Главная -
История гитары
Александр Иванов-Крамской
(российский гитарист, композитор,
преподаватель XX в., автор "Школы игры на гитаре")
"Первые сведения о гитаре относятся к
глубокой древности. На египетских памятниках тысячелетней давности встречаются
изображения музыкального инструмента - наблы, - внешним видом напоминающего
гитару.
Как свидетельствуют иероглифические надписи, набла - символ добра. Гитара
была распространена и в Азии, что подтверждают изображения на архитектурных
памятниках Ассирии, Вавилона и Финикии. В XIII в. арабы завезли ее в Испанию,
где она вскоре получила полное признание.
Слово "гитара" арабского происхождения.
В конце XV в. состоятельные семьи Испании начинают соперничать между собой
в покровительстве наукам и искусству. Гитара наравне с лютней и другими
щипковыми инструментами становится излюбленным инструментом при дворах.
В культурной жизни Испании, начиная с XVI в., большую роль сыграли
многочисленные ассоциации, академии, кружки и собрания - "салоны", -
собиравшиеся регулярно. Музыкальные концерты родились в недрах таких салонов.
С XVI в. увлечение щипковыми инструментами проникает в глубокие массы. Для
них создается огромная литература. Имена композиторов, представлявших ее,
составляют длинную вереницу: Милан, Корбетто, Фу-енльяна, Марин-и-Гарсиа, Санз и
многие другие.
Пройдя большой путь развития, гитара приняла современный внешний вид. До XVIII в. она была меньше размером и корпус ее был довольно узким и вытянутым. К
середине XIX в. гитара получила окончательную форму и стала больше. На ней
появилось шесть струн со строем: ми, си, соль, ре, ля, ми. Из Испании гитара
была завезена в западноевропейские страны и Америку, где завоевала большую
популярность.
Чем же объяснить столь широкое распространение гитары? Главным образом
тем, что она обладает большими возможностями: на ней можно играть соло,
аккомпанировать голосу, скрипке, виолончели, флейте, ее можно встретить в
оркестре и ансамбле.
В конце XVIII в. в Испании появляются композиторы и виртуозы Ф. Сор и Д.
Агуадо; одновременно с ними в Италии - М. Джулиани, Л. Леньяни, Ф. Карулли, М.
Каркасси и другие. Они создают литературу для этого инструмента, начиная от
мелких пьес и кончая сонатами и концертами с оркестром.
Многие западноевропейские композиторы XIX в.- Ф. Шуберт, К. Вебер, Р.
Крейцер, А. Диабелли, Л. Шпор, И. Гуммель и другие пишут произведения для гитары
соло, а также замечательные ансамбли с участием гитары. Берлиоз в своем
знаменитом трактате по инструментовке посвятил гитаре целую главу.
Во второй половине XIX в. в истории гитары появилось новое яркое имя
испанского композитора, солиста-виртуоза и педагога Франциско Тарреги. Он
создает свой стиль письма. В его руках гитара превращается в маленький оркестр.
Исполнительское творчество этого замечательного музыканта оказало влияние
на творчество его друзей - композиторов: Альбениса, Гранадоса, де Фалья и
других. В их фортепианных произведениях часто можно услышать подражание гитаре.
Слабое здоровье не давало Тарреге возможности концертировать, поэтому он
посвятил себя педагогической деятельности. Можно смело сказать, что Таррега
создал свою школу игры на гитаре. К числу его лучших учеников относятся Мигуэль
Льобет, Эмилио Пухоль, Доминго Прат, Даниэль Фортеа, Илларион Лелюп и другие
известные концертанты. Многочисленные ученики Тарреги передают его метод
преподавания.
К настоящему времени изданы школы Д. Фортеа, Д. Прата, И. Лелюпа, И.
Аренса и П. Роча, основанные на методе обучения Тарреги.
В XX в. появляется имя великого испанского гитариста Андреса Сеговии,
концертанта, композитора, педагога, воспитавшего плеяду знаменитых гитаристов -
виртуозов.
