БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ВЫСОТСКИЙ МИХАИЛ
Высотский
(Высоцкий) Михаил Тимофеевич (ок. 1791 – 16 (28) декабря 1837, Москва),
русский гитарист-виртуоз,
композитор и педагог. Завершил становление семиструнной гитары как
русского народного инструмента. Из крепостных крестьян М.М. Хераскова, в
подмосковном имении которого в с. Очаково (ныне район
Очаково-Матвеевское г. Москвы) провел детство и
раннюю молодость. Там же учился игре на гитаре у С.Н. Аксенова. В 1807
получил вольную. В
1813 переселился в Москву, приписался к мещанскому сословию и все
остальные годы своей жизни почти безвыездно прожил в Москве. С
публичными концертами выступал сравнительно редко, но всегда с огромным
успехом. Поражал слушателей не только необыкновенной техникой игры, а и
вдохновением, своим импровизационным даром, богатством музыкальной
фантазии. Равно славился и как гитарист-исполнитель, и как композитор.
Сочинял вальсы, полонезы, мазурки; переложил для гитары пьесы И.С. Баха
(в том числе полифонические), В.А. Моцарта, Л. ван Бетховена, И. Н.
Гуммеля, Дж. Фильда (с которым был близок). Автор большого числа
фантазий и вариаций на русские народные темы (циклы из 4-5 вариаций,
обрамлённые "заставками" и "концовками"): "Ах, ты, матушка, голова
болит...", "Пряди, моя пряха...", "Во саду ли, в огороде...", "Уж как
пал туман...", "Люблю грушу садовую...", "Соловушка", "Вот мчится тройка
удалая..." и около сотни других. Был прекрасным педагогом, уроки
которого очень ценились и в Москве, и в провинции; в числе
много-численных учеников Высотского – представители самых разных
сословий и профессий: князья, графы, дворяне, купцы, писатели, доктора,
чиновники, лавочники. Учениками Высотского было и большинство наиболее
заметных московских гитаристов второй половины XIX века (А.А.Ветров,
И.Е.Ляхов, Н. Е. Липкин, Фалеев, Цезырев, Кладовщиков), включая
руководителей цыганских хоров И. О. Соколова и Ф. И. Губкина. В круг
друзей и почитателей таланта Высотского входили многие известные деятели
в области музыки и литературы, в том числе М. А. Стахович, М. Ю.
Лермонтов (посвятивший Высотскому стихотворение "Звуки", 1830-31),
А.И.Полежаев, А.И.Дюбюк и др. С уважением и восторгом отзывался об
исполнительском мастерстве Высотского Ф. Сор, с которым они
познакомились в 1823 году. Большую популярность получила "Практическая
школа семиструнной гитары, сочиненная Михаилом Высотским.
Как учитель, Высотский тоже был
нарасхват; несмотря на то, что за уроки он брал по пятнадцати рублей
(ассигнациями) за час, у него все-таки не хватало времени и приходилось
многим отказывать. Число учеников его было громадно; он оставил после
себя наибольшее число их и в Москве и в провинции; в числе этих учеников
можно найти лиц всевозможных званий и профессий — князей, графов,
дворян, купцов, писателей, докторов, чиновников и лавочников.
Из учеников его впоследствии пользовались наибольшей известностью как
гитаристы: И.Е.Ляхов, Н.Е.Липкин, Фалеев, Цезырев, Кладовщиков, Ветров,
кроме упомянутых раньше Стаховича и Пузина.
Сочинения Высотского, заключавшие
в себе главным образом композиции на русские песни, немало
способствовали также и тому, что за высшим сословием и среднее взялось
за гитару, а затем уж она направилась и в народ.
К урокам своим Высотский относился очень небрежно, ужасно манкировал
[однако же, вспоминает Стахович] "...у Высотского ученики делали больше
успехов, чем у всех других учителей: такой способности передавать и
создавать восприимчивость в ученике я не видал ни у кого.
Ноты были вещь второстепенная в
уроках его; главное была его игра: он переигрывал такт за тактом с
учеником и таким образом заставлял живо подражать своей игре. Одна пьеса
вызывала у него другую, за анданте следовало аллегро, за лихой песней —
грациозные аккорды: этим возбуждал он охоту выучить все то, что он
играл. Но, увлекаясь в игре, он был нетерпелив в писании нот, и что он
играл в один урок, то надобно было заставлять его писать и разучивать в
год. Зато оставались всегда в памяти сыгранные им пьесы и оставалась
охота заставить его записать их как-нибудь, так что ученик его ловил
каждый час, каждую минуту его урока, и из его урока ничего не пропадало.
По внешности своей Высотский был среднего роста, более, однако же,
высокого, худощав лицом; лоб у него был развит чрезвычайно музыкально.
В манерах он был скромен и застенчив, в особенности в незнакомом ему
обществе или с людьми выше себя по званию; вероятно, этим и можно
объяснить, что и в публичных концертах он выступал сравнительно редко.
