БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ПОНСЕ МАНУЭЛЬ
ПОНСЕ [Понсе
Куэльяр (Ponce Cuellar)] Мануэль Мария (Manuel M. Ponce), род.
08.12.1882, по др. данным, 1886, Фреснильо, штат Сакатекас, Мексика, ум.
24.04.1948, Мехико, – мексиканский композитор, дирижер, пианист и
педагог. Один из ведущих мексиканских композиторов 1-й половины 20 века,
сочинения которого отмечены ярким национальным колоритом. С 1901 года
учился в Национальной консерватории в Мехико (фортепьяно), затем в
1904-06 годах изучал композицию в Музыкальном лицее Болоньи (у М.Э.
Босси и Л. Торки), а в 1906-08 годах учился у М.Краузе (фортепьяно) в
консерватории Штерна в Берлине. С 1909 года вел класс фортепьяно и
преподавал историю музыки в Национальной консерватории в Мехико. В
1925-1933 гг. жил в Париже, где брал уроки композиции у Поля Дюка. После
возвращения на родину принимал активное участие в развитии национальной
музыкальной культуры: был директором Национальной консерватории
(1934-1935), членом Академии искусств и наук, в 1936 году основал и
возглавил журнал "Музыкальная культура" (Cultura musical). В 1941 г.
гастролировал в странах Южной Америки, где дирижировал своими авторскими
концертами. В 1945 г. стал директором Высшей музыкальной школы при
Национальном автономном университетете в Мехико. Автор многочисленных
сочинений для разных инструментов, камерной и симфонической музыки.
Мануэль Понсе является одним из наиболее исполняемых гитарных
композиторов. Писать для гитары он начал после встречи в 1923 году с А.
Сеговией, который впоследствии написал в статье "Заметки сердца и
памяти": "Необъятная география моих путешествий подарила мне только двух
или трех людей, которые могли бы сравниться с Понсе своим душевным
благородством. Нуждался ли он в какой-нибудь помощи, сочиняя для гитары?
Я должен был познакомить его с техническими возможностями гитары. И хотя
он не играл на ней, ему было нетрудно почувствовать их. Все сочинения
Понсе были чистыми и прекрасными потому, что композитор был всегда
искренним, не писал для успеха, не интересовался теми, от кого зависела
судьба его сочине-ний. Он писал потому, что чувствовал потребность
выска-заться в звуках".
Произведения для гитары Мануэля Понсе прочно вошли в современный гитарный
репертуар. Одним из его наиболее известных произведений является "Южный
концерт для гитары с оркестром" ("Concierto del Sur"), написанный для А.
Сеговии, впервые исполненный в 1941 году в Монтевидео. Среди других
сочинений для гитары: "Классическая соната" ("Дань почтения Фернандо
Copy") и "Романтическая соната" (Дань почтения Францу Шуберту),
посвященные А. Сеговии; "Мазурка" (памяти Франсиско Тарреги); "Тема с
вариациями"; "Финал и фуга"; "3 мексиканских песни"; "11 вариаций и фуга
на тему испанской фолии"; 12 прелюдии; 24 легкие прелюдии; "3-я соната"
(посвящена А. Сеговии); "Вариации на темы популярных арий", op. 57;
"Дуэт для 2 гитар" и др. пьесы. Кроме того Мануэлем Понсе была сделана
для А. Сеговии обработка сочинений А. Скарлатти, Н. Паганини, И.-С.
Баха.
Среди произведений М. Понсе для других инструментов наибольшей
известностью пользуются: фортепьянный концерт (1912), симфонический
триптих "Чапультепек" ("Chapul-tepec", 1929, 2-я ред. 1934),
"Элегическая поэма" (1935), симфонический дивертисмент "Ярмарка" ("Ferial",
1940), скрипичный концерт (1943), а также сочинения для оркестра –
Элегическая интерлюдия (Interludio elegiaco, 1911), Ночные эстампы (Estampas
nocturnas, 1923), Пение и танец древних мексиканцев (Canto у danza de
los antiguos mexicanos, 1933), Сюита в старинном стиле (Suite en estilo
antiguo, 1935), Мексиканская баллада (1914) – для фортепьяно с оркестром
и др.; кроме того камерно-инструментальные ансамбли – сонаты для скрипки
и фортепьяно, виолончели и форте-пьяно, скрипки и альта, 4 миниатюры для
струнного квартета; Мексиканская идиллия для 2 фортепьяно; романсы,
песни, обработки мексиканской народной музыки.
В марте 1982 года в Мехико к 100-летию со дня рождения Мануэля Понсе
состоялся Первый международный конкурс гитаристов его имени. Имя Мануэля
Понсе носит Музыкальная ассоциация в Мехико, пропагандирующая
национальное музыкальное искусство.
|