СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЛАМЕНКО
Часть
I - слова на буквы A, B, C (в испанском
алфавите)
Навигатор словаря
A
B
C
D
E
F
G
H
J
L
M
N
P
Q
R
S
T
V
Z
A
Aficionado (афсионадо) - восторженный последователь, фанат или хорошо
осведомленный наблюдатель фламенко. Слово также означает любителя (
непрофессионального участника).
Afillа (афила) - тип фламенковского голоса, который является хриплым,
низким и глубоким.
Aflamencado (афламенкадо) - "подвергшийся влиянию фламенко". Этим словом
обозначаются песни и танцы андалузского или другого фольклора,
исполняющихся с характерными для фламенко ритмом и интонациями, а также
для описания зон, где музыкальный фольклор имеет черты фламенко.
Aire (аире) - описание выразительности, атмосферы или общего характера
выступления (концерта) фламенко.
Alante (аланте) - положение «анфас», лицом к зрителям; передняя часть
сцены.
Alboreas (альбореас) - форма песни и танца, которые имеют чисто
цыганское происхождение. Традиционно, alboreas исполняются только на
свадьбах и воспринимаются несчастливым знаком в качестве исполнения для
других случаев. Таким образом, это – основная цыганская свадебная песня,
исполняемая в ритме булериас (compаs bulerias). До словно " alba "
означает рассвет или зарю, которые могут показать, что alboreas были
первоначально спеты на рассвете или как символическое представление зари
новой жизни.
Las Alegrias (алегрия, алегрияс) - радостная песня и танец имеющие
двенадцати счетный ритм, обычно исполняемые в ключе А мажор. Главные
особенности этого стиля фламенко - богатство его гитарного
сопровождения, запутанность танца, требования его трудного ритма и
живого звука. Алегриас - потомок семьи Soleares. Слова "alegria"
(которое является единичным) и alegrias (которое является множественным)
обычно взаимозаменяемы и означают одну и ту же самую вещь. Хотя многие
исследователи считают, что своим происхождением алегрияс обязаны
традиционной народной арагонской музыки, принесенной в область Андалусии
солдатами во время войны за Независимость, в начале Девятнадцатого
столетия. Истоки происхождение этого танца обнаружены в хотах Кадиса,
города, расположенного на Юге Испании. Его название происходит от
испанского слова "alegria" - радость. Действительно, песни алегриас -
одни из самых жизнерадостных во фламенко. Это пение унаследовало от
земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. Песни алегриас обычно не
длинные и состоят из трех частей: "преамбуло" (preambulo - вступление),
"меольо" (meollo - сама копла, куплет) и "эпилого" (epiogo -
заключение). Вступление обычно бывает задорным и сложным для исполнения;
"меольо" это середина, сущность всей песни, а заключение - это мягкий по
звучанию припев, где кантаор может показать всю красоту и оттенки своего
голоса. Ритмически алегриас близки к солеа, но они более легкие и
воздушные. Эти песни считаются одними из самых красивых среди всех
стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и
поэтому полны живости, динамизма и грации.
Alegrias Por Rosas (алегриас пор розас) - часто известный просто как
"розы," это - alegrias, обычно играемый в E Мажор, который типично
является несколько медленным и довольно печальным в мелодии.
Alzapua (альсапуа) - техника игры, которая использует правую руку.
Большой палец используется, чтобы играть вниз-и-наверх удары поперек
одной или группы струн в комбинации с исполнением простых нот в стиле
apoyando. Может быть, что эта техника развивалась как имитация манеры, в
которой средневековый арабский музыкальный инструмент в форме лютни,
игрался с деревянным плектром.
Ambiente (амбьенте) - атмосфера или окружение.
Anacrusis (анакрузис) - один или более количество шагов, которые можно
услышать немедленно до главного акцента фразы (такие как четыре шага
redoble).
Andalucia (Андалусия) - региональная область расположенная на Юге
Испании, которая состоит из восьми Провинцей (Областей). Андалусия
является общепринятым традиционным местом рождения искусства фламенко.
Anular (анулар) - безымянный палец и гитарное примечание для правой
руки, обозначенное строчной буквой "a".
Apagado (апагадо) - техника заглушения гитарного звука, которая может
быть достигнута любой рукой и используется, чтобы прервать звук. Apagado
также упоминается как "parado", что означает, "остановится".
A Palo Seco ( а пало секо) - несопровождаемый музыкой стиль пения, за
исключением ритмичных ударов вертикальной тростью в пол. Буквально,
фраза означает "глухой звук".