Тем не менее сын его, Семен Михайлович, сообщал нам, что отец его дал
целый ряд концертов в Москве и в провинции.
Концерты эти вызывали восторженные
овации, и на одном из них Высотскому, кроме ценных подарков, поднесли
огромный лавровый венок.
В воспоминание об этом издатель
его посмертных сочинений, Алексеев, стал печатать его портрет с гитарой
внизу, увенчанной лавровым венком».
Весьма часто Высотскому приходилось играть в великосветском обществе
и в салонах разных высокопоставленных лиц того времени; в то время
гитара была в почете и мода не изгнала ее из высшего общества, в котором
у Высотского было немало учеников и почитателей его таланта. Но скромный
артист не увлекался ни высотой концертных эстрад, ни аплодисментами
сановников; он предпочитал всему неболышой, тесный кружок учеников и
людей истинно любящих музыку. Не раз бывало, что за ним присылали
кареты, любезные приглашения, сулили большие деньги, а он упорно
отказывался и уходил куда-нибудь к любимому ученику, где и играл даром
почти до рассвета. Но эта робость и застенчивость отнюдь не были в
Высотском сознанием своего ничтожества перед всесильными людьми или
блестящей аристократией; не надо забывать, что это были времена, когда
сословные предрассудки были еще в полной силе, а взгляд на писателей и
артистов далеко не высокий. Высотский был очень самолюбив и горд и
хорошо знал цену и себе, и своим произведениям. Зато в домашнем кругу,
на уроке с учеником, с людьми, понимавшими и любившими гитару, он был
простым, приветливым, сердечным человеком. Все, близко знавшие
Высотского, сохранили о нем память, как о замечательно добром,
чистосердечном человеке. Но в особенности был неузнаваем Высотский,
когда брал в руки гитару: выражение лица его менялось; из простого,
почти всегда смеющегося, становилось строгим и серьезным и на него
ложился отпечаток глубокой и смелой мысли.
Игра его отличалась силой и
классической ровностью тона; при необыкновенной быстроте и смелости, от
нее веяло в то же время нежной задушевностью и певучестью. Играл он
совершенно свободно, без малейших усилий; трудностей для него как будто
не существовало; вследствие этого игра его, невольно изумляя и поражая
слушателей, в то же время производила истинно музыкальное впечатление;
он не любил модных утонченных инструментальных эффектов, почти никогда
не употреблял флажолетов с помощью двух пальцев правой руки, которые
производили такой фурор в концертах; редко, в самых трудных своих
вариациях, заходил он выше четырнадцатого лада, и то почти всего на
одной квинте: вся красота и сила его игры лежала в основании мелодии и
гармонии; он поражал оригинальностью своих певучих легато и роскошью
арпеджио, в которых он сочетал мощь арфы с певучестью скрипки; в его
игре сказывался особый оригинальный стиль композиции; его игра
очаровывала, приковывала к себе слушателя и оставляла навсегда
неизгладимое впечатление.
Высотский поражал слушателей не одной необыкновенной техникой своей
игры, — он поражал их своим вдохновением, богатством своей музыкальной
фантазии. Он как бы сливался с гитарой; она была живой выразительницей
его душевного настроения, его мыслей. Никто из слушателей, да и сам он
иногда не мог сказать, что и как он будет играть. Он был вдохновенным
импровизатором н почти никогда не повторялся. Он мог по целым часам
прелюдировать в самых роскошных пассажах и модуляциях, с бесконечным
богатством аккордов, и в этом отношении был неутомим.
Несмотря, однако, на блестяшие
успехи своей гитары, на многочисленность уроков, Высотский страшно
нуждался. Он был женат два раза; от первой жены имел одну дочь, которая
умерла еще при жизни отца, немногим пережив свою мать. От второго брака
Высотский имел четырех сыновей и одну дочь.
В жизни практической Высотский был небрежным и беспечным человеком,
страшно увлекающимся и бесхарактерным; вращаясь в обществе до безумия
его любившего купечества, артистов и цыган, он предавался с ними
отчаянным кутежам. В конце концов кутежи эти превратились в пагубную
страсть к вину и Высотский стал пить. Мы, однако, склонны думать, что
причины, погубившие Высотского, были глубже и серьезней, и в судьбе его,
как и в судьбе многих талантливых русских людей того времени, "что-то
лежало роковое", и это-то "роковое" сводило их преждевременно в могилу.
К этому еще следует добавить, что гитара в начале сороковых годов
заметно стала падать, вытесняемая модой и увлечением фортепьяно. Скажем
без преувеличения, что Высотский хоть в этом отношении был счастлив, что
не дожил до полного упадка гитарной музыки и сошел в могилу, не
развенчанный в своей славе.
Это была первая в истории русской семиструнной гитары тяжелая,
незаменимая утрата; в живых оставались еще Сихра и Аксенов, но ни тот,
ни другой не могли занять того места, которое имел Высотский как
гитарист-виртуоз и гениальный композитор народных песен.
|