БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
СЕГОВИЯ АНДРЕС
СЕГОВИЯ Андрес (1893-1987) – выдающийся
испанский гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и
виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре. Помогало
ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной литературы. В 1909
году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава пришла к нему в 1924
году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена исключительным
виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил технические и
выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар классическую и современную
музыку (многие произведения в собственных обработках), поднял гитарное
исполнительство на высокий художественный уровень. Для Сеговии написаны и
посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де Манена, А. Русселя, М.
Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила- Лобоса, А. Тансмана и др.
Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли
обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста
выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся
талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего
мастерства.
Трижды, в 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным
успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия выступал не
только с концертами, но и встречался с местными гитаристами, слушал их игру,
проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось и на развитии
гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие
музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент, достойный
серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в музыкальных
училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных вузах. Сеговия
воспитал блестящую плеяду гитаристов - Д. Вильямс, Д. Брим (Великобритания), А.
Диас (Венесуэла), Х. Томас (Испания), К. Паркенинг (США), М. Гасбаррони (Италия)
и др. Деятельность Андреса Сеговии приобрела такой размах потому, что уже в
самом начале своей музыкальной карьеры он рассматривал гитару как один из
компонентов всей музыкальной культуры в целом. С его помощью возродилась старая
и родилась новая литература для гитары, он заинтересовал гитарой
профессиональных музыкантов и композиторов, что повлекло за собой подъем
интереса к искусству игры на классической гитаре. Его музыкальная деятельность
рассматривается и оценивается как выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии
была присуждена самая почетная премия - „Жизнь, отданная искусству".
Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести
курсы обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии
Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает
репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а также
пьес для лютни и виуэлы.
Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему
удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных
стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для этого
инструмента.
\ |