Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

 

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ФЛАМЕНКО

Часть II - слова на буквы D, E, F, G, H, J, L, M

 

Навигатор словаря

A B C D E F G H J L M N P Q R S T V Z

 

D

Danza Mora (данса мора) - стиль фламенко, который был под влиянием культуры мавров Северной Африки, так же как и арабского стиля музыки и танца. Это буквально означает "мавританский Танец" и обычно играется с шестой струной гитары, настроенной к ключу D (ре).
 

Debla (дебла) - песня tona с религиозным подтекстом. Сегодня это пение почти не исполняется, но в свое время дебла была одним из ярчайших представителей канте хондо. Уже к 1880 году дебла была практически предана забвению. Как и канью, ее относят к одному из самых сложных для исполнения стилей, возможно, по этой причине она сейчас находится на грани исчезновения. Характер этих песен меланхолический, и для их исполнения нужен действительно выдающийся голос. Название этого пения происходит из цыганского языка и в переводе означает "богиня". О дебле говорят как о фундаменте, на который опирается канте хондо, она составляет одну ветвь канте хондо вместе с мартинете и карселерас.
 

Desplante (деспланте) - танцевальные шаги, которые указывают приближающийся перерыв, как в "desplante por bulerias", который выполняется после "звонка (llamada)". Desplante может колебаться и состоять от нескольких шагов до многочисленного ритма (compas), в зависимости от вовлеченной хореографии, и обычно считается климатической точкой в выступлении. Тип сигналов (llamada), который показывает изменение в хореографических последовательностях. Desplante более длинен чем llamada. Он имеет последовательную музыкальную фразу (музыкальную фразу, отвечающую на первую фразу). В 12-ти счетных танцах, desplantes - обычно длительностью 24 счета; в 4-х счетных танцах, desplantes - вообще 2 набора по 8 счетов каждый.
 

Duende (дуэнде) - дух, сила души, которая, как говорят, вдохновляет искусство фламенко. Это было также описано как фиксирование состояния подобное трансу или экзалькации - часто возникающее ощущение во время просмотра зрелища фламенко. По существу, duende - внутренний дух, который, как полагают, возникает в результате интенсивной эмоциональной причастности исполнителя с музыкой, песней и танцем.

 

E

Entrada (энтрада) - выход танцовщика или начало представления.
 

Escobilla (эскобия) - танцевальный шаг, который напоминает широкое движение метлы, который выполняется стопой ноги, которая мягко скользит тщательно вычищая по полу, двигаясь вперед и/или обратном движении, таким образом делая мягкий чистящий звук. Первоначально, под escobillas понимались маленькие скользящие ( чистящие) шаги, которые позволяли танцовщицам продемонстрировать красоту их ног и рук. Сегодня, escobilla также обращается к продолжительной последовательной комбинации работы ног, разработанных, чтобы продемонстрировать мастерство танцовщицы. На данный момент, escobillas стали очень техническими и часто весьма продолжительными.
 

Paso de Escobilla (эскобильа пасо) - Буквально означает метелку. Шаркающий шаг, выполненный как стопа тщательно двигается («метет», вычищает) по полу вперед и/или назад. Нога делает мягкий шаркающий звук по полу.
 

Escobillo (эскобильо) - часть танца, в котором акцент на работе ног, а не рук.
 

Estribillo (эстребильо) - музыкальная фраза.
 

Epilogo (эпилого) - заключение

 

F

Falda (фальда) - юбка.
 

Falseta (фальсета) - мелодичная вариация, исполняемая гитаристом.
 

Falsete (фальсете) - (фальцет) высокий (имеющий определенную высоту) голос.
 

Falsetas (фальсетас) - мелодические фразы, сольные фрагменты, иногда очень развернутые, заполняющие паузы между вокальными фразами, играя которые токаор может дать волю своей творческой фантазии, импровизируя и украшая их. Исполняются в основном приемом "пунтеадо".
 

Fandango (фанданго) - древняя андалузская народная песня и танец, корни которого вероятно происходят до арабского вторжения в 711 г. нашей эры. Это, как полагают, произошло от хоты (jota), живого парного танца из Арагона, местечка расположенного на Севере Испании. Почти каждая область Андалусии имеет свою собственную версию фанданго (fandangos), включая город Уэльву, который утверждают был истинным местом рождения формы и одной из столиц Испанского фламенко. Есть два типа фанданго: fandango grande (большой, великий фанданго) и fandanguillos (небольшой фанданго), последний тип более характерен для праздничных мероприятий. Говорят, что "андалузец не может ни ехать, ни идти, ни работать" без фанданго, излюбленной на юге мелодии. Колыбелью этого пения считаются Малага, Кордова и Лусена. Изначально фанданго являлось песней, аккомпанирующей танцу. Это танец для одной пары, и его хореографическое содержание - любовная пантомима. Оживленный и страстный, он и сейчас пользуется популярностью во многих провинциях Испании.Существуют разновидности фанданго, унаследовавшие название от тех городов, где они получили наибольшее распространение: малагенья (malaguena, от Malaga - Малага), ронденья (rondena, от Ronda - Ронда), гранадина (granadina, от Granada - Гранада), мурсиана (murciana, от Murcia - Мурсия), аликантина (alicantina, - от Alicante - Аликанте), фанданго де Уэльва (fandango de Huelva, от Huelva - Уэльва)… Различают fandango rapido (быстрое) (например, фанданго де Уэльва), fandango moderado (умеренное) (например, вердиалес) и fandango lento (медленное) (фанданго де Альмерия). Фанданго распространилось далеко за пределы Андалусии. Например, в Астуриас это один из наиболее популярных стилей, наравне с альборадас (alboradas) и алалaс (alalas). В Экстремадуре фанданго помимо гитары и кастаньет сопровождается аккордеоном и бубном. Также эти песни можно встретить в Мурсии или на Майорке (вместе с хотой и болеро) и в Португалии, где они разделяют славу с такими стилями как вира (vira), малао (malhao) и камина верде (caminha verde). Поэзия фанданго отличается красотой и возвышенностью, диапазон тем самый широкий: это и мир, и война, и любовь, и ненависть, и жизнь, и смерть, но преобладает все же любовная лирика.
 

Fandango Grande (фанданго гранде) - абстрактная форма песни, которая развилась как серьезная версия оригинала fandangos. Это может быть спето без ритма (compаs) и может также упоминаться как истинное фанданго ( fandangos naturals).
 

Fandangillo (фандангильо) - разновидность фанданго, отличающаяся более свободным ритмом и менее возвышенным характером поэзии. Родина фандангильос - Уэльва, откуда это пение распространилось по многим регионам Андалузии. Но основными зонами его распространения считаются земли, граничащие с Португалией, где располагались шахты добычи угля, золота и меди. Почти в каждой деревне этого района имеется свое фандангильо, возникшее в полумраке и сырости шахт, но, тем не менее, в этих песнях нет ни угнетенности, ни тоски, а напротив, поется о противостоянии невзгодам жизни.
 

La Farruca (фаррука) - захватывающий мужской танец размером 4/4, который первоначально был песней из Северной Области Галисии. Общепринято, что цыгане Андалусии приняли фарруку и затем изменили этот стиль, чтобы удовлетворить своим собственным вкусам. Это, как часто полагают, является одной из более современных форм фламенко и обычно исполняется в ключе А Минор. Хотя ритм четкий и строго определен, некоторые пассажи начинаются медленно и постепенно набирают скорость, особенно в заключительных стадиях танца. Первоначально танец исполнялся только мужчинами, сейчас женщины также исполняют танец с большим эффектом (хотя многие используют мужские костюмы). Фаррука никогда не поется в идиоме чистого фламенко (pure flamenco) и, как танец или гитарное соло, как полагают, является очень драматичным спектаклем. Название стиля происходит от слова "farruco". Так андалузцы называли цыган из Галисии и Астуриас, обосновавшихся на юге Испании. Попав в Андалузию, фаррука смешалась с местными напевами и приобрела черты фламенко. Изначально она пелась и танцевалась в основном в портовых местечках близ Кадиса. Первым кантаором фарруки считается Мануэль Лобато (Эль Лоли), который сделал этот стиль знаменитым не только в Андалусии, но и в Каталонии и Мадриде. В настоящее время фаррука часто поется для аккомпанемента танцу, занимая почетное место в репертуаре как кантаоров, так и байлаоров.
Fiesta flamenca (фиеста фламенка) - собрание слушателей и исполнителей, вечеринка, во время которой исполняется фламенко. Для фиесты характерна особая атмосфера теплоты и расположения к исполнителям, благодаря чему они чувствуют себя в комфортной и дружелюбной обстановке, побуждающей их продемонстрировать свое искусство.
 

Flamenco (фламенко) - основной термин, который обращается к телу музыки, песни и танца, обычно ассоциируется с цыганами Андалусии. Берет свое начало в Южной Испании и первоначально использовался для описания народного искусства бедных. Слово может также использоваться, чтобы определить исполнителя фламенко или поклонника. Вообще полагается, что корни фламенко развились от комбинации индийских, арабских и испанских культур, с более поздними влиянием Грегорианской музыкальной христианской системы и возможно даже литургической музыки евреев.
 

Flamenco Puro (фламенко пуро) - термин, который в основном применяется, чтобы обозначить "подлинный" или "традиционный" фламенко.
 

Floreo (флорео) - движение рук танцовщиц; украшение, прием игры на гитаре, когда гитарист касается двух или трех струн гитары поочередно указательным, средним и безымянным пальцами в быстром темпе, заставляя ноты звучать непрерывно.

 

G

Garrotin (гарротин) - форма песни и танца, которые являются чувственными и счастливыми. Сильно схожа с фаррукой, так же произошло из Северной Испании и имеет медленные секции с внезапными остановками и началами, которые часто начинают в буйном темпе.
 

Gitano(-a) (гитано/а) - испанское название для цыгана/ цыганки.
 

Glissade (глиссаде) - скольжение, скользить.
 

Golpe (гольпе) - понятие связано с работой ног ... полный звук как результат удара полной стопой ноги или топанья в пол. Нога делает слышимый звук в пол. Как ставит печать. Гольпе также обращается к ритмическому ускорению. Так же понятие связано с акустическим эффектом, производимым при игре на гитаре. Когда музыкант ударяет ногтями по гольпеадору ( golpeador-пластмассовая пластинка на верхней деке гитары). И третьим значением являются обозначение ударов кулаком по столу.
 

Granadina/Granaina (гранадина/гранаина) - относится к группе фанданго и ее отличительная черта - арабский колорит музыки. Из всех стилей гранадина наиболее близка к мусульманскому пению. Мелодическая линия коплы гранадины - простая и ровная, унаследованная от фанданго, а наиболее сложной и красивой является заключительная часть песни.
 

Guajiras (гуахирас) - форма песни и танца, которая организовалась под дейтвием кубинских ритмов. Guajiras была привезена в Испанию в Шестнадцатом столетии возвращающимися Конкистадорами. Это - довольно нахальная форма танца, обычно играемая в ключе А Мажор. Эта форма считается афламенкозированной, т.е. подвергнувшейся влиянию фламенко и часто используется как яркий пример в репертуаре гитариста для подчеркивания его искусности.

 

H

Habanera (абанера) - кубинский народный танец - песня; возник на острове Куба, позднее получил свое распространение в Испании. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической фигурой, акцентом на последней доли такта, темп медленный. Хабанера сопровождается пением, движения носят импровизационный характер с характерным "ритмом Хабанеры".
 

Hembra (эмбра) - кастаньета, которую держат в правой руке ( в дословном переводе –

«самка»).
 

Hondo (ондо) - глубокий и глубинный. Затем перешло в Jondo.

 

J

Jaberas (хаберас) - форма песни, которая является ответвлением «серьезного, большого» фанданго (fandango grande). Jaberas близко связан с малагеньяс (malaguenas) и должен быть исполнен свободно без ритма (compаs) и не сопровождаться танцем. Хабера - это исконно андалузская песня с инструментальным вступлением, напоминающим малагенью, и коплой, близкой к фанданго, от которого она и берет свое начало. Хабера - один из самых древних стилей группы фанданго, но в настоящее время она почти не исполняется, а изначально это было сельское, крестьянское пение. Ее исчезновение - не следствие ее сложности, скорее, в этом вина популярности других песен, которые начали исполняться на таблао в то время, когда стоял выбор, какие песни будут пользоваться наибольшим престижем. Кантаором, вдохновившем других исполнителей петь хаберу, был Эль Мими, а главным пропагандистом этого стиля считается Эль Чато де Херес, сделавший хаберу популярной в Мадриде.
 

Jaleo (халео) - поощрение или крики одобрения и/или поддержки ... признание наличия у исполнителя духа фламенко (duende). Ободрительные слова и звуки зрителей, исполнителей фламенко криками и возгласами подбадривающие исполнение других. Поклонники (хорошо осведомленные наблюдатели, участники) также часто кричат халео (jaleo). Популярные фламенковские подбадривания:
Agua (агуа) - Вода! Это настолько горячо, я нуждаюсь в воде!
Arriba! (арриба) - Ура!
Asi se baila (аси се байла) - Как танцует!
Asi se toca (аси се тока) - Как играет!
Asi se canta (аси се канта) - Как поет!
Balia bien! (байла бьен) - Хороший танец!
Eso es (эсо эс) - Вот!
Hassa ( асса) - Большой!
Ole! or Ale! ( оле) - восклицание одобрения или поддержки, которая, возможно, произошла из возгласа Двенадцатого столетия "hala" или возможно от арабского слова "Аллах!"
Toma que toma (тома ке тома) - берут это!
Vamos alla ( бамос айя) - идем туда!
Vamo' ya! (бамо я) - пойдем!
 

Jondo (хондо) - разновидность хондо (hondo), который чаще всего ассоциируется с танцем фламенко.
 

Jucal calo (хукал кало) - слово относящееся к большому bulerias toque
 

Juerga (хуэрга) - вечеринка фламенко или собрание любителей и исполнителей фламенко, также синоним праздничного разгула для питья и веселья.

 

L

Letra (летра) - лирика песни или секция танца, эквивалентная куплету песни.
 

Levante (Леванте) - географическая область, которая простирается от Альмерии в Восточной Андалусии до Валенсии. Эта область дает свое название так называемым песням Леванте ( cantes de levante), которые включают такие стили как minera, taranta, murciana и cartagenera.
 

Livianas (ливианас) - форма песни и танца. Песня произошла от тонья ливиана ( tona liviana - песня без сопровождения или ритма - compаs) и изменилась до стиля с гитарным сопровождением, исполненным в ритме сигурийи ( compаs of siguiriyas). Ливиана - это дитя южной Андалузии. Она является родственницей тонa, берущей свое начало из кузнечных мастерских, но более нежная, так как в ней нет свойственного тона ритма ударов кузнечного молота по наковальне. Именно в ритме основное различие между этими стилями. Стихи для них могут быть общие. В отличие от тонa, ливиана - пение родившееся среди крестьян, работающих в поле, в часы отдыха от работы, когда андалузский крестьянин чувствовал потребность петь. Оно появилось без гитары, без аккомпанемента и впитало в себя все жаркое солнце испанских плоскогорий. Профессиональные кантаоры быстро приняли ее в свой репертуар и стали исполнять под аккомпанемент гитары. Ливиана - сложный для исполнения стиль, требующий от исполнителя великолепных способностей. Со временем она стала забываться и исполнялась все реже и реже. Но благодаря некоторым старым кантаорам ливиана все же сохранилась и существует в наши дни как стиль личностный и индивидуальный, но в то же время сохранивший весь колорит народной сельской музыки.
 

Llamada (йямада) - буквально означает "звоночек". Танцевальное движение или ряд шагов, которые сообщают гитаристу, что танцовщица хочет закончить секцию или даже весь танец.В терминологии фламенко, это - средство, которым танцовщица фламенко уведомляет или подает сигнал гитаристу или певцу о предстоящем изменения ритма или следующей секции выполняемого танца, подобных в классе хореографии, танго. Llamada может также сигнализировать выход танцовщицы (salida) или приближение окончания танцевальных движений (cierre).

 

M

Macho(мачо) - дополнительный куплет, состоящий, как правило, из трех строк, который иногда добавляется к песне, чтобы удлинить ее. Это своеобразный ответ копле, исполняемый в более оживленном темпе. Так же означает кастаньету, которую держат в левой руке.
 

Malaguenas (малагеньяс) - стиль фламенко свободной формы, который не имеет никакого определенного ритма (compаs) и основывается на импровизации. Стиль Malaguenas произошел в Малаге (Южная Испания),откуда и получил свое название. Malaguenas – танцуемый стиль, беззаботные песни, которые развились от другого стиля фламенко , вердиалес (verdiales) и обладают подобным ритмом и формой. Согласно некоторыми источниками, является членом семьи фанданго, Malaguenas стал очень популярным в заведениях, где исполнялось фламенко (cafe cantante) в течение конца Девятнадцатого столетия и первоначально не был танцевальной формой. Малагенья входит в категорию канте гранде - "большого пения" канте хондо. Малагенья берет свое начало от фанданго, но она имеет свой собственный облик и в целом не похожа ни на один другой стиль. Это канте было одним из самых любимых среди кантаоров XIX века. Коплы малагеньи чаще исполняются женщинами, по содержанию это пение страдающей души, жалобное, протяжное. Распространившись из Малаги до Леванта, это пение там и приобрело свой окончательный облик, а также дало начало таким стилям как тарантас, серранас и картахенерас. Изначально это было пение побережья, моряков и рыбаков, которые затем перенесли его в Португалию, где малагенья очень прижилась и полюбилась. В какой-то момент малагенья оставила пляжи и палубы кораблей и переселилась в глубь полуострова. Дойдя до Ронды она задержалась в этом городе и полюбилась его жителям. Своему варианту малагеньи они дали название в честь города - ронденья.
 

Manton (мантон) - вышитый большой шелковый платок с длинной бахрамой. Этот предмет был первоначально известен как манильская шаль - "Manton de Манила" из-за ее происхождения из Манилы.
 

Marcaje (маркахе) - отмечать время. Это также известно как "marqueo".
 

Marcando (маркандо) - движения танцовщицы во время куплета (letra). Это также означает отмечать время ногами.
 

El Martinete (мартинете) - песня (tonа), первоначально исполненная цыганами, которые работали в кузнице. Как традиционная песня кузнецов, Martinete часто сопровождается звуком молотка (или "martillo") нанесением удара по наковальне. Это пение относится к канте хондо и по своему происхождению, как и тона, связано с кузнечными мастерскими. Этот стиль не подчинен строгому ритму и создается спонтанно. Из уст в уста, от сердца к сердцу, передавали кантаоры эти песни следующим поколениям, благодаря чему сегодня пение мартинете сохранилось в том же первозданном виде, что и исполнялось кузнецами за работой два века назад.
 

Mastil (мастил) - дека гитары.
 

Melisma (мелисма) - мелизм, украшение из несколько нот, спетых на один слог, характерное для большинства стилей фламенко.
 

Meollo (меольо) - это несколько копл, составляющих основу песни, то есть все то, что исполняется между вступлением и заключением.
 

Mineras (минерас) - одна из группы песен, известных как песни Леванта (cantes de levante). Его название происходит от "minero" (буквально означает "шахтер") .
 

Mirabras (марабрас) - одна из группы песни и танца известной как cantinas. Это различными способами идентично alegrias, но испытывает недостаток в динамическом качестве и изяществе. Мирабрас не относится к канте хондо - в нем нет ни мотивов сегидильи, ни солеа или мартинете, этот стиль принадлежит к канте чико - "малому пению". Считается что пение мирабрас возникло во второй половине XIX века благодаря солдатам, контрабандистам и разбойникам, ходившим под дорогам Андалузии в то время, и периодом расцвета этого стиля можно назвать последние двадцать лет XIX века. В мирабрас заложено движение, динамика, а также присутствует авантюрный дух людей, готовых поставить на карту свою жизнь, а если что, и жизнь соседа. По настрою это явно не песни пастухов и крестьян.
 

Munecas (муньекас) - нежные круговые движения запястий и пальцев, которые являются типичными для искусства фламенко. Эти движения также известны как "flores".
 

Murcianas (мурсианас) - одна из группы форм песни и танца, известных как песни Леванта (cantes de levante).
 

Назад         Далее

 

Навигатор словаря

A B C D E F G H J L M N P Q R S T V Z

 

Наверх

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

2009 - 2017  © Dmitry Teslov  © Golden Guitar Studio