БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ШЕВЧЕНКО Анатолий Антонович
ШЕВЧЕНКО Анатолий Антонович, род. 29 сентября 1938 года в с.
Сентяновка Славяносербского района, Луганской области, – ум. 25
марта 2012 г., Одесса, Украина, – украинский гитарист,
композитор, музыковед, художник и поэт. Окончил музыкальное
училище в Симферополе и Одесскую консерваторию. Первые публичные
выступления состоялись в 1961 году, тогда же написал первые
сочинения для гитары ("Мираж", "Грустная баллада", "Сумеречный
танец", "Токката" и др.). С 1982 года являлся
солистом-инструменталистом Одесской областной филармонии.
Лауреат международных композиторских конкурсов: в 1987 году стал
обладателем II премии на Международном конкурсе "Guitarra
Microcosmos" им. Б. Бартока (Эстергом, Венгрия), а в 1997 г.
завоевал I премию на Международном конкурсе композиторов им. Н.
Рубинштейна в Москве. Начиная с 1989 года – постоянный участник
гитарных фестивалей в Испании. Выступал с концертами в
республиках бывшего СССР, в Польше, Чехословакии, Испании,
Германии, Венгрии.
Анатолий Шевченко Осуществил множество монографи-ческих и
авторских концертных программ разных стилей, эпох и музыкальных
традиций – древнегреческая кифаристика*, музыка испанских
гитаристов, лютневая музыка Англии, Франции, Италии, Польши,
барокко, классицизм, современный аван-гард, музыка фламенко. Как
исполнитель, композитор и музыковед много работал в области
фламенко. Автор книг по истории искусства фламенко (в частности,
книги "Гитара фламенко: Мелодии и ритмы", изд-во "Музична
Украiна", 1988). Музыкант многие годы жизни посвятил испанской
культуре: к 100-летию со дня рождения великого поэта Испании
Фредерика Гарсиа Лорки им была подготовлена авторская программа
"Лоркада" – как бы итог вживания в культуру фламенко, в мир
сюрреалистической реальности Гарсиа Лорки.
А. Шевченко - "Гитара фламенко" (1988)
Шевченко принадлежит статья о фламенко в польской
энциклопедии гитары. Им опубликованы книги, множество научных
статей в разных странах, причем не только музыковедческих (в
числе последних монография Музыка Эллады**), но и
культурологических. Музыка А. Шевченко входит в репертуар многих
известных исполнителей, включена в программы музыкальных учебных
заведений. Его произведения издают не только в Украине и России,
но и в Польше, Германии, США. Его баллады входили в репертуар
народной артистки России Елены Камбуровой.
Выпускник художественного училища Ростова-на-Дону: свой
творческий путь он начинал именно как художник. Его живописные
работы выставлялись на выставках в Праге, Линаресе,
Херес-де-ла-Фронтера.
В числе наиболее известных программ последнего времени: 'Музыка
при свечах' – произведения ХVIII-ХIХ веках; программы 'Музыка
Эллады' (см. примечание**); 'И вновь Москва - Одесса' –
произведения русских классиков в собственном переложении для
гитары, большая часть из которых на этом инструменте ранее не
исполнялась (Бортнянский, Чайковский, Михаил Высотский), а также
авторские композиции: "Благовест" из цикла "Московские звоны" (I
премия на конкурсе «Н. Рубинштейн и московская композиторская
школа», посвященном 850-летию Москвы), "Кант на Рождество
Христово", сюита "Одессика" и т.д.; программа 'Бах и
современность', включающая как произведения самого Баха, так и
посвящения ему С. Губайдуллиной, Л. Грабовского, авторские
произведения А. Шевченко; программа 'Думы мои' из произведений
для гитары, написанных под влиянием поэзии Тараса Шевченко; и,
конечно же, программы Flamenco.
15 мая 2005 года в Большом зале Одесской филармонии А.
Шевченко представил публике свой концерт для гитары с оркестром
("Concerto Grosso" для гитары, гобоя и камерного оркестра).
Примечание
* - По свидетельствам специалистов, Шевченко - единственный в
мире, кто составил и исполнял целую программу музыки для кифары
- древнейшего инструмента, предшествовавшего гитаре.
** - В этой работе А.А. Шевченко проявляет себя как блестящий
историк, обосновывая свои музыковедческие открытия. Он
выстраивает убедительную систему связей древнегреческой музыки с
музыкой Древнего Востока и Запада. Он впервые реконструирует
общий ход развития древнегреческой системы нотной записи,
благодаря чему (единственный из отечественных музыкологов!) смог
расшифровать древнейшие памятники (часть из них представлена
А.Шевченко в специальной программе «Музыка Эллады»: это самый
древний (VI век до н. э.) из дошедших до нас памятников
древнегреческой музыки «Эпибомион» — звуковая формула,
освящавшая жертвоприношения во время Панафиней (главного
праздника Афин), и фрагмент из комедии Аристофана «Облака» (V
век до н. э.). В программу также включены отрывок из I Пифийской
оды Пиндара (V век до н. э.) и старинная греческая песня Х века
(переложение для хора и гитары Анатолия Шевченко); музыка
Древней Эллады: гимны неизвестных авторов, Сейхилл, Мезомед и др.).
Анатолий Шевченко представляет также и свою авторскую концепцию
циклического развития звуковой музыкальной системы, в рамках
которой возможно решение многих историко-музыковедческих проблем.
В монографии приведена наиболее полная на сегодняшний день
антология образцов античной музыки. Рецензент этого серьезного
музыкологического труда профессор Одесской государственной
консерватории А. И. Ровенко высоко оценил вклад Анатолия
Шевченко в мировое музыковедение, высказав убеждение в том, что
монография «Музыка Эллады» достойна глубокого музыкологического
анализа и должна быть обязательно переведена на английский и
другие языки, поскольку представляет огромный интерес для
исследователей разных стран.
|