Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

 

 

ИСТОРИЯ  ГИТАРЫ

 

В ГИТАРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕСКОЛЬКО ВЕРСИЙ ПРОИСХОЖДЕНИЯ,  СТАНОВЛЕНИЯ ГИТАРЫ И РАННЕГО РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ИГРЫ, ВЗАИМНО ДОПОЛНЯЮЩИХ ДРУГ ДРУГА. ДЛЯ ЖЕЛАЮЩИХ ПОЛУЧИТЬ НАИБОЛЕЕ ПОЛНУЮ КАРТИНУ ИСТОРИИ ГИТАРЫ ЗДЕСЬ ПЕЧАТАЮТСЯ САМЫЕ АВТОРИТЕТНЫЕ И ДОСТОВЕРНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

 

Доминго Марсаль Прат (испанский гитарист, композитор, преподаватель, историк гитары ХIX - начала XX вв.):


 «По одной интересной гипотезе гитара ведет свое происхождение из Египта. Возможно, человек случайно извлек первый звук музыкального инструмента, изготовленного из панциря черепахи с натянутыми в воздухе фибрами. По другим предположениям, своим изобретением она обязана луку, из которого стреляли стрелой, при этом получался характерный звук, что подсказало охотнику создать это не для охоты или войны, а для самой вдохновенной музыки. Достоверно, что гитара как инструмент, родилась за 3000 лет до Христианской эры. От египтян ее позаимствовали индейцы, которые называли её Вина, затем она перешла к ассирийцам, назвавшим её Сумерер. Во всей Восточной Азии она стала известна до финикийцев. По словам Пифагора, (500 лет до н.э.): у троглодитов в Малой Азии были трехструнные гитары под названием Пандура. Она была известна персам и арабам под названием Самблека, Самблусе и Самбуит. "Гетиберы", народ, живший в 2000 г. до н.э., в Сирии и продвинувшийся до Палестины, очень хорошо играет на «Киннаре». 500 лет спустя, снова в Египте гитара появляется в иератических текстах и в иероглифах, под названием "Нефер". На могилах египетских императоров, на стенах, барельефах имеются сцены, в которых всегда есть гитара, одна или с различными другими инструментами. На сохранившихся памятниках древнего Египта в иероглифическом письме появляются овальные гитары, выражающие значение «Добро», хороший, что уже само по себе дает ясное представление о том, какую важную роль в их жизни играла музыка и особенно "Нефер", "Набла", как ее называли евреи, или гитара. В Туринском музее есть папирус, датируемый XX египетской династией (1500 г. до н.э.), со сценой животных–музыкантов, где выделяется крокодил, играющий на гитаре. Какую аллегорию представляет эта сцена? Оставим ее разъяснение египтологам. Но самое интересное – это совершенство инструмента, на котором ясно можно различить шестнадцать ладов.
 Уже в средние века гитару называли по–разному разные народы, хотя еще не было значительных различий в форме и строях. Она была известна как «Кратта», «Рота», «Роте», «Псалтер», «Пандура», «Вигуэла», «Гритара»,  «Лауд» и т. д. Название «Цитара» (цитра) сменилось на «Гитару» в 12 веке и, несомненно, это случилось в Испании или Италии, или в этих двух странах одновременно, потому что CHITARA стала CITTARA, затем CITARA и, наконец GUITARRA.
 Некоторые авторы, например немец Эрнэсто Бьернат, утверждают, что гитара была неизвестна в Испании до 12 века, но он к несчастью, незнаком с кодексом Факундус Скриптор ("Трактатус Апокалипсис – Иоанус" – Экспланацио Даниэлис Профете", датируемый 1047 годом, т.е. за два века до «КАНТИКОВ» Альфонсе Мудрого - в блестящих иллюстрациях кодекса, хранящегося в библиотеке Эскуриала, представлены музыканты, играющие на гитаре. Далее мы входим в эпоху великих лютнистов Центральной Европы, о которых повествуют авторы трактатов М. Преториус и Висенте Галилео, отец знаменитого физика.
 В Испании же лютня не достигла того расцвета, как в других европейских странах, потому что другой инструмент, более приспособленный к средствам выражения испанцев полностью завоевал предпочтение музыкантов и придворных. Виуэла, над которой работали самые гениальные инструменталисты и композиторы этой блестящей эпохи, вызвавшей после периода застоя возрождение гитары и возведшей гитару в категорию инструмента с собственной литературой и дидактикой. Эта эпоха началась в царствование Хуана II, когда блистали Хуан де–Паленсия, Альфонсо де–Пеньефьель (1414 г.), "маэстро из Сантьяго–гитарист". В королевстве Наварра благосклонностью короля пользовались Альфонсо–де–Толедо и Мартин–де–Толедо, искусные исполнители на гитаре; в 1417 г. при дворе короля Альфонсо V Арагонского был министром Родриго–де–ла Гитарра, затем перешедший в распоряжение Хуана II Кастильского.
 Начиная с 1500 г. были известны Феликс Антонио Кабесон (1510), Луис Милан (153б), Луис–де–Нарваес (1538), Хуан Бермудо (1545), Альфонсо Мударра (154б), Энрикес–де–Вальдеррабано (1547), Диего Писадор (1552), Мигель–де Фуэньяма (1554), Луис Венегас–де–Инестреса (1557), Эстебан Даса (1576), Хуан Карлос Амат (158б), Педро Сероне (1б13),Франсиско Корбетта (1633), Николас Дачеси–де–Веласко (1б40.), Г. Баутисто Гранатта (1б4б), Джовано Паоло Фоскарини (1647), Пеллегринес (1б50), Гаспар Санс (1674), Л. Луис–де–Рибайяс (1677), Роберто–де–Висео (1б82) и Франсиско Герау (1694). Большинство из них испанцы, многие оставили записанные произведения. Эти инструменталисты двух веков ведут свое происхождение от провансальских трубадуров, имена которых я здесь не называю, но рекомендую для тех, кто хочет познакомиться с ними, великое произведение Виктора Билагера "Трубадуры". Эти превосходные певцы и исполнители распространили виуэлу, а самые популярные возвели гитару в ранг культурного и придворного инструмента, куда она пришла с Фуэньяной и знаменитым трактатом д–ра Хуана Карлоса Амата, опубликованным в 1586 году. Затем виуэла попадает в период застоя, которым воспользовалась гитара, чтобы вытеснить ее и освободиться от грубых рук деревенских юношей, гуляк и преступников, в то время как лютня преобладала во всей центральной Европе до 18 века, когда стали известны такие гитаристы как Франсиско Аспаси (1690) и Людовико Ронкалли (1700); лютнисты Давид Кельнер (1732) и Сильвио Вейс (1750), которые оставили современным гитаристам в наследство превосходные страницы.
 Уже в 18 веке начинается борьба за преобладание; два родственных инструмента, которых любят с одинаковым фанатизмом, оспаривают друг у друга право на существование, – лютня и гитара. Первый из этих инструментов, как мы уже сказали, завоевал большую часть Европы, а второй был популярен только в Испании и Италии, в то время как в других странах им занимались изредка и небольшие группы, но именно итальянские композиторы и инструменталисты завоевали Вену, музыкальный центр и быстро доказали превосходство диапазона и возможности гитары по сравнению с лютней.
 Слава о ней пришла в Париж и Лондон, где Карулли, Джулиани, Леньяни, Регонди, Каркасси, Калегари, Нава и др. обогатили инструмент неизвестными ранее звучаниями, завоевавшими полную симпатию посвященных, вместе с Маттегой, Мерцем, Коста и т. д. В Испании признание началось благодаря Отцу Базилио, итальянцу Ф. Мореттио, Ф.Сору, Д. Агуадо и другим, не достигшим известности двух последних. С кончиной этих двух испанцев, самых блестящих представителей гитары её Золотого века, её развитие резко затормозилось, к счастью, всего на несколько лет, хотя ещё работали Уэрта и Сьерта. Последняя эпоха гитары, в основном связана с именами Наполеона Коста во Франции, последним светочем этой эпохи, с Хулианом Аркасом, концертным исполнителем, собиравшим испанский фольклор и оперные итальянские мелодии, приобретая сторонников своему инструменту. После этого исполнителя последовали дожившие до наших дней известные инструменталисты Парга, Таррега и гениальный исполнитель Андреас Сеговия.
 В заключение скажу, что гитара – один из самых великих и прекрасных инструментов, с созвучиями, дающими ей абсолютную независимость, и в отличие от других инструментов она самодостаточна, и это дурной вкус – сопровождать её другими, ничего не добавляющими ей инструментами. В Аргентине, молодой стране, шагающей во главе современной духовной жизни, гитара является составной частью жизни народа. Из поместий в Палене и Северных гор она перешла внутрь страны, в города, она завоевала почетное место в чувствах аргентинцев и по официальному декрету в столице Республики ей поставлен памятник. Аргентино–уругвайский национальный инструмент местности Рио–де–ла–Плата должен был завоевать театральные подмостки в руках людей, выражающих лучшие свойства народа. Поэтому гитара присутствует за кулисами риоплатского театра, чтобы сопровождать игру актеров типичных персонажей; а когда она не нужна на сцене, всегда за софитом есть актер, играющий на гитаре, чтобы выйти к публике более креольским, более крестьянским, с большим подобием персонажа, характерного для земель Ла Платы. Если театр является верным отражением жизни и обычаев народа, посудите, насколько гитара становится составной частью жизни аргентино – уругвайских деревень. Многих национальных актеров можно назвать и гитаристами, т. к. трудно представить в этой местности произведение национального характера, где актер не брал бы несколько тактов народных песен».
 

Петр Агафошин (российский гитарист, преподаватель ХIX - начала XX вв., автор
"Школы игры на 6-ти струнной гитаре):

 

 "Гитара современного типа, или во всяком случае близкого к нему, произошла, надо думать, от слияния этих двух разновидностей древней кифары не ранее XVI века. Косвенное указание на это двойственное происхождение гитары мы имеем в различной манере игры на ней и по настоящее время: народной - "расгеадо", - происходящей от игры на мавританской гитаре, и профессиональной - "пунтэадо", - ведущей происхождение от латинской гитары.
 К моменту проникновения в другие европейские страны (XVI-XVII века) гитара имела пять струн, настроенные в квартовом соотношении, как и родственная ей лютня. Не установлено точно, в Германии или Италии произошло прибавление шестой струны. В таком окончательно сформировавшемся виде гитара приобрела права серьезного инструмента. На базе этого увеличения ее музыкальных возможностей шестиструнная гитара пережила эпоху своего- первого расцвета (с конца XVIII и до середины XIX века). За этот период гитара выдвинула целый ряд блестящих виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Агуадо и Сор и итальянцы Джулиани, Леньяни, Каркасси, Карулли, Зани-де-Феранти, Регонди, Моретти и другие. Концертная деятельность этих гитаристов в европейских странах подняла гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей.
 Одни из них - как композиторы Монтеверди, Россини, Гретри, Обер, Доницетти, Верди, Масснэ-использовали гитару в своих операх; другие - как композиторы Люлли, Вебер, Диабелли, Берлиоз, Гуно - сами играли на гитаре; третьи, наконец, как Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что знаменитый скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары ряд произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кернер, Ленау, Байрон, Шелли, Державин, Пушкин, Лермонтов,
Л. Толстой, Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу в своих произведениях.
 Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно одаренных гитаристов-виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет, Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе многочисленных друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль де Фалья, Понсе, Руссель и других.
 В нашей стране широко была распространена наряду с шестиструнной гитарой ее разновидность - гитара семиструнная, преимущественно с терцовым строем".
 

Александр Иванов-Крамской (российский гитарист, композитор,
преподаватель XX в., автор "Школы игры на гитаре"):

 

 "Первые сведения о гитаре относятся к глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента - наблы, - внешним видом напоминающего гитару.
 Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла - символ добра. Гитара была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию, где она вскоре получила полное признание.
 Слово "гитара" арабского происхождения.
 В конце XV в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.
 В культурной жизни Испании, начиная с XVI в., большую роль сыграли многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания - "салоны", - собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.
 С XVI в. увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее, составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фу-енльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и многие другие.
 Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До XVIII в. она была меньше размером и корпус ее был довольно узким и вытянутым. К середине XIX в. гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую популярность.
 Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло, аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в оркестре и ансамбле.
 В конце XVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д. Агуадо; одновременно с ними в Италии - М. Джулиани, Л. Леньяни, Ф. Карулли, М. Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.
 Многие западноевропейские композиторы XIX в.- Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.
 Во второй половине XIX в. в истории гитары появилось новое яркое имя испанского композитора, солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Он создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр.
 Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние на творчество его друзей - композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре.
 Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать, что Таррега создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль Льобет, Эмилио Пухоль, Доминго Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод преподавания.
 К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прата, И. Лелюпа, И. Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги.
 В XX в. появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии, концертанта, композитора, педагога, воспитавшего плеяду знаменитых гитаристов - виртуозов.
До XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за границы.
 Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина (академик Я. Штелин, проживавший в Москве с 1735 г. по 1785 г., написал первый исторический обзор музыкальной культуры России), жившего в России в XVIII в. Он писал о том, что гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других гастролеров гитаристов - виртуозов Цани-де- Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое распространение.
 Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и другие, успешно концертирующие в России и за границей.
 Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. В произведениях композиторов 30-50-х гг. прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического оркестра: "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде". Композиторы А. Алябьев, А. Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами на гитаре.
В начале XX в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому. Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории, литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.
 Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успеха в Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные уроки.
 Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант, тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большого внимания. В 1856 г. он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов, композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготовляющих эти инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов, новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал. Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии Брюсселе.
 Лишь после событий Октябрьской революции были созданы все условия для развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.
 В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской, Киевской и других консерваториях. Они подготовили кадры молодых специалистов. Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью, другая - исполнительством".

 

По материалам:

Прат Д. "История гитары. Библиографический и

терминологический словарь";

П. Агафошин "Школа игры на 6-ти струнной гитаре;

А. Иванов-Крамской "Школа игры на гитаре"

 

 

 

 

 

  

 
 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

2009 - 2017  © Dmitry Teslov  © Golden Guitar Studio