БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
МОЦЦАНИ ЛУИДЖИ
МОЦЦАНИ Луиджи (Luigi Mozzani),
1869-1943, – один из наиболее известных итальянских гитаристов-виртуозов
и композиторов конца XIX – 1-ой половины ХХ столетия, педагог, мастер
музыкальных инструментов. Много сделал для возрождения интереса к гитаре
не только в Италии, но и в Европе в целом.
Луиджи Моццани родился 9 марта 1869 года в г. Фаэнца на севере Италии,
обл. Эмилия-Романья, в крайне бедной семье выходцев из Анконы. Его отец
был уличным сапожником, а мать ткачихой. Возможностей для получения
образования у мальчика было немного, но учеником он оказался на редкость
старательным и способным. Азам музыкальной грамоты его обучил местный
булочник, игравший на трубе. Довольно скоро Луиджи сумел добиться места
кларнетиста в городском ансамбле Фаэнцы. Рассказывают, что впервые
услышав гитару, он был так очарован ее звуками, что сразу же твердо
решил научиться играть на гитаре и сам. Первая доставшаяся Луиджи гитара
была старой и разбитой, однако ему удалось ее починить и он начал
заниматься по модным в то время методикам (Карулли, Джулиани).
Одновременно Моццани учился играть на гобое – владение несколькими
инструментами давало в будущем больше шансов найти работу. В
консерваторию Болоньи он поступил в 22 года в класс гобоя и композиции
и, успешно ее окончив, получил диплом гобоиста. Некоторое время спустя
Моццани занял место первого гобоиста в известном оркестре, в составе
которого выступал на протяжении десяти лет: концертами оркестра в разные
годы дирижировали Ганс Рихтер (1843-1916) и Артуро Тосканини
(1867-1957). Совершил серию гастрольных поездок, побывав в нескольких
европейских странах (включая Россию, где имел большой успех), в Африке и
Японии. Затем в течение двух лет (1894-1896) жил в Америке – оркестр, с
которым он в то время гастролировал по США, распался, и музыканту,
оказавшемуся вдали от родины без средств к существованию, пришлось
искать другую работу, чтобы заработать деньги для возвращения в Европу.
В эти годы Моццани выступает как гитарист и дает уроки игры на гитаре. В
1896 году в Нью-Йорке он опубликовал в трех частях "Упражнения для
гитары" (Studies for guitar), ставшие известными как "Метод Моццани",
хотя в действительности работа являла собой лишь коллекцию искусно
подобранных упражнений, гамм и этюдов, направленных на то, чтобы помочь
гитаристам, уже имеющим определенные навыки и опыт игры на гитаре,
последовательно – от занятия к занятию – совершенствовать свою
инструментальную технику.
По возвращению в Европу, Луиджи Моццани в конце 19 века на два года
обосновался в Париже, где установил контакты с крупнейшими
концертирующими гитаристами того времени (Альфредо Котти, Мигелем
Льобетом и др.). Во Франции он написал "8 пьес для гитары соло", которые
однако были опубликованы только в 1963 году, уже после смерти
композитора. Здесь же в Париже Моццани начал проявлять интерес к
изготовлению гитар. Вернувшись в Италию он поселился в родном Фаэнце,
где основал собственную мастерскую по конструированию и изготовлению
гитар, а позднее переехал в Болонью. В 1899 году опубликовал сборник
своих сочинений для гитары, в том числе и знаменитую "Preghiera".
Будучи увлечен работой по изготовлению гитар, Луиджи Моццани не прерывал и
своей концертной деятельности. В конце 1906 года с большим успехом
прошел его сольный концерт в Нюрнберге, спонсорованный Международным
гитарным обществом, после которого добрая репутация Моццани-гитариста в
Центральной Европе значительно окрепла и перед ним открылись возможности
организации новых концертов в крупнейших европейских городах. Он побывал
в эти годы с концертами в Англии (где прожил около полугода), во
Франции, Германии и Австрии. В том же 1906 году Луиджи Моццани анонимно
подал на музыкальный конкурс итальянского журнала "Il Plettro",
организатором которого выступил гитарист и издатель Алессандро Виццари,
свою пьесу Serenata. Эта композиция выиграла первый приз и Золотую
медаль конкурса и затем была опубликована под названием Feste Lariane.
Между 1905 и 1908 годом Моццани ездил в Германию и Австрию. В Мюнхене он
останавливался у Бюка, президента гитарного общества. Здесь его крайне
интересовала обширная коллекция инструментов, в частности, "гитары-лиры"
старых немецко-австрийских мастеров. Этот интерес был вызван огромным
впечатлением, которое незадолго до того произвело на Моццани звучание
гитары 1836 года работы венского мастера Шенка, выполненной в форме
лиры. В 1900-е годы, живя в г. Ченто (в провинции Феррара), Моццани
чередовал концерты и преподавание с конструированием различных моделей
гитар, активно сотрудничая в этом с местными мастерами. Он пытался
изменить модель гитары-лиры, разрабатывая механизм, дающий возможность
регулировать наклон грифа посредством системы деревянных винтов. Такое
решение им было найдено и новшество в 1912 году было запатентовано.
В 1908 году Луиджи Моццани опубликовал в Берлине свои новые работы: "Colpo
di vento", "Mazurka" и "Valzer lento", а затем политические события
заставили его покинуть Германию.
В 1910-1924 годах Моццани главным образом занимался изготовлением
инструментов: из его мастерской вышло множество смычковых и все типы
струнных инструментов, необходимых для образования струнного оркестра. В
1914 году Луиджи Моццани возобновил активную концертную деятельность,
объехав почти всю Италию, однако болезнь дочери и ее смерть в 1916 году
стали для него страшным ударом и в течение последующих 15 лет он
публично не выступал, посвятив себя почти полностью работе над
музыкальными инструментами и различными приспособ-лениям для музыкантов.
В 1927 году по соглашению с муниципалитетом Ченто, мастерская Моццани
была преобразована в "Итальянскую школу мастеров [струнных] музыкальных
инструментов Луиджи Моццани" и переведена в Болонью. Поступить в школу
можно было только по конкурсу. Помимо гитар Моццани изготавливал
скрипки, мандолины, мандолы (ее струны настраивались на октаву ниже, чем
у мандолины) и виолончели. В 1934 году по политическим причинам она была
закрыта, но Моццани продолжал изготавливать гитары, работая сначала в
Ченто, а затем в Роверето. Изготовленные им гитары продавались по всему
миру. Открыть школу вновь ему удалось только в 1942 году в Роверето, а
на следующий год – в 1943 – он скончался.
Автор оригинальных сочинений для гитары ("Старинная итальянская песня",
"Сентиментальная серенада", "Мазурка", "Псалмодия", 6 "Каприччио",
"Двадцать пять прелюдий" и др.), обработок и переложений.
|