БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
МОМПУ ФЕДЕРИКО
МОМПУ Федерико (Federico [Frederic]
Mompou) – испанский композитор. Родился 16 апреля 1893 года в Барселоне
(Испания), его отец был каталонцем, а мать – по происхождению
француженкой. Семья матери владела мануфакту-рой, где отливали колокола
(там же некоторое время работал и сам Федерико), – впоследстии звон
колоколов неоднократно становил-ся составной частью музыки ком-позитора.
Музыкальное образова-ние начинал в Барселонской консерватории, но в 1911
году в возрасте 18 лет (по рекомендации композитора Энрике Гранадоса)
уехал в Париж, где занимался фортепьяно у И. Филиппа (Isodore Philippe)
и Фердинанда Мот-Лакруа (Ferdinand Motte-Lacroix), а также изучал
гармонию у Марселя Самуэля Руссо (M. Samuel Rousseau). Собственно
компози-ции Федерико Момпу никогда специально не учился, отчего,
вероятно, избегал именовать себя "композитором". Он писал музыку скорее
по наитию, прислушиваясь к чувствам, голосу сердца и следуя собственным
субъективным представлениям о крастоте и гармонии, при этом редко
сознательно повинуясь сложившимся правилам композиции, контрапункта или
требованиям музыкальной теории. Впрочем, в понимании самого Момпу не
быть композитором имело не "ученический", а значительно более глубокий
смысл: "композитором", т.е. "сочинителем", "делателем" музыки, он себя
не признавал и не ощущал в силу убеждения, что он музыку не создает, а
лишь доносит до людей. "Я не композитор, – говорил Момпу, – и я не хочу
быть композитором. Мне кажется, что я – музыка, музыка, которая, я
уверен, не создана мной, поскольку я всегда чувствовал, что она приходит
в меня извне".
С началом Первой мировой войны Момпу покинул Францию и возвратился на
родину, однако в 1921 году вернулся в Париж, где прожил 20 последующих
лет вплоть до начала Второй мировой войны. Профессиональную музыкальную
карьеру Момпу начинал как пианист-исполнитель: первый публичный концерт
состоялся в 1908 году. Но уже годом позже он твердо утвердился в мысли,
что непременно должен сам писать музыку и всецело посвятил себя
композиции. Первым сочинением стали Impresiones intimas (1911-1914), а в
20-30-е годы его музыка была уже хорошо известна в Париже и звучала в
лучших салонах французской столицы.
Наибольшее влияние на Федерико Момпу как композитора оказали Габриель Форе
(1845-1924), Клод Дебюсси (1862-1918), Морис Равель (1875-1937) и Эрик
Сати (1866-1925), с которым его сравнивают чаще всего. Помимо них в
музыке Момпу находят влияние Фридерика Шопена (1810-49), А. Н. Скрябина
(1871/72-1915) и Франсиса Пуленка (1899-1963). В то же время музыка Ф.
Момпу, конечно же, в высшей степени индивидуальна и самобытна.
Большая часть произведений Федерико Момпу написана для фортепьяно. Среди
сочинений, вошедших в гитарный репертуар, наибольшей популярностью
пользуется Suite Compostelana (Preludio | Coral | Cuna | Recitativo |
Cancion | Muneira) – почти единственное произведение, специально
написанное композитором для гитары (1962), другим является Canco i Dansa,
No. 13 для гитары соло, а также гитарные аранжировки Cancons i Danses No.
1-12 и No. 14 для фортепьяно (1918-1962), в основу большей части из
которых положены традиционные каталонские мелодии.
|