Apoyando (апояндо) - гитарный термин, который означает играть ноты,
используя классический стиль "остаточного удара". Все пассажи пикадо (picado)
играются этим принципом .
Arabesco (арабеско) - украшение из нескольких мелизмов в песне или в
игре на гитаре.
Aro (аро) - используется для описания кривой стороны гитары. Это
буквально означает "обруч".
Arpegio или Arpeggio (арпеджио) - аккорд, в котором ноты играются
последовательно в противоположность одновременной игре... аккорд,
разбитый на ряд отдельных нот.
Arrastre (аррастре) - техника игры на гитаре, при которой безымянный
палец придерживает струны от третей до баса.
Atrаs (атрас) - положение в профиль, боком к зрителям; задняя часть
сцены.
Ayeo (айео) - вступление кантаора перед песней, которое следует за
тьенто (tiento). Название происходит от слова "ay". Ay - это протяжное
сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей
характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется
без слов и состоит из протяжных "Ay".
B
Bailaor(-а) (байлаор/-а) - танцовщик/танцовщица.
Baile (байле) - танец.
Bambas (бамбас) - Этот стиль появился в одной деревушке в провинции
Севилья, которая называется Асналькaсар (Aznalcazar). Согласно народной
традиции, там существует обычай во время летних и весенних праздников
устраивать состязания в силе между жителями деревни. Каждый район или
улицы состязаются в том, кто поднимет самый высокий и тяжелый столб. В
состязании женщины принимают участие наравне с мужчинами. Самый огромный
столб, который удается поднять, называется "бамба" (bamba). Один
участник команды поднимает его, а остальные поддерживают столб за
привязанные к нему веревки. Все это сопровождается куплетами, которые
называются "бамбас".
Bamberas (бамберас) - народная Андалузская песня средневековой традиции,
которая может быть кельтской по происхождении. Слово "bamboleo" означает
"качаться". Bamberas - одна из более неясных форм песен фламенко.
Boca (бока) - звуковое отверстие гитары. Непереносное значение слова -
"рот".
Bolero (болеро) - хотя не полагавший быть компонентом фламенко, стиль
болеро (Bolero) тем не менее играл важную роль в развитии некоторых
более знакомых формах танца. Слово происходит от глагола "volar", что
означает "лететь".
Bout (боут) - корпус ("тело") гитары.
Braceo (брасео) - работа и расположение рук, специфика техники
испанского танца, которая включает непрерывное движение одной или обоих
рук, проходящее от одного положения к другому. Термин также
символизирует движения руками /упражнения, при котором движения "текут"
и происходят из центра спины (точки между лопатками).
Buleria или Bulerias (булерия) - высокоскоростная форма песни и танца
фламенко, которая произошла из Хереса-де-ла-Фронтеры (Jerez de la
Frontera) на Юге Испании и как полагают, развилась как более быстрая
версия Alegrias. Хотя возможно, что и развивалось, также, как и Soleares,
от простого стиля. Однако, в отличие от Soleares, Bulerias имеет быстрый
и живой ритм, полный забавы и легкомыслия. Фактически, остается самым
быстрым во всем фламенко и как полагают некоторые, самым трудным.
Bulerias обеспечивает огромные возможности для импровизации со стороны
танцовщиков, певцов и гитаристов, будучи очень гибким в ритме и открытый
для внезапных взрывов спонтанности и мелодичных изменений. Bulerias
является диким, взбешенным и живым, в то время все еще содержащим в
своей основе печаль и горе, которые почти всегда присутствует в любой
форме фламенко. Булерия занимает центральное положение в любом
танцевальном показе или гитарном репертуаре и часто исполняется как
яркий финал выступления. Слово является комбинацией "barullo", что
означает "шум", и "burla", что означает "шутка" или "насмешка". Булерию
можно назвать мозаикой фламенко. Этот стиль предоставляет исполнителю
наибольшую свободу для творчества. Кантаор булериас это импровизатор,
способный сплести воедино самые разные мелодии - в булериас отзвук всех
песен Андалусии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже
солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них
проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеарес. Считается, что
колыбель булериас - Средиземноморское побережье, и их звучание
напоминает нам о шуме моря - то безмятежном и спокойном, то о бурном и
опасном, способном поглотить корабль с экипажем. В булериас умещаются
все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка
звучит каждый раз по-новому, но при этом всегда узнаваема. Она очень
личностная и основанная на импровизации больше, чем другие стили,
несмотря на ее сложность для исполнения и довольно жесткие ритмические
рамки. Другие особенности булерии - это яркая индивидуальность гитары
при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко.
