Главная -
История гитары
Петр Агафошин (российский
гитарист, преподаватель ХIX - начала XX вв., автор
"Школы игры на 6-ти струнной гитаре")
"Гитара современного типа, или во всяком
случае близкого к нему, произошла, надо думать, от слияния этих двух
разновидностей древней кифары не ранее XVI века. Косвенное указание на это
двойственное происхождение гитары мы имеем в различной манере игры на ней и по
настоящее время: народной - "расгеадо", - происходящей от игры на мавританской
гитаре, и профессиональной - "пунтэадо", - ведущей происхождение от латинской
гитары.
К моменту проникновения в другие европейские страны (XVI-XVII века) гитара
имела пять струн, настроенные в квартовом соотношении, как и родственная ей
лютня. Не установлено точно, в Германии или Италии произошло прибавление шестой
струны. В таком окончательно сформировавшемся виде гитара приобрела права
серьезного инструмента. На базе этого увеличения ее музыкальных возможностей
шестиструнная гитара пережила эпоху своего- первого расцвета (с конца XVIII и до
середины XIX века). За этот период гитара выдвинула целый ряд блестящих
виртуозов и композиторов, как, например, испанцы Агуадо и Сор и итальянцы
Джулиани, Леньяни, Каркасси, Карулли, Зани-де-Феранти, Регонди, Моретти и
другие. Концертная деятельность этих гитаристов в европейских странах подняла
гитару на высокий профессиональный уровень и снискала ей многочисленных
приверженцев из числа крупнейших музыкантов, поэтов и писателей.
Одни из них - как композиторы Монтеверди, Россини, Гретри, Обер, Доницетти,
Верди, Масснэ-использовали гитару в своих операх; другие - как композиторы Люлли,
Вебер, Диабелли, Берлиоз, Гуно - сами играли на гитаре; третьи, наконец, как
Глинка, Чайковский любили слушать гитару. Особо следует отметить, что знаменитый
скрипач Паганини был в то же время прекрасным гитаристом и написал для гитары
ряд произведений. Поэты и писатели, как Гете, Кернер, Ленау, Байрон, Шелли,
Державин, Пушкин, Лермонтов,
Л. Толстой, Бодлер и многие другие любили гитару и посвятили ей не одну страницу
в своих произведениях.
Расцвет гитары, продолжавшийся почти до конца XIX столетия, сменился ее
упадком, главным образом благодаря появлению фортепиано. Однако с начала XX века
мы наблюдаем период нового расцвета гитары, вызванный, по-видимому, изменением
отношения широкой публики к ней, как к старинному и одному из наиболее
выразительных народных инструментов. В результате появился ряд исключительно
одаренных гитаристов-виртуозов, преимущественно испанцев (Таррега, Льобет,
Сеговия, Пухоль и другие), которые довели до совершенства искусство игры на
гитаре и поставили гитару наравне с другими традиционными сольными
инструментами. И снова, как в эпоху первого расцвета, гитара привлекает к себе
многочисленных друзей из числа виднейших композиторов, таких как Турина, Мануэль
де Фалья, Понсе, Руссель и других.
В нашей стране широко была распространена наряду с шестиструнной гитарой
ее разновидность - гитара семиструнная, преимущественно с терцовым строем".
-----------------------------------------------
Прочитайте также
Историю развития гитары
других авторов:
-
Классическая гитара: от древности до
наших дней. История развития инструмента. Мультимедийная презентация Дмитрия
Теслова
-
Доминго Марсаль Прат (испанский гитарист, композитор,
преподаватель, историк гитары ХIX - начала XX вв.)
-
Александр Иванов-Крамской
(российский гитарист, композитор,
преподаватель XX в., автор "Школы игры на гитаре")
-
Михаил Иванов (русский гитарист-семиструнник, композитор,
педагог)"Русская семиструнная гитара"
|