БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
Орехов Сергей
Дмитриевич
Орехов Сергей Дмитриевич, род. 23.10.1935 в Москве, ум.
19.8.1998 от сердечного приступа; советский гитарист и
композитор, выступал как
солист-гитарист объединения «Москонцерт» в различных городах
СССР, а также за границей. O. – автор нескольких сочинений и
обработок для 7-струнной гитары. Орехов С. Д. – один из лучших
русских гитаристов, семиструнник (свободно владел также
шестиструнной гитарой, но публично не выступал). Совмещал в себе
гениальный дар импровизатора, исполнителя и композитора. Много
сделал для создания русского национального гитарного репертуара.
Автор многочисленных обработок для гитары русских народных песен
и романсов. Гитарой стал заниматься довольно поздно – в начале
50-х г. г. Сначала самостоятельно, а затем брал частные уроки у
гитариста Владимира Митрофановича Кузнецова (1987–1953), который
написал в свое время книгу "Анализ строя шести- и семиструнной
гитары" (М., 1935), и у которого учились очень многие московские
гитаристы. Посещал кружок у гитарного энтузиаста В.М.
Ковальского. Музыкальной карьере Сергея Орехова не помешала даже
болезнь рук – результат рано развившегося полиартрита. После
службы в армии он поступил в 1956 г. в Москонцерт к
исполнительнице цыганских романсов и песен Раисе Жемчужной, с
которой проработал около 7 лет, вплоть до ее ухода на пенсию.
После чего выступал вместе со своей женой, исполнительницей
старинных романсов, цыганских песен и романсов Надеждой
Тишининовой. Некоторое время работал вместе с Алексеем
Перфильевым в цыганском джаз-ансамбле у скрипача и певца Николая
Эрденко, а затем организовал с А. Перфильевым (6-струнная гитара)
собственный гитарный дуэт. Написал также несколько обработок для
шестиструнной гитары (в частности, романсы "Не пробуждай
воспоминаний", "Дремлют плакучие ивы" и "Хризантемы"). Учитывая
рост популярности шестиструнной гитары, планировал переложить на
нее весь основной русский репертуар семиструнный гитары. С. Д.
Орехов побывал с сольными гитарными концертами в ряде зарубежных
стран: в Германии, Польше, Югославии, Франции. После блестящего
выступления на фестивале гитаристов в Польше получал
приглашения в Грецию и США. Ноты романса "Ямщик" в обработке
Орехова были изданы в США американцем русского происхождения
Матанией Офи, с которым они познакомились на польском фестивале.
Несколько музыкальных записей было сделано в Париже. Сергей
Орехов, имевший весьма ограниченный, по свидетельству Н.
Тишининовой, доступ на телевидение, тем не менее, несколько раз
выступал в различных телевизионных программах. Всю свою жизнь
Сергей Орехов оставался верен русской гитаре и тяжело переживал,
что она стала терять в России свои позиции: "Я никогда не думал,
– говорил он, – что шестиструнная гитара завоюет Россию.
Семиструнная гитара – настолько народная; это гитара военная,
литературная... Какие угодно возьмите слои общества:
семиструнная гитара – это родной инструмент, с которым русский
человек связан"».
|