Булерия - это живая грация цыганского юга Андалусии. Сначала
единственным предназначением этого пения был аккомпанемент танцу, и оно
подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали
ей большую ритмическую гибкость. Булерия относится к самым молодым
стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте (Cafe
Cantante) в конце XIX века и исполнялась в качестве "десерта" после того
напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных
песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и
признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых
любимых и часто исполняемых стилей фламенко.
Buleria Al Golphe (булерия аль голпе) - стиль bulerias, который
выдвигает на первый план удар полной стопой " golpe" или "сигнал".
Buleria Por Solea (булерия пор солеа) - более медленный вариант bulerias.
Buleaeros (булеаерос) – артисты, специализирующиеся на исполнении
bulerias.
C
Cabales (кабалес) - эксперты Фламенко.
Cabeza (кавеза) - глава (голова) гитары.
Cadenas (каденас) - комбинация работы ног в тройках, начинается с
полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной
ноги и затем возвращается к начинающей ноге.
Cafe Cantante (кафе кантанте) - кофейня, кафе где происходят показы
фламенко. Эти учреждения первоначально организовались как места где
пелось фламенко, но в конечном счете популяризировались настолько, что
стали охватывать все формы фламенко. Конец 1800-ых, как говорят,
является "Золотым Веком" Cafe Cantante.
Cajon (кахон) - ритмический ящик фламенко... ударный инструмент,
подобный в дизайне пустой деревянной коробке, которая несколько похожа
на маленькую чайную коробку с круглым звуковым отверстием, на оборотной
(задней) стороне. Исполнитель сидит на кахоне (cajon) и двигаясь вниз
ладонями по передней стороне, ударяя извлекает звук.
Cales (калес) - цыганское слово для обозначения цыган.
Calo (кало) - испанский цыганский язык.
Campanas (кампанас) - музыкальная секция в zapateado, которая подражает
звуку колокольчиков.
Campanilleros (кампаньерос) - традиционно, кампаньерос (campanilleros)
исполняются в течение религиозных процессий, которые начинаются на
рассвете и сопровождаются звоном маленьких колокольчиков. Хотя не строго
связаны с фламенко, они часто исполняются и играются некоторыми
артистами как часть их репертуара. Происхождение этих песен связывается
с сельскими монахами. Существовал обычай, когда в конце каждой недели
или месяца один из монахов должен был разбудить своих соседей, чтобы они
были готовы к утренней молитве. Чтобы привлечь к себе внимание, он
звонил в колокольчик (по-испански campanilla). Иногда его сопровождали
еще несколько человек, которые ударяя по пустому кувшину и
металлическому треугольнику. Таково происхождение стиля кампанилльерос,
а его становление в качестве одного из направлений фламенко
приписывается кантаору Мануэлю Торресу, исполнительский талант которого
превратил кампанильерос в серьезный музыкальный жанр. Он исполнял эти
песни в сопровождении таких знаменитых токаоров как Ниньо Рикардо и
Куррито де ла Херома.
Cana (канья) - форма фламенко, который близко связан с soleares и,
возможно, даже был его предшественником. Cana, является обычно cante
jondo в природе и общепринятый как одна из самых старых форм фламенко.
Это считается самым истинным и красивым. Канья относится к древнейшим
стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы
что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые
стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными,
например, от каньи берет свое начало поло. Считается, что название стиля
происходит от арабского слова "gamia" ("песня"), которое позднее
трансформировалось в "канья". В настоящее время это пение не очень
распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX
века. Канья относится к тем песням, которые называют "чистым золотом"
канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью,
сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать
этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в
канье второстепенная - она находится на втором плане и лишь подчеркивает
голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно,
цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно -
цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих
песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро
Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакон.
Cantaor(-а) (кантаор/а) - певец / певица.
Cante (канте) - песня или пение.
Cante a compas (канте а компас) - песня, исполняемая в соответствии с
четким ритмом и согласованностью между кантаором и токаором.
Сante a palo seco (канте а пало секо) - пение без гитарного
аккомпанемента, в сопровождении лишь хлопков в ладоши или ударов
каблуками слушателей, отбивающих ритм.
Сante ad libitum (канте ад либитум) - пение, не подчиняющееся строгому
ритму.