До XVII в. гитара в России не имела большого распространения. Ее можно было
встретить лишь в богатых домах случайно привезенной из-за границы.
Первые замечания о гитаре встречаются у Я. Штелина (академик Я. Штелин,
проживавший в Москве с 1735 г. по 1785 г., написал первый исторический обзор
музыкальной культуры России), жившего в России в XVIII в. Он писал о том, что
гитара в России распространялась медленно, но с появлением среди других
гастролеров гитаристов - виртуозов Цани-де-Ферранти, Ф. Сора, М. Джулиани и
других этот инструмент завоевывает себе симпатии и получает широкое
распространение.
Появляются в начале XIX в. русские гитаристы: М. Соколовский, Н. Макаров и
другие, успешно концертирующие в России и за границей.
Гитара оставила яркий след в музыкальном искусстве России. В произведениях
композиторов 30-50-х гг. прошлого века явно ощущается ее влияние. Фортепианное
сопровождение многих романсов М. Глинки и А. Даргомыжского написано в стиле
гитарного сопровождения. Путешествуя по Испании, Глинка под впечатлением игры на
гитаре Феликса Кастильо создал свои гениальные произведения для симфонического
оркестра: "Арагонскую хоту" и "Ночь в Мадриде". Композиторы А. Алябьев, А.
Варламов, А. Гурилев и другие свои широко популярные романсы и песни написали в
расчете на сопровождение гитары или фортепиано в манере, близкой гитарному
аккомпанементу. Свои задушевные романсы, полные элегической грусти или
романтической взволнованности, Варламов пел, сопровождая их мягкими переборами
на гитаре.
В начале XX в. гитару можно было встретить лишь среди гитаристов-любителей. К
этому инструменту относились с предвзятым мнением, как к инструменту мещанскому.
Многие крупные музыканты, не зная технических возможностей гитары, ее истории,
литературы, относились к ней с некоторым пренебрежением.
Знаменитый гитарист Марк Данилович Соколовский после блистательных
выступлений в Москве в 1847 г. и других городах России, после огромного успеха в
Лондоне, Париже, Вене, Берлине мечтал всю свою жизнь преподавать в
консерватории, но, несмотря на то, что он был гитарист с мировым именем, двери
консерватории для него были закрыты. Он имел возможность давать лишь частные
уроки.
Не менее известный гитарист Николай Петрович Макаров, гитарист-концертант,
тоже старался доказать, что этот инструмент заслуживает большого внимания. В
1856 г. он попытался организовать Всероссийский конкурс гитаристов,
композиторов, пишущих для гитары, а также мастеров, изготовляющих эти
инструменты. Таким путем он рассчитывал выявить новых прекрасных музыкантов,
новые произведения и лучших мастеров. Но это большое дело никто не поддержал.
Свое намерение Макаров все же осуществил, но не в России, а в столице Бельгии
Брюсселе.
Лишь после событий Октябрьской революции были созданы все условия для
развития различных жанров искусства. Открылись многочисленные музыкальные школы
и консерватории. Советский народ с большим энтузиазмом приобщался к искусству.
В 1931 г. в музыкальных училищах и школах начали преподавать игру на
гитаре. Одними из первых педагогов на шестиструнной гитаре были П. С. Агафошин и
П. И. Исаков. В 1932 г. преподавание на гитаре было введено в Московской,
Киевской и других консерваториях. Они подготовили кадры молодых специалистов.
Часть музыкантов занялась педагогической деятельностью, другая -
исполнительством".
-----------------------------------------------
Прочитайте также
Историю развития гитары
других авторов:
-
Классическая гитара: от древности до
наших дней. История развития инструмента. Мультимедийная презентация Дмитрия
Теслова
-
Доминго Марсаль Прат (испанский гитарист, композитор,
преподаватель, историк гитары ХIX - начала XX вв.)
-
Петр Агафошин (российский гитарист, преподаватель ХIX -
начала XX вв., автор "Школы игры на 6-ти струнной гитаре")
-
Михаил Иванов (русский гитарист-семиструнник, композитор,
педагог)"Русская семиструнная гитара"
|