БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ВИЛА-ЛОБОС ЭЙТОР
Вила-Лобос
Эйтор
(Heitor Villa-Lobos), 5 марта 1887 – 17 ноября 1959, Рио-де-Жанейро, –
выдающийся бразильский композитор, знаток музыкального фольклора,
дирижер, педагог. Брал уроки у Ф. Браги. В 1905-1912 годах путешествовал
по стране, изучал народный быт, музыкальный фольклор (записал свыше 1000
народных мелодий). С 1915 года выступал с авторскими концертами.
В 1923-30 гг. жил преимущественно
в Париже, общался с французскими композиторами. В 30-х годах провел
большую работу по организации в Бразилии единой системы музыкального
образования, основал ряд музыкальных школ и хоровых коллективов. Эйтор
Вила-Лобос является автором специальных учебных пособий («Практическое
руководство», «Хоровое пение», «Сольфеджио» и др.), теоретического
труда «Музыкальное воспитание». Он также выступал как дирижёр,
пропагандировал на родине и в других странах бразильскую музыку.
Музыкальное образование получил в Париже, где познакомился с А. Сеговией
и которому в дальнейшем посвятил все свои сочинения для гитары.
Сочинения Вила-Лобоса для гитары обладают ярко выраженным национальным
характером, современные ритмы и гармонии в них тесно сплетаются с
самобытными песнями и танцами бразильских индейцев и негров. Глава
национальной композиторской школы. Инициатор создания Бразильской
академии музыки (1945, ее президент). Разработал систему музыкального
воспитания детей. 9 опер, 15 балетов, 20 симфоний, 18 симфонических
поэм, 9 концертов, 17 струнных квартетов; 14 «Шорос» (1920-29),
«Бразильские бахианы» (1944) для инструментальных ансамблей,
неисчислимое множество хоров, песен, музыка для детей, обработки
фольклорных образцов и др. – всего свыше тысячи самых разнообразных
сочинений.
Творчество Вила-Лобоса – одна из вершин латино-американской музыки. В
1986 г. в Рио-де-Жанейро открыт музей Вила-Лобоса.
Первоначальное знакомство с
музыкой проходило под руководством отца – широко образованного человека.
Он обучил сына игре на виолончели и кларнете. Некоторое время Эйтор
посещал музыкальные классы в колледже св. Петра в Рио-де-Жанейро,
позднее – курсы в Национальном музыкальном институте. Однако
систематического образования Вила-Лобос так и не получил – родные не
имели достаточно средств, и юноша должен был думать о заработке.
Будущее композитора определила его врожденная музыкальность. С
юношеских лет Вила-Лобос играл в шоро – небольших уличных ансамблях,
общался с народными музыкантами. С целью сбора и изучения музыкального
фольклора, народных обрядов, сказок, легенд Вила-Лобос принял участие в
фольклорной экспедиции 1904-1905 годов; следующие поездки по стране
состоялись в 1910-1912 годы. Под влиянием бразильской народной музыки
Вила-Лобос создает свой первый крупный цикл для камерного оркестра
«Песни сертана» (1909).
Знаменательным для музыканта стало
знакомство с композитором Д. Мийо и пианистом Артуром Рубинштейном.
В 1923 году Вила-Лобос получает
правительственную стипендию, что дает ему возможность жить несколько лет
в Париже. Там он встречается со многими выдающимися музыкантами, в том
числе с М. Равелем, М. Де Фальей, В. д'Энди, С. Прокофьевым. К этому
времени Вила-Лобос вполне сформировался как художник, его произведения
широко известны не только в Бразилии, но и в Европе. Вдали от родины,
особенно остро ощущая свою связь с бразильским искусством, среди других
сочинений он завершает огромный цикл «Шоро»—своеобразное творческое
преломление бразильского фольклора.
В
1931 году Вила-Лобос возвращается в Бразилию и сразу же активно
включается в музыкальную жизнь страны. Он побывал с концертами в
шестидесяти шести городах почти всех ее провинций. По поручению
правительства, занимаясь организацией единой системы музыкального
образования в стране. Эйтор Вила-Лобос создает Национальную
консерваторию, десятки музыкальных школ и хоровых коллективов, вводит
музыку в школьные программы, считая, что хоровое пение – основа
музыкального образования. В те же годы появляется его учебное пособие
«Практическое руководство для изучения фольклора» – антология небольших
хоровых песен на два-три голоса a cappella или в сопровождении
фортепиано, которое считается подлинной энциклопедией
музыкально-поэтического фольклора Бразилии. По инициативе Вила-Лобоса в
1945 году в Рио-де-Жанейро была открыта Бразильская академия музыки,
президентом которой он оставался до конца жизни.
Композитор вел также широкую концертную деятельность, пропагандируя
бразильскую музыку,– выступал как дирижер на родине, в странах Южной и
Северной Америки, в Европе. Признание пришло к нему при жизни. В 1943
году Вила-Лобосу присваивают звание почетного доктора Нью-Йоркского
университета, в 1944 году избирают членом-корреспондентом Аргентинской
академии изящных искусств. В 1958 году он получает «Гран-при» за
пластинку с сюитами «Открытие Бразилии».
Диапазон творчества Вила-Лобоса очень широк – от монументальных
симфонических полотен до небольших вокальных и инструментальных
миниатюр. Его произведения (их более тысячи) носят ярко выраженный
национальный характер. Вила-Лобос горячо верил в преобразующие
возможности музыки; именно потому так много сил им было отдано и своему
музыкальному образованию, и музыкально-общественной деятельности, и
популяризации достижений мировой музыкальной культуры. Лучшее его
творение – цикл «Бразильские бахианы». Нигде до того не достиг
композитор столь органичного сочетания национальных истоков и
классических форм, подобных высот вдохновения.
С гитарой, на которой Вила-Лобос прекрасно играл и мог считаться даже
виртуозом на этом инструменте, связаны яркие страницы его творчества.
Первыми работами для гитары были переложения пьес композиторов –
классиков и романтиков. Среди созданных впоследствии оригинальных
сочинений Вила-Лобоса – Концерт для гитары с оркестром, цикл миниатюр
«Двенадцать этюдов», «Популярная бразильская сюита», 5 прелюдий,
транскрипции для двух гитар и др. Многие из этих произведений
вдохновлены искусством выдающегося гитариста современности А. Сеговии и
посвящены ему.
|