Сante alante (канте аланте) - дословно "пение впереди". Пение,
исполняемое для аккомпанемента танцу. Название произошло от того, что
кантаор располагался на передней, ближней к слушателям, части сцены.
Сante Atras (канте атрас) - дословно "пение позади", это пение,
предназначенное только для слушанья. Название произошло от того, кантаор
находится в глубине сцены, чтобы уступить место танцорам.
Cante Bonito (канте бонито) - дословно "красивое пение". Так говорят про
песню, которую кантаор исполняет, чтобы показать все достоинства своего
голоса и все свое мастерство, украшая и усложняя ее, смешивая различные
стили.
Cante Chico (канте чико) - третья из трех общих классификаций песен
фламенко. Это направление является беззаботным, праздничным, фольклорным
и несколько фривольным в представлении. Название буквально означает
"небольшую песню" - "малое пение". Это песни праздничного характера, не
относящиеся к древнейшем стилям.
Сante corto (канте корто) - дословно "короткое пение". Песня с небольшим
числом куплетов или та, фразы которой кантаор не удлиняет.
Cante de faena (канте де фаэна) - так называют песни, созданные для
исполнения во время работы.
Сante de las minas (канте де лас минас) - так обозначают песни Леванта,
берущие свое начало в шахтах Альмерии, Хаэна и Мурсии (такие стили как
картахенера, таранта, минера).
Cante de ida y vuelta (канте де ида и вуэльта) - это песни, возникшие на
основе испано-американского фольклора и подвергнувшиеся влиянию
фламенко.
Cante Flamenco (канте фламенко) - песня фламенко.
Cante Grande (канте гранде) - первая из трех общих классификаций песен
фламенко. Так называемые основные песни, которые, как полагают,
являются самыми ранними формами фламенко. По своей природе, это -
глубокая форма, которая является также cante jondo. Название означает
"важную песню".
Cante Intermedio (канте интермедио) - вторая из трех общих классификаций
песен фламенко... Произвольная "средняя" классификация между cante
grande и cante chico. Название буквально означает "среднюю песню."
Cante Jondo (канте хондо) - глубокая песня или стиль пения, которое
покрывает и темноту и серьезные аспекты фламенко, часто кажущийся резким
и примитивным к нетренированному уху. Песни стиля Jondo страстны и
глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной энергетикой
исполнителем.
Cante Largo (канте ларго) - это песня с большим количеством куплетов или
та, где кантаор удлиняет фразы различными украшениями и мелизмами.
Сante para bailar (канте пара байлар) - пение, исполняемое для
аккомпанемента танцу. Также называется сante alante.
Сante para escuchar (канте пара эскучар) - это пение, предназначенное
только для слушанья. Также называется сante atras.
Сante por lo jondo (канте пор ло хондо) - исполнение древнейших стилей
фламенко, относящихся к канте хондо.
Cantes de Trilla (Trilleras) (кантес до трилья - трильерас) - Это пение
относится к части репертуара фламенко, связанного по своему
происхождению с работой ("trilla" переводится как "молотьба"). Этот
стиль сформировался в результате воздействия фламенко на традиционные
песни. Когда жатва закончена, в конце рабочего дня, приходит время
кантес де трилья, простого и светлого пения, которое опирается не на
размеренный ритм гитары, а исполняется лишь под аккомпанемент молотилок
и голосов крестьян, понукающих мулов. В песнях поется о весне, лете,
красивых девушках, природе и обо всем том, что сопровождает работу в
поле.
Las Cantinas (кантинас) - семейство песенных и танцевальных форм из
Кадиса, которые включают alegrias, romeras, mirabras, rosas и сaracoles.
Предполагается, что слово первоначально означало средневековые песни из
Галисии, с Севера Испании.
Capo (капо) - сокращение от "capotasto", перемещаемое устройство,
устанавливаемое поперек струн гитары, чтобы поднять высоту звука. По
традиции, ее цель состоит в том, чтобы поднять высоту звука инструмента
к голосу певца.
Los Caracoles (караколес) - форма песни и танца, которая является одной
из группы песен, известных как " cantinas". Название буквально означает
"улиток", и это является синонимом беззаботности в природе. Этот стиль
ритмично идентичен alegrias. Этот стиль сначала появился в Кадисе в
течение середины девятнадцатого столетия. Позже, эта форма стала
ассоциироваться с Мадридом, хотя (как и вся музыка фламенко) происходит
по существу из Андалусии. Curro Cuchares и 'эль Tato,' которые работали
на аренах боя быков и были также хорошими певцами, привезли этот стиль в
Мадрид (столицу Испании), где сделали его очень популярным.
Carceleras (карселерас) - тип тонас (tonas), песен первоначально спетых
цыганами, заключенными в тюрьмы Андалусии. Это - одна из самых старых
форм песни фламенко, описывающих потерю певцом свободы и жизнь в тюрьме.
Название этого стиля происходит от испанского слова "сarcel" - "тюрьма".
В карселерасе поется о страданиях и надеждах заключенных. Эти песни по
происхождению цыганские, они степенные и медленные, в них рассказывается
о заключенных, которые мучаются и испытывают отчаяние от того, что
совершили преступление. Они раскаиваются и чувствуют, что совершили его
в состоянии помрачения рассудка, из-за гнева или гордости, и ни за что
не решаться на повторный такой поступок всю свою оставшуюся жизнь.
Известно, что коплы карселерас часто сочинялись с целью передать
какие-нибудь известия родственникам, находившимся на свободе.
Cartageneras (картахенерас) - свободная форма песни, которая базируется
на основе фанданго (fandangos) и берет это название от области
происхождения - Картахена. Это - одна из песен, известных как cante de
levante и как полагают, развилась от tarantas. Картахенера возникла на
основе таранты под влияние малагеньи, и по глубине и экспрессии это
пение находится между этими двумя стилями. Как и таранта, картахенера
относится к "канте гранде" - "большому пению", к древнейшим истокам
канте хондо. Как и таранту, происхождение картахенеры связывают с
шахтерами, эмигрировавшими из Андалузии в Картахену для работы в
угольных шахтах как раз в то время, когда начало распространяться канте
хондо. Картахенера - это медленное грустное пение, полное тяжелых
мыслей. Но все же, по своему настрою оно немного менее горестное, чем
тарантас. В ее основе - все та же печаль и жалоба, но есть место и более
светлым и мягким оттенкам, надежде.
Castanuelas (кастануэлас) - кастаньеты.
Cejilla (кехия) - испанское слово для обозначения каподастра. "Ceja"
буквально означает "бровь", и традиционно cejilla имеет выгнутую форму
(которая напоминает бровь), служащую плотно прижать деревянный колок.
Chuflas (чуфлас) - когда нога поднимается сзади или со стороны и ударяет
в пол полной стопой (golpe), в то время как другая нога одновременно
скользит по полу. Та же самая нога может также выполнить удар полной
стопой (golpe) и затем опуститься. Самый слышимый звук на полу – полный
удар (golpe). Шаг может также быть выполнен одновременно на обеих ногах.
Chuflas также обращается к песне и форме танца, которая является в
исполнении легким, игривым, несколько подобным tanguillos, с акцентом на
спонтанности и юморе.
Cierre (сьере) - Действие окончания; закрытия. Термин фламенко
обращающийся к закрытию ритмичной фразы (compаs) секции, или окончанию
танца. Это - тип llamada. (см. определение llamada).
Сolmao (кольмао) - заведение наподобие кафе кантатне, где проводятся
представления фламенко.
Colombianas (коломбианас) - форма песни и танца, который был под
влиянием колумбийской народной музыки и южноамериканских ритмов.
Compas (компас) - удар, ритм, размер и мера ... основной элемент ритма
фламенко. Ритмичный цикл и основание для всех танцев фламенко. Самые
общие циклы находятся в ритме ( размере) 4/4, и комбинациях размера 6/8
и 3/4. Быть в компасе (compаs) означает справляться с тем, чтобы быть в
пределах этих отдельных единиц. Определенно, это - возвращающийся
образец акцентируемых ударов, аналогичных музыкальным тактам, которые
диктуют уникальную ритмичную структуру любой данной формы песни или
танца.
Contra Tiempo (контратьемпо) - синкопировавшие или встречные ритмы,
производимые ударами полной стопой (golpes de pies) в комбинации с
хлопками, или чем-то другим. Это может сопровождаться хлопками рук,
выполняемыми одним индивидуальным исполнителем или в соединении с
другими. Противоритм – ритмическое выделение и синкопа, типичные для
фламенко.
Copla (копла) - куплет песни. Copla также используется, чтобы описать
различные части sevillanas и fandangos.
Cuadro (куадро) - группа исполнителей фламенко, которая включает
танцовщиков, певцов и гитаристов.
Далее
Навигатор словаря
A
B
C
D
E
F
G
H
J
L
M
N
P
Q
R
S
T
V
Z
|