БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ТАНСМАН АЛЕКСАНДР
ТАНСМАН
(Tansman) Александр (12.06.1897, Лодзь, Польша – 15.11.1986), – польский
композитор, пианист и дирижер. Учился у В. Гавроньского и К. Лютека
(фортепиано), у Н. Подкаминера (гармония, контрапункт) в Лодзи
(1902-14), затем у П. Рытеля (композиция) и Г. Мельцера в Варшаве, где
одновременно изучал право в университете (с 1914). Большую часть жизни
провел во Франции, музыкальные традиции которой оказали значительное
влияние на его формирование как композитора. Воодушевленный игрой
Андреса Сеговии написал несколько произведений для гитары.
Один из популярных в 30-40-х годах польских композиторов за рубежом. В
произведениях раннего периода творчества прослеживаются национальные
традиции (влияние сочинений Ф. Шопена, К. Шимановского, а также
польского музыкального фольклора). Позднее на него оказала воздействие
музыка Мориса Равеля, членов "Шестерки", особенно А. Онеггера. Тесно
сотрудничал со Стравинским – в их произведениях можно обнаружить общие
черты, но в то же время это два очень разных и индивидуальных
композитора.
Ранние произведения Ал. Тансмана – фантазия для скрипки и фортепиано и
соната для фортепиано получили в 1919 году 1-ю и 2-ю премии на 1-ом
конкурсе композиторов в Варшаве. В том же году Александр Тансман выехал
в Вену, ок. 1920 г. поселился в Париже (в 1941-1946 гг. жил в
Лос-Анджелесе). Выступал как пианист и дирижер (в том числе с
собственными сочинениями) в музыкальных центрах Европы, в США, Канаде, а
также в странах Африки, Дальнего Востока, на Филиппинах и Гавайских
островах.
Для зрелого периода творчества А. Тансмана характерны синтез особенностей
музыки различных французских композиторов, яркая инструментовка,
красочная гармония (часто применял политональность), а также
использование элементов джаза. В некоторых произведениях Тансман
сочетает приемы политональной музыки и атональной музыки с мелодикой
польского фольклора, использует традиционные польские танцевальные формы
(мазурка). В 1960-70 годы обратился к религиозной тематике. Автор
инструктивных фортепианных сочинений, в том числе пьес для детей и для
юношества (46 и 34 пьесы – 2 сборника по 4 тетради). А. Тансману
принадлежат статьи в журнале "Muzyka".
В 1996 году известный польский гитарист и музыкальный деятель, директор
международного конкурса Музыкальных индивидуальностей им. Александра
Тансмана, Анджей Венланд издал в Лодзи большую серьезную работу "Гитара
в творчестве Ал. Тансмана". В ней собрано множество уникальных
материалов о Тансмане, его ранних годах жизни в Польше, творчестве
парижского периода, встречах с А. Сеговией, концертных турне по миру и
эммиграции в США. В одной из глав этой книги – "Позиция гитары на фоне
музыки XX века" – дан точный анализ "гитарной ситуации" 1930–80-х годов.
|