БИОГРАФИИ ГИТАРИСТОВ - КОМПОЗИТОРОВ (классиков)
ВИНЬЯС ДИАС ХОСЕ
ВИНЬЯС Диас
Хосе. Испанский
гитарист и композитор. Родился в Барселоне 27 сентября 1823 года. Изучал
все, что касается музыки под руководством падре фрая Педро Паскуаля
Ферераса, многие годы маэстро посещал школу музыки монастыря Мерседариос
в Барселоне. Виньяс Диас стал широко образованным человеком и был
любимым учеником. Прославился как пианист, скрипач, гитарист, композитор
и дирижер оркестра, но кульминацией его творчества стала гитара. В
качестве концертного исполнителя–гитариста в возрасте 21 года предпринял
артистическое турне по Швейцарии, России, Германии, Франции, Англии и
Италии. Везде его сопровождали заслуженные аплодисменты и похвальные
отзывы. Привлекает внимание тот факт, что до Тарреги (и это говорит о
его культуры и музыкальном вкусе), он предпочитал исполнять произведения
Сора и Агуадо и уделял внимание национальным произведениям испанских
провинций. Мы подчеркиваем это из–за того, что великий Таррега
совершенно не знал оригинальную литературу для гитары, в частности
Фернандо Сора (непростительная ошибка!).
О виртуозе–гитаристе
Виньясе уже в 1859 году пишет в «Истории испанской музыки» Сориано
Фуэртес: «Сегодня справедливо привлекают внимание публики и посвященных
эти два молодых преподавателя – дон Хулиан Аркас и дон Хосе Виньяс».
Он работал в крупнейших
академиях в Барселоне, Мадриде и крупных испанских городах, в
музыкальных центрах, как руководитель–артист с компетентностью,
благодаря богатой культуре. Много сезонов он был директором оркестра в
разных театрах Мадрида, Сарагосы, Валенсии и, в частности, в старинном
барселонском театре Санта Крус. Несколько лет он блестяще выступал в
Кафедральном соборе города в последние годы жизни в качестве
солиста–тенора капеллы. Отечески взрастил целую плеяду учеников по
фортепиано, скрипке, по пению, музыке вообще и на гитаре, своем любимом
инструменте. Насколько нам известно, Виньяс выпустил 35 оригинальных
произведений для гитары. В «Музыкально барселонской газете» № 66, стр. 4
за 01.06.1862 года, артистическом еженедельнике, которым руководил Хуан
Будо, сообщается для нашего инструмента:
«Виньяс, 6 этюдов, 4 реала», Виньяс, Шотландские танцы, 4 реала, Виньяс
разные танцевальные пьесы, 12 реалов. Мы думаем, что эти танцевальные
пьесы – те же, что включены в число ныне имеющихся в продаже 24 опусов.
Упомянутый шотландский танец, посвященный другу Фелио Барбаре, не
показан в каталогах музыкальных издательств, но он имеется в нашем
архиве, изданный Будо. Мы сожалеем о том, что нам неизвестны 6
объявленных этюдов, но считаем, что они должны быть интересными.
Произведения Виньяса немного портит их структура, растянутая
напыщенность и мы даже осмеливаемся сказать, отсутствие музыкальной
основы для инструмента, потому что можно быть таким пространным, как Сор
в некоторых сонатах и Морено Торроба или Понсе, если мы будем называть
самые современные произведения, в Сонатине и Классической сонате,
соответственно Торробы или Понсе, но с большой музыкальной приправой,
как в этих произведениях. Чтобы было более понятно, мы скажем, что
Виньяс сочинял для гитары, как дирижер оркестра, забывая о возможностях
этого инструмента. Поэтому несомненная удача Виньяса – более короткие
произведения. Его «Мечта», посвященная талантливому ученику Хосе Вилье,
приятное произведение, оно дошло до наших дней, и мы очень рекомендуем
его в первые годы обучения. Автор этого «Словаря» (Д. Прат) -
адаптировал ее в форме тремоло. Она была выпущена Хосе Б.Ромеро в Буэнос–Айресе.
«Тирольская песня», указанная как опус 39 в первых изданиях, имеет
наряду с чисто гитарной структурой, портаменто, легато, окви звуки
(унисоны) и т.д. – это жемчужина салонной музыки, но не жемчужина для
концертного исполнения. Были знаменитыми вечера в доме Виньяса, на
которые приходили Брока, оба Аркаса, фармацевт Кануто Эстарриоль и
другие любители и друзья, восхищавшиеся гитарой, которое (восхищение)
полностью перешло к Тарреге. Хосе Виньяс умер в Барселоне в 1888 г.
|