Сеговия Андрес (1893-1987) – выдающийся испанский
гитарист и педагог. В детстве обучался игре на фортепиано, скрипке и
виолончели, одновременно с этим самостоятельно изучал игру на гитаре.
Помогало ему слушание народной музыки, игра фламенко и изучение нотной
литературы. В 1909 году состоялся первый концерт Сеговии, но мировая слава
пришла к нему в 1924 году, после концерта в Париже. Игра А. Сеговии отмечена
исключительным виртуозным мастерством, глубиной интерпретаций; он расширил
технические и выразительные возможности гитары, ввёл в репертуар
классическую и современную музыку (многие произведения в собственных
обработках), поднял гитарное исполнительство на высокий художественный
уровень. Для Сеговии написаны и посвящены ему сочинения Х. Турины, Х. де
Манена, А. Русселя, М. Кастельнуово-Тедеско, С. Скотