Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

 

 

БИОГРАФИИ   ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)

 

ШЕВЧЕНКО Анатолий Антонович

 

 

    ШЕВЧЕНКО Анатолий Антонович, род. 29 сентября 1938 года в с. Сентяновка Славяносербского района, Луганской области, – ум. 25 марта 2012 г., Одесса, Украина, – украинский гитарист, композитор, музыковед, художник и поэт. Окончил музыкальное училище в Симферополе и Одесскую консерваторию. Первые публичные выступления состоялись в 1961 году, тогда же написал первые сочинения для гитары ("Мираж", "Грустная баллада", "Сумеречный танец", "Токката" и др.). С 1982 года являлся солистом-инструменталистом Одесской областной филармонии. Лауреат международных композиторских конкурсов: в 1987 году стал обладателем II премии на Международном конкурсе "Guitarra Microcosmos" им. Б. Бартока (Эстергом, Венгрия), а в 1997 г. завоевал I премию на Международном конкурсе композиторов им. Н. Рубинштейна в Москве. Начиная с 1989 года – постоянный участник гитарных фестивалей в Испании. Выступал с концертами в республиках бывшего СССР, в Польше, Чехословакии, Испании, Германии, Венгрии.
    Анатолий Шевченко Осуществил множество монографи-ческих и авторских концертных программ разных стилей, эпох и музыкальных традиций – древнегреческая кифаристика*, музыка испанских гитаристов, лютневая музыка Англии, Франции, Италии, Польши, барокко, классицизм, современный аван-гард, музыка фламенко. Как исполнитель, композитор и музыковед много работал в области фламенко. Автор книг по истории искусства фламенко (в частности, книги "Гитара фламенко: Мелодии и ритмы", изд-во "Музична Украiна", 1988). Музыкант многие годы жизни посвятил испанской культуре: к 100-летию со дня рождения великого поэта Испании Фредерика Гарсиа Лорки им была подготовлена авторская программа "Лоркада" – как бы итог вживания в культуру фламенко, в мир сюрреалистической реальности Гарсиа Лорки.
А. Шевченко - "Гитара фламенко" (1988)
    Шевченко принадлежит статья о фламенко в польской энциклопедии гитары. Им опубликованы книги, множество научных статей в разных странах, причем не только музыковедческих (в числе последних монография Музыка Эллады**), но и культурологических. Музыка А. Шевченко входит в репертуар многих известных исполнителей, включена в программы музыкальных учебных заведений. Его произведения издают не только в Украине и России, но и в Польше, Германии, США. Его баллады входили в репертуар народной артистки России Елены Камбуровой.
    Выпускник художественного училища Ростова-на-Дону: свой творческий путь он начинал именно как художник. Его живописные работы выставлялись на выставках в Праге, Линаресе, Херес-де-ла-Фронтера.
    В числе наиболее известных программ последнего времени: 'Музыка при свечах' – произведения ХVIII-ХIХ веках; программы 'Музыка Эллады' (см. примечание**); 'И вновь Москва - Одесса' – произведения русских классиков в собственном переложении для гитары, большая часть из которых на этом инструменте ранее не исполнялась (Бортнянский, Чайковский, Михаил Высотский), а также авторские композиции: "Благовест" из цикла "Московские звоны" (I премия на конкурсе «Н. Рубинштейн и московская композиторская школа», посвященном 850-летию Москвы), "Кант на Рождество Христово", сюита "Одессика" и т.д.; программа 'Бах и современность', включающая как произведения самого Баха, так и посвящения ему С. Губайдуллиной, Л. Грабовского, авторские произведения А. Шевченко; программа 'Думы мои' из произведений для гитары, написанных под влиянием поэзии Тараса Шевченко; и, конечно же, программы Flamenco.
    15 мая 2005 года в Большом зале Одесской филармонии А. Шевченко представил публике свой концерт для гитары с оркестром ("Concerto Grosso" для гитары, гобоя и камерного оркестра).
 

Примечание
* - По свидетельствам специалистов, Шевченко - единственный в мире, кто составил и исполнял целую программу музыки для кифары - древнейшего инструмента, предшествовавшего гитаре.
** - В этой работе А.А. Шевченко проявляет себя как блестящий историк, обосновывая свои музыковедческие открытия. Он выстраивает убедительную систему связей древнегреческой музыки с музыкой Древнего Востока и Запада. Он впервые реконструирует общий ход развития древнегреческой системы нотной записи, благодаря чему (единственный из отечественных музыкологов!) смог расшифровать древнейшие памятники (часть из них представлена А.Шевченко в специальной программе «Музыка Эллады»: это самый древний (VI век до н. э.) из дошедших до нас памятников древнегреческой музыки «Эпибомион» — звуковая формула, освящавшая жертвоприношения во время Панафиней (главного праздника Афин), и фрагмент из комедии Аристофана «Облака» (V век до н. э.). В программу также включены отрывок из I Пифийской оды Пиндара (V век до н. э.) и старинная греческая песня Х века (переложение для хора и гитары Анатолия Шевченко); музыка Древней Эллады: гимны неизвестных авторов, Сейхилл, Мезомед и др.). Анатолий Шевченко представляет также и свою авторскую концепцию циклического развития звуковой музыкальной системы, в рамках которой возможно решение многих историко-музыковедческих проблем. В монографии приведена наиболее полная на сегодняшний день антология образцов античной музыки. Рецензент этого серьезного музыкологического труда профессор Одесской государственной консерватории А. И. Ровенко высоко оценил вклад Анатолия Шевченко в мировое музыковедение, высказав убеждение в том, что монография «Музыка Эллады» достойна глубокого музыкологического анализа и должна быть обязательно переведена на английский и другие языки, поскольку представляет огромный интерес для исследователей разных стран.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

2009 - 2017  © Dmitry Teslov  © Golden Guitar Studio