Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЛАМЕНКО

Часть I - слова на буквы A, B, C (в испанском алфавите)

 

Навигатор словаря

A B C D E F G H J L M N P Q R S T V Z

 

A

Aficionado (афсионадо) - восторженный последователь, фанат или хорошо осведомленный наблюдатель фламенко. Слово также означает любителя ( непрофессионального участника).
 

Afillа (афила) - тип фламенковского голоса, который является хриплым, низким и глубоким.
 

Aflamencado (афламенкадо) - "подвергшийся влиянию фламенко". Этим словом обозначаются песни и танцы андалузского или другого фольклора, исполняющихся с характерными для фламенко ритмом и интонациями, а также для описания зон, где музыкальный фольклор имеет черты фламенко.
 

Aire (аире) - описание выразительности, атмосферы или общего характера выступления (концерта) фламенко.
 

Alante (аланте) - положение «анфас», лицом к зрителям; передняя часть сцены.
 

Alboreas (альбореас) - форма песни и танца, которые имеют чисто цыганское происхождение. Традиционно, alboreas исполняются только на свадьбах и воспринимаются несчастливым знаком в качестве исполнения для других случаев. Таким образом, это – основная цыганская свадебная песня, исполняемая в ритме булериас (compаs bulerias). До словно " alba " означает рассвет или зарю, которые могут показать, что alboreas были первоначально спеты на рассвете или как символическое представление зари новой жизни.
 

Las Alegrias (алегрия, алегрияс) - радостная песня и танец имеющие двенадцати счетный ритм, обычно исполняемые в ключе А мажор. Главные особенности этого стиля фламенко - богатство его гитарного сопровождения, запутанность танца, требования его трудного ритма и живого звука. Алегриас - потомок семьи Soleares. Слова "alegria" (которое является единичным) и alegrias (которое является множественным) обычно взаимозаменяемы и означают одну и ту же самую вещь. Хотя многие исследователи считают, что своим происхождением алегрияс обязаны традиционной народной арагонской музыки, принесенной в область Андалусии солдатами во время войны за Независимость, в начале Девятнадцатого столетия. Истоки происхождение этого танца обнаружены в хотах Кадиса, города, расположенного на Юге Испании. Его название происходит от испанского слова "alegria" - радость. Действительно, песни алегриас - одни из самых жизнерадостных во фламенко. Это пение унаследовало от земли Кадиса все ее солнечное тепло и свет. Песни алегриас обычно не длинные и состоят из трех частей: "преамбуло" (preambulo - вступление), "меольо" (meollo - сама копла, куплет) и "эпилого" (epiogo - заключение). Вступление обычно бывает задорным и сложным для исполнения; "меольо" это середина, сущность всей песни, а заключение - это мягкий по звучанию припев, где кантаор может показать всю красоту и оттенки своего голоса. Ритмически алегриас близки к солеа, но они более легкие и воздушные. Эти песни считаются одними из самых красивых среди всех стилей фламенко. Изначально они были созданы для аккомпанемента танцу и поэтому полны живости, динамизма и грации.
 

Alegrias Por Rosas (алегриас пор розас) - часто известный просто как "розы," это - alegrias, обычно играемый в E Мажор, который типично является несколько медленным и довольно печальным в мелодии.
 

Alzapua (альсапуа) - техника игры, которая использует правую руку. Большой палец используется, чтобы играть вниз-и-наверх удары поперек одной или группы струн в комбинации с исполнением простых нот в стиле apoyando. Может быть, что эта техника развивалась как имитация манеры, в которой средневековый арабский музыкальный инструмент в форме лютни, игрался с деревянным плектром.
 

Ambiente (амбьенте) - атмосфера или окружение.
 

Anacrusis (анакрузис) - один или более количество шагов, которые можно услышать немедленно до главного акцента фразы (такие как четыре шага redoble).
 

Andalucia (Андалусия) - региональная область расположенная на Юге Испании, которая состоит из восьми Провинцей (Областей).  Андалусия является общепринятым традиционным местом рождения искусства фламенко.
 

Anular (анулар) - безымянный палец и гитарное примечание для правой руки, обозначенное строчной буквой "a".
 

Apagado (апагадо) - техника заглушения гитарного звука, которая может быть достигнута любой рукой и используется, чтобы прервать звук. Apagado также упоминается как "parado", что означает, "остановится".
 

A Palo Seco ( а пало секо) - несопровождаемый музыкой стиль пения, за исключением ритмичных ударов вертикальной тростью в пол. Буквально, фраза означает "глухой звук".
 

Apoyando (апояндо) - гитарный термин, который означает играть ноты, используя классический стиль "остаточного удара". Все пассажи пикадо (picado) играются этим принципом .
 

Arabesco (арабеско) - украшение из нескольких мелизмов в песне или в игре на гитаре.
 

Aro (аро) - используется для описания кривой стороны гитары. Это буквально означает "обруч".
 

Arpegio или Arpeggio (арпеджио) - аккорд, в котором ноты играются последовательно в противоположность одновременной игре... аккорд, разбитый на ряд отдельных нот.
 

Arrastre (аррастре) - техника игры на гитаре, при которой безымянный палец придерживает струны от третей до баса.
 

Atrаs (атрас) - положение в профиль, боком к зрителям; задняя часть сцены.
 

Ayeo (айео) - вступление кантаора перед песней, которое следует за тьенто (tiento). Название происходит от слова "ay". Ay - это протяжное сочетание звуков, добавляемое кантаором к песне, чтобы придать ей характер, экспрессию и особый драматический оттенок. Ayeo исполняется без слов и состоит из протяжных "Ay".

 

B

Bailaor(-а) (байлаор/-а) - танцовщик/танцовщица.
 

Baile (байле) - танец.
 

Bambas (бамбас) - Этот стиль появился в одной деревушке в провинции Севилья, которая называется Асналькaсар (Aznalcazar). Согласно народной традиции, там существует обычай во время летних и весенних праздников устраивать состязания в силе между жителями деревни. Каждый район или улицы состязаются в том, кто поднимет самый высокий и тяжелый столб. В состязании женщины принимают участие наравне с мужчинами. Самый огромный столб, который удается поднять, называется "бамба" (bamba). Один участник команды поднимает его, а остальные поддерживают столб за привязанные к нему веревки. Все это сопровождается куплетами, которые называются "бамбас".
 

Bamberas (бамберас) - народная Андалузская песня средневековой традиции, которая может быть кельтской по происхождении. Слово "bamboleo" означает "качаться". Bamberas - одна из более неясных форм песен фламенко.
 

Boca (бока) - звуковое отверстие гитары. Непереносное значение слова - "рот".
 

Bolero (болеро) - хотя не полагавший быть компонентом фламенко, стиль болеро (Bolero) тем не менее играл важную роль в развитии некоторых более знакомых формах танца. Слово происходит от глагола "volar", что означает "лететь".
 

Bout (боут) - корпус ("тело") гитары.
 

Braceo (брасео) - работа и расположение рук, специфика техники испанского танца, которая включает непрерывное движение одной или обоих рук, проходящее от одного положения к другому. Термин также символизирует движения руками /упражнения, при котором движения "текут" и происходят из центра спины (точки между лопатками).
 

Buleria или Bulerias (булерия) - высокоскоростная форма песни и танца фламенко, которая произошла из Хереса-де-ла-Фронтеры (Jerez de la Frontera) на Юге Испании и как полагают, развилась как более быстрая версия Alegrias. Хотя возможно, что и развивалось, также, как и Soleares, от простого стиля. Однако, в отличие от Soleares, Bulerias имеет быстрый и живой ритм, полный забавы и легкомыслия. Фактически, остается самым быстрым во всем фламенко и как полагают некоторые, самым трудным. Bulerias обеспечивает огромные возможности для импровизации со стороны танцовщиков, певцов и гитаристов, будучи очень гибким в ритме и открытый для внезапных взрывов спонтанности и мелодичных изменений. Bulerias является диким, взбешенным и живым, в то время все еще содержащим в своей основе печаль и горе, которые почти всегда присутствует в любой форме фламенко. Булерия занимает центральное положение в любом танцевальном показе или гитарном репертуаре и часто исполняется как яркий финал выступления. Слово является комбинацией "barullo", что означает "шум", и "burla", что означает "шутка" или "насмешка". Булерию можно назвать мозаикой фламенко. Этот стиль предоставляет исполнителю наибольшую свободу для творчества. Кантаор булериас это импровизатор, способный сплести воедино самые разные мелодии - в булериас отзвук всех песен Андалусии. Здесь можно услышать и алегриас, и фандангильо, и даже солеарес. Это песни живые, веселые и полные бурных эмоций, но в них проскальзывают и жалобные нотки, свойственные солеарес. Считается, что колыбель булериас - Средиземноморское побережье, и их звучание напоминает нам о шуме моря - то безмятежном и спокойном, то о бурном и опасном, способном поглотить корабль с экипажем. В булериас умещаются все эмоции, которые способна испытывать человеческая душа. Эта музыка звучит каждый раз по-новому, но при этом всегда узнаваема. Она очень личностная и основанная на импровизации больше, чем другие стили, несмотря на ее сложность для исполнения и довольно жесткие ритмические рамки. Другие особенности булерии - это яркая индивидуальность гитары при исполнении песен, булерию называют основой гитарной игры фламенко. Булерия - это живая грация цыганского юга Андалусии. Сначала единственным предназначением этого пения был аккомпанемент танцу, и оно подчинялось строгому ритму. Позднее кантаоры усложнили булерию и придали ей большую ритмическую гибкость. Булерия относится к самым молодым стилям. Она впервые появилась на сценах театров и кафе кантанте (Cafe Cantante) в конце XIX века и исполнялась в качестве "десерта" после того напряжения, которое создавалась во время фиесты исполнением драматичных песен канте хондо. В 20-х годах XX века она уже сформировалась и признавалась наравне с остальными стилями. Сейчас это один из самых любимых и часто исполняемых стилей фламенко.
 

Buleria Al Golphe (булерия аль голпе) - стиль bulerias, который выдвигает на первый план удар полной стопой " golpe" или "сигнал".
 

Buleria Por Solea (булерия пор солеа) - более медленный вариант bulerias.
 

Buleaeros (булеаерос) – артисты, специализирующиеся на исполнении bulerias.

 

C

Cabales (кабалес) - эксперты Фламенко.
 

Cabeza (кавеза) - глава (голова) гитары.
 

Cadenas (каденас) - комбинация работы ног в тройках, начинается с полного удара (golpe) одной ногой, сопровождается пяткой противоположной ноги и затем возвращается к начинающей ноге.
 

Cafe Cantante (кафе кантанте) - кофейня, кафе где происходят показы фламенко. Эти учреждения первоначально организовались как места где пелось фламенко, но в конечном счете популяризировались настолько, что стали охватывать все формы фламенко. Конец 1800-ых, как говорят, является "Золотым Веком" Cafe Cantante.
 

Cajon (кахон) - ритмический ящик фламенко... ударный инструмент, подобный в дизайне пустой деревянной коробке, которая несколько похожа на маленькую чайную коробку с круглым звуковым отверстием, на оборотной (задней) стороне. Исполнитель сидит на кахоне (cajon) и двигаясь вниз ладонями по передней стороне, ударяя извлекает звук.
 

Cales (калес) - цыганское слово для обозначения цыган.
 

Calo (кало) - испанский цыганский язык.
 

Campanas (кампанас) - музыкальная секция в zapateado, которая подражает звуку колокольчиков.
 

Campanilleros (кампаньерос) - традиционно, кампаньерос (campanilleros) исполняются в течение религиозных процессий, которые начинаются на рассвете и сопровождаются звоном маленьких колокольчиков. Хотя не строго связаны с фламенко, они часто исполняются и играются некоторыми артистами как часть их репертуара. Происхождение этих песен связывается с сельскими монахами. Существовал обычай, когда в конце каждой недели или месяца один из монахов должен был разбудить своих соседей, чтобы они были готовы к утренней молитве. Чтобы привлечь к себе внимание, он звонил в колокольчик (по-испански campanilla). Иногда его сопровождали еще несколько человек, которые ударяя по пустому кувшину и металлическому треугольнику. Таково происхождение стиля кампанилльерос, а его становление в качестве одного из направлений фламенко приписывается кантаору Мануэлю Торресу, исполнительский талант которого превратил кампанильерос в серьезный музыкальный жанр. Он исполнял эти песни в сопровождении таких знаменитых токаоров как Ниньо Рикардо и Куррито де ла Херома.
Cana (канья) - форма фламенко, который близко связан с soleares и, возможно, даже был его предшественником. Cana, является обычно cante jondo в природе и общепринятый как одна из самых старых форм фламенко. Это считается самым истинным и красивым. Канья относится к древнейшим стилям канте хондо, и поэтому практически нет песен, которые бы что-нибудь у нее не позаимствовали. Она повлияла не только на малые стили фламенко, но и на те, которые сами считаются фундаментальными, например, от каньи берет свое начало поло. Считается, что название стиля происходит от арабского слова "gamia" ("песня"), которое позднее трансформировалось в "канья". В настоящее время это пение не очень распространено, период его расцвета приходится на первую половину XIX века. Канья относится к тем песням, которые называют "чистым золотом" канте. Это сложнейший для исполнения стиль, чтобы исполнить канью, сохранив все ее особенности, необходимо не только в совершенстве знать этот стиль, но и обладать выдающимися вокальными данными. Роль гитары в канье второстепенная - она находится на втором плане и лишь подчеркивает голос, вся сила этих песен заключается в пении. Точно неизвестно, цыганского канья происхождения или нет, но одно можно сказать точно - цыганские кантаоры как нельзя лучше раскрывают всю глубину и магию этих песен. Одними из самых великих мастеров каньи были Эль Фильо, Курро Дульсе, Сильверио Франконетти и Антонио Чакон.
 

Cantaor(-а) (кантаор/а) - певец / певица.
 

Cante (канте) - песня или пение.
 

Cante a compas (канте а компас) - песня, исполняемая в соответствии с четким ритмом и согласованностью между кантаором и токаором.
 

Сante a palo seco (канте а пало секо) - пение без гитарного аккомпанемента, в сопровождении лишь хлопков в ладоши или ударов каблуками слушателей, отбивающих ритм.
 

Сante ad libitum (канте ад либитум) - пение, не подчиняющееся строгому ритму.
 

Сante alante (канте аланте) - дословно "пение впереди". Пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Название произошло от того, что кантаор располагался на передней, ближней к слушателям, части сцены.
 

Сante Atras (канте атрас) - дословно "пение позади", это пение, предназначенное только для слушанья. Название произошло от того, кантаор находится в глубине сцены, чтобы уступить место танцорам.
 

Cante Bonito (канте бонито) - дословно "красивое пение". Так говорят про песню, которую кантаор исполняет, чтобы показать все достоинства своего голоса и все свое мастерство, украшая и усложняя ее, смешивая различные стили.
 

Cante Chico (канте чико) - третья из трех общих классификаций песен фламенко. Это направление является беззаботным, праздничным, фольклорным и несколько фривольным в представлении. Название буквально означает "небольшую песню" - "малое пение". Это песни праздничного характера, не относящиеся к древнейшем стилям.
 

Сante corto (канте корто) - дословно "короткое пение". Песня с небольшим числом куплетов или та, фразы которой кантаор не удлиняет.
 

Cante de faena (канте де фаэна) - так называют песни, созданные для исполнения во время работы.
 

Сante de las minas (канте де лас минас) - так обозначают песни Леванта, берущие свое начало в шахтах Альмерии, Хаэна и Мурсии (такие стили как картахенера, таранта, минера).
 

Cante de ida y vuelta (канте де ида и вуэльта) - это песни, возникшие на основе испано-американского фольклора и подвергнувшиеся влиянию фламенко.
 

Cante Flamenco (канте фламенко) - песня фламенко.
 

Cante Grande (канте гранде) - первая из трех общих классификаций песен фламенко. Так называемые основные песни, которые, как полагают, являются самыми ранними формами фламенко. По своей природе, это - глубокая форма, которая является также cante jondo. Название означает "важную песню".
 

Cante Intermedio (канте интермедио) - вторая из трех общих классификаций песен фламенко... Произвольная "средняя" классификация между cante grande и cante chico. Название буквально означает "среднюю песню."
 

Cante Jondo (канте хондо) - глубокая песня или стиль пения, которое покрывает и темноту и серьезные аспекты фламенко, часто кажущийся резким и примитивным к нетренированному уху. Песни стиля Jondo страстны и глубоки, обычно исполняются с большой эмоциональной энергетикой исполнителем.
 

Cante Largo (канте ларго) - это песня с большим количеством куплетов или та, где кантаор удлиняет фразы различными украшениями и мелизмами.
 

Сante para bailar (канте пара байлар) - пение, исполняемое для аккомпанемента танцу. Также называется сante alante.
 

Сante para escuchar (канте пара эскучар) - это пение, предназначенное только для слушанья. Также называется сante atras.
 

Сante por lo jondo (канте пор ло хондо) - исполнение древнейших стилей фламенко, относящихся к канте хондо.
 

Cantes de Trilla (Trilleras) (кантес до трилья - трильерас) - Это пение относится к части репертуара фламенко, связанного по своему происхождению с работой ("trilla" переводится как "молотьба"). Этот стиль сформировался в результате воздействия фламенко на традиционные песни. Когда жатва закончена, в конце рабочего дня, приходит время кантес де трилья, простого и светлого пения, которое опирается не на размеренный ритм гитары, а исполняется лишь под аккомпанемент молотилок и голосов крестьян, понукающих мулов. В песнях поется о весне, лете, красивых девушках, природе и обо всем том, что сопровождает работу в поле.
 

Las Cantinas (кантинас) - семейство песенных и танцевальных форм из Кадиса, которые включают alegrias, romeras, mirabras, rosas и сaracoles. Предполагается, что слово первоначально означало средневековые песни из Галисии, с Севера Испании.
 

Capo (капо) - сокращение от "capotasto", перемещаемое устройство, устанавливаемое поперек струн гитары, чтобы поднять высоту звука. По традиции, ее цель состоит в том, чтобы поднять высоту звука инструмента к голосу певца.
 

Los Caracoles (караколес) - форма песни и танца, которая является одной из группы песен, известных как " cantinas". Название буквально означает "улиток", и это является синонимом беззаботности в природе. Этот стиль ритмично идентичен alegrias. Этот стиль сначала появился в Кадисе в течение середины девятнадцатого столетия. Позже, эта форма стала ассоциироваться с Мадридом, хотя (как и вся музыка фламенко) происходит по существу из Андалусии. Curro Cuchares и 'эль Tato,' которые работали на аренах боя быков и были также хорошими певцами, привезли этот стиль в Мадрид (столицу Испании), где сделали его очень популярным.
 

Carceleras (карселерас) - тип тонас (tonas), песен первоначально спетых цыганами, заключенными в тюрьмы Андалусии. Это - одна из самых старых форм песни фламенко, описывающих потерю певцом свободы и жизнь в тюрьме. Название этого стиля происходит от испанского слова "сarcel" - "тюрьма". В карселерасе поется о страданиях и надеждах заключенных. Эти песни по происхождению цыганские, они степенные и медленные, в них рассказывается о заключенных, которые мучаются и испытывают отчаяние от того, что совершили преступление. Они раскаиваются и чувствуют, что совершили его в состоянии помрачения рассудка, из-за гнева или гордости, и ни за что не решаться на повторный такой поступок всю свою оставшуюся жизнь. Известно, что коплы карселерас часто сочинялись с целью передать какие-нибудь известия родственникам, находившимся на свободе.
 

Cartageneras (картахенерас) - свободная форма песни, которая базируется на основе фанданго (fandangos) и берет это название от области происхождения - Картахена. Это - одна из песен, известных как cante de levante и как полагают, развилась от tarantas. Картахенера возникла на основе таранты под влияние малагеньи, и по глубине и экспрессии это пение находится между этими двумя стилями. Как и таранта, картахенера относится к "канте гранде" - "большому пению", к древнейшим истокам канте хондо. Как и таранту, происхождение картахенеры связывают с шахтерами, эмигрировавшими из Андалузии в Картахену для работы в угольных шахтах как раз в то время, когда начало распространяться канте хондо. Картахенера - это медленное грустное пение, полное тяжелых мыслей. Но все же, по своему настрою оно немного менее горестное, чем тарантас. В ее основе - все та же печаль и жалоба, но есть место и более светлым и мягким оттенкам, надежде.
 

Castanuelas (кастануэлас) - кастаньеты.
 

Cejilla (кехия) - испанское слово для обозначения каподастра. "Ceja" буквально означает "бровь", и традиционно cejilla имеет выгнутую форму (которая напоминает бровь), служащую плотно прижать деревянный колок.
 

Chuflas (чуфлас) - когда нога поднимается сзади или со стороны и ударяет в пол полной стопой (golpe), в то время как другая нога одновременно скользит по полу. Та же самая нога может также выполнить удар полной стопой (golpe) и затем опуститься. Самый слышимый звук на полу – полный удар (golpe). Шаг может также быть выполнен одновременно на обеих ногах. Chuflas также обращается к песне и форме танца, которая является в исполнении легким, игривым, несколько подобным tanguillos, с акцентом на спонтанности и юморе.
 

Cierre (сьере) - Действие окончания; закрытия. Термин фламенко обращающийся к закрытию ритмичной фразы (compаs) секции, или окончанию танца. Это - тип llamada. (см. определение llamada).
 

Сolmao (кольмао) - заведение наподобие кафе кантатне, где проводятся представления фламенко.
 

Colombianas (коломбианас) - форма песни и танца, который был под влиянием колумбийской народной музыки и южноамериканских ритмов.
 

Compas (компас) - удар, ритм, размер и мера ... основной элемент ритма фламенко. Ритмичный цикл и основание для всех танцев фламенко. Самые общие циклы находятся в ритме ( размере) 4/4, и комбинациях размера 6/8 и 3/4. Быть в компасе (compаs) означает справляться с тем, чтобы быть в пределах этих отдельных единиц. Определенно, это - возвращающийся образец акцентируемых ударов, аналогичных музыкальным тактам, которые диктуют уникальную ритмичную структуру любой данной формы песни или танца.
 

Contra Tiempo (контратьемпо) - синкопировавшие или встречные ритмы, производимые ударами полной стопой (golpes de pies) в комбинации с хлопками, или чем-то другим. Это может сопровождаться хлопками рук, выполняемыми одним индивидуальным исполнителем или в соединении с другими. Противоритм – ритмическое выделение и синкопа, типичные для фламенко.
 

Copla (копла) - куплет песни. Copla также используется, чтобы описать различные части sevillanas и fandangos.
 

Cuadro (куадро) - группа исполнителей фламенко, которая включает танцовщиков, певцов и гитаристов.


Далее


 

Навигатор словаря

A B C D E F G H J L M N P Q R S T V Z


 

 

 

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2024 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio