БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ВИЗЕ Роберто де
ВИЗЕ Роберто
де.
Известный композитор–гитарист и
тьорбист. Процветал в 17 веке. По данным некоторых авторов, он был
португальского происхождения (Листхана «На пути к музыке», стр. 87),
другие считают его французом (Килесотти «Энциклопедия», стр. 683). Был
учеником Франсиско Корбетты. Автор трех книг музыки для гитары,
выпущенных соответственно в 1682 – 1686 – 1689 гг. Первая книга
называется: «Книга для гитары /посвященная королю/ сочиненная с
королевской привилегией. Печатание закончено 25 июля 1682 г. (Перевод с
французского языка). Его произведения были написаны для пятиструнной
гитары ля–ре–соль–ми–си; две базовые струны дублировались и были
одновременно настроены в октаву. Девять произведений Р.Визе, с которыми
познакомил нас Наполеон Косте и из которых шесть включены в Руководство
Сора – Косте, свидетельствуют о тонкой музыкальной и гитарной культуре
артиста, которым так восхищались и которому покровительствовал
знаменитый министр Кольбер, секретарь короля Людовика XIV. Этому
политику пришла в голову идея о том, чтобы Шарлю Перро, автору «Ослиной
шкуры» и многих других сказок, так любимых детьми и взрослыми, в то
время как он читал свои впечатления и рассказы – на гитаре
аккомпанировал Роберто де Визе; так студия его близкого друга, великого
французского скульптора Франсиско Жирардоне (родился Тройес 1628 г. –
умер Париж, 1715 г.), превратилась в академию искусства для узкого круга.
В этой студии у гитариста стал второй дом, где он проводил множество
волшебных часов; скульптор лепил, гитарист играл на гитаре, изучал и
сочинял; и на эти нежные художественные вечера без всякого
предупреждения часто приезжал Людовик XIV. Король–солнце часто исчезал
из своих покоев, чтобы удовлетворить свои духовные потребности в этом
храме искусства, где импровизированные заседания меняли характер в
зависимости от настроения монарха. Здесь он внимательно слушал уроки де
Визе. Напомним, что Жирардон был фаворитом Людовика, и многими милостями
короля пользовался также королевский гитарист, который давал уроки также
высокопоставленной даме Франциске Луизе де Ла Боме Леблан (1644 – 1710
гг.), более известной как графиня де Лавальер. Произведения Роберто де
Визе отличаются правильной и тонкой композицией, насыщенной эмоциями,
поэтому они дошли до настоящего времени. Концертные исполнители–гитаристы
должны включать в свой репертуар сочинения такого класса, но не
злоупотреблять ими.
|