Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

БИОГРАФИИ   ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)

 

МОЦЦАНИ ЛУИДЖИ

 

 МОЦЦАНИ Луиджи (Luigi Mozzani), 1869-1943, – один из наиболее известных итальянских гитаристов-виртуозов и композиторов конца XIX – 1-ой половины ХХ столетия, педагог, мастер музыкальных инструментов. Много сделал для возрождения интереса к гитаре не только в Италии, но и в Европе в целом.
 Луиджи Моццани родился 9 марта 1869 года в г. Фаэнца на севере Италии, обл. Эмилия-Романья, в крайне бедной семье выходцев из Анконы. Его отец был уличным сапожником, а мать ткачихой. Возможностей для получения образования у мальчика было немного, но учеником он оказался на редкость старательным и способным. Азам музыкальной грамоты его обучил местный булочник, игравший на трубе. Довольно скоро Луиджи сумел добиться места кларнетиста в городском ансамбле Фаэнцы. Рассказывают, что впервые услышав гитару, он был так очарован ее звуками, что сразу же твердо решил научиться играть на гитаре и сам. Первая доставшаяся Луиджи гитара была старой и разбитой, однако ему удалось ее починить и он начал заниматься по модным в то время методикам (Карулли, Джулиани).
 Одновременно Моццани учился играть на гобое – владение несколькими инструментами давало в будущем больше шансов найти работу. В консерваторию Болоньи он поступил в 22 года в класс гобоя и композиции и, успешно ее окончив, получил диплом гобоиста. Некоторое время спустя Моццани занял место первого гобоиста в известном оркестре, в составе которого выступал на протяжении десяти лет: концертами оркестра в разные годы дирижировали Ганс Рихтер (1843-1916) и Артуро Тосканини (1867-1957). Совершил серию гастрольных поездок, побывав в нескольких европейских странах (включая Россию, где имел большой успех), в Африке и Японии. Затем в течение двух лет (1894-1896) жил в Америке – оркестр, с которым он в то время гастролировал по США, распался, и музыканту, оказавшемуся вдали от родины без средств к существованию, пришлось искать другую работу, чтобы заработать деньги для возвращения в Европу. В эти годы Моццани выступает как гитарист и дает уроки игры на гитаре. В 1896 году в Нью-Йорке он опубликовал в трех частях "Упражнения для гитары" (Studies for guitar), ставшие известными как "Метод Моццани", хотя в действительности работа являла собой лишь коллекцию искусно подобранных упражнений, гамм и этюдов, направленных на то, чтобы помочь гитаристам, уже имеющим определенные навыки и опыт игры на гитаре, последовательно – от занятия к занятию – совершенствовать свою инструментальную технику.
 По возвращению в Европу, Луиджи Моццани в конце 19 века на два года обосновался в Париже, где установил контакты с крупнейшими концертирующими гитаристами того времени (Альфредо Котти, Мигелем Льобетом и др.). Во Франции он написал "8 пьес для гитары соло", которые однако были опубликованы только в 1963 году, уже после смерти композитора. Здесь же в Париже Моццани начал проявлять интерес к изготовлению гитар. Вернувшись в Италию он поселился в родном Фаэнце, где основал собственную мастерскую по конструированию и изготовлению гитар, а позднее переехал в Болонью. В 1899 году опубликовал сборник своих сочинений для гитары, в том числе и знаменитую "Preghiera".
 Будучи увлечен работой по изготовлению гитар, Луиджи Моццани не прерывал и своей концертной деятельности. В конце 1906 года с большим успехом прошел его сольный концерт в Нюрнберге, спонсорованный Международным гитарным обществом, после которого добрая репутация Моццани-гитариста в Центральной Европе значительно окрепла и перед ним открылись возможности организации новых концертов в крупнейших европейских городах. Он побывал в эти годы с концертами в Англии (где прожил около полугода), во Франции, Германии и Австрии. В том же 1906 году Луиджи Моццани анонимно подал на музыкальный конкурс итальянского журнала "Il Plettro", организатором которого выступил гитарист и издатель Алессандро Виццари, свою пьесу Serenata. Эта композиция выиграла первый приз и Золотую медаль конкурса и затем была опубликована под названием Feste Lariane.
 Между 1905 и 1908 годом Моццани ездил в Германию и Австрию. В Мюнхене он останавливался у Бюка, президента гитарного общества. Здесь его крайне интересовала обширная коллекция инструментов, в частности, "гитары-лиры" старых немецко-австрийских мастеров. Этот интерес был вызван огромным впечатлением, которое незадолго до того произвело на Моццани звучание гитары 1836 года работы венского мастера Шенка, выполненной в форме лиры. В 1900-е годы, живя в г. Ченто (в провинции Феррара), Моццани чередовал концерты и преподавание с конструированием различных моделей гитар, активно сотрудничая в этом с местными мастерами. Он пытался изменить модель гитары-лиры, разрабатывая механизм, дающий возможность регулировать наклон грифа посредством системы деревянных винтов. Такое решение им было найдено и новшество в 1912 году было запатентовано.
 В 1908 году Луиджи Моццани опубликовал в Берлине свои новые работы: "Colpo di vento", "Mazurka" и "Valzer lento", а затем политические события заставили его покинуть Германию.
В 1910-1924 годах Моццани главным образом занимался изготовлением инструментов: из его мастерской вышло множество смычковых и все типы струнных инструментов, необходимых для образования струнного оркестра. В 1914 году Луиджи Моццани возобновил активную концертную деятельность, объехав почти всю Италию, однако болезнь дочери и ее смерть в 1916 году стали для него страшным ударом и в течение последующих 15 лет он публично не выступал, посвятив себя почти полностью работе над музыкальными инструментами и различными приспособ-лениям для музыкантов. В 1927 году по соглашению с муниципалитетом Ченто, мастерская Моццани была преобразована в "Итальянскую школу мастеров [струнных] музыкальных инструментов Луиджи Моццани" и переведена в Болонью. Поступить в школу можно было только по конкурсу. Помимо гитар Моццани изготавливал скрипки, мандолины, мандолы (ее струны настраивались на октаву ниже, чем у мандолины) и виолончели. В 1934 году по политическим причинам она была закрыта, но Моццани продолжал изготавливать гитары, работая сначала в Ченто, а затем в Роверето. Изготовленные им гитары продавались по всему миру. Открыть школу вновь ему удалось только в 1942 году в Роверето, а на следующий год – в 1943 – он скончался.
 Автор оригинальных сочинений для гитары ("Старинная итальянская песня", "Сентиментальная серенада", "Мазурка", "Псалмодия", 6 "Каприччио", "Двадцать пять прелюдий" и др.), обработок и переложений.

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2024 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio