БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
МАТЕЙКА ВАЦЛАВ
МАТЕЙКА Вацлав (Венцеслав) Томас (Wenzeslaus
Thomas Matiegka, тж. Wenzel Matiegka), 1773-1830, – австрийский и чешский
композитор и гитарист, музыкальный педагог. Родился в Богемии (историческое
название части нынешней Чехии) 6 июля 1773 года в семье музыкантов. В детстве
обучался пению, скрипке и фортепиано. В 1788 году для углубления своего
музыкального образования занимался гармонией и композиторским мастерством, чуть
позже осво-ил виолончель. Изучал право в Пражском университете и к 1791 году
получил юридическое образование. По протекции своего педагога аббата Гелинека,
бывшего в то время учителем музыки в доме графа Фердинанда Кински, Матейка
получил место секретаря суда в графском владении в городе Хлумеце. Однако
влечение к занятию музыкой побудило его в 1800 году оставить службу и
отправиться в Вену в надежде реализовать себя как музыканта. Не имея в столице
Австрии рекомендаций и средств к существованию, он первое время вынужден был
работать поверенным адвоката, но вскоре начал давать уроки музыки и уже к 1802
году приобрел славу превосходного учителя игры на фортепьяно. В Вене В. Матейка
страстно увлекся гитарой и стал с рвением заниматься этим инструментом. Быстро
достигнув блестящих результатов, он направил свою основную педагогическую
деятельность на преподавание игры на гитаре и очень скоро получил на этом
поприще большое признание. Одновременно начал писать музыку для гитары. В 1817
году Матейка стал регентом (дирижером) хора в церкви Св. Леопольда в Вене, а
четыре года спустя – церкви Св. Иосифа, после чего сочинял преимущественно
церковную музыку. Автор около четырех десятков сочине-ний для гитары (соло,
дуэты, трио), изданных различными венскими издательствами, из которых, в первую
очередь, следует упомянуть: "Большую сонату для гитары соло" (оп. 1), сонаты для
гитары (op. 2, 23, 31); вариации для гитары (op. 5, 6, 7, 10, 15 и 27); "12
блестящих менуэтов" (op. 15); "Дуэты для скрипки и гитары" (op. 19), а также
"Трио для кларнета, рожка и гитары" (op. 18); "Трио для флейты, виолы и гитары"
(op. 21, 24 и 26). Его "Ноктюрн" (op. 21) был переделан Ф. Шубертом в "Квартет"
и долго причислялся к оригинальным сочинениям Шуберта; его же op. 8 был
переделан Л. ван Бетховеном в "Серенаду для скрипичного трио". По оценке
польского музыковеда Юзефа Поврожняка, "творчество Матейки отличается
великолепным знанием техники инструментов, а также характерным для тех времен
стилем венских классиков". Умер в Вене 19 января 1830 года, оставив вдову и
шестерых детей в настолько нищенском положении, что городские власти были
вынуждены взять на себя похоронные расходы.
|