии '20th Century-Fox'. После увольнения в 1946 году со службы из
армии США Висенте Гомес открыл в 1948 году на знаменитой нью-йорксой
52-ой улице свой собственный ночной клуб "La Zambra". Выступления
музыканта в клубе привлекали в него элиту Бродвея и Голливуда. В 1950
году именно этот клуб был избран для нью-йоркской презентации знаменитой
премии американской киноакадемии; кроме того он стал местом проведения
собраний Нью-Йоркского общества классической гитары, вице-президентом
которого являлся Висенте Гомес. В последующее десятилетие В. Гомес
проявил себя и как композитор, и как исполнитель в нескольких
голливудских фильмах (в некоторых из которых снялся как актер), среди
них: Blood and Sand (1941), The Kissing Bandit (1948), Crisis (1950),
The Snows of Kilimanjaro(1952), The Fighter (1952), Moonfleet (1955),
The Sun Also Rises (1957) и др.
В 1953 (или 1954) году В. Гомес переехал в Лос-Анджелес, где открыл
Академию испанских искусств (The Academy of Spanish Arts) – школу, в
которой преподавали гитару фламенко, классическую гитару, танец
фламенко, балет, испанский язык и даже обучали тореадоров – участников
боев с быками (корриды).
В лос-анджелесский период своей жизни, помимо работы в кино, Висенте Гомес
написал музыку к трагедии Гарсиа Лорки "Кровавая свадьба" о жизни
испанского художника Франсиско Гойи, а также концерт для гитары и
оркестра.
В 1958 году он совершил турне по Европе, а затем сосредоточился на
преподавательской и композиторской деятельности. Умер в Лос-Анджелесе 23
декабря 2001 года в возрасте 90 лет.
Одним из самых популярных произведений Висенте Гомеса является его
знаменитый Романс – Romance de Amor, который очень часто называют просто
Романсом Гомеса (Gomez' Romance). Авторство Висенте Гомеса на это
произведение не является полным и неоспоримым: по сути, им создана очень
удачная версия известного анонимного романса, который существует также и
в других вариантах. Среди последних наибольшей известностью пользуется
гитарная аранжировка "Романса" Нарсисо Епесом: в его варианте он впервые
прозвучал во французском кинофильме "Запрещенные игры" – “Jeux Interdits
(Musique du film) – Romance”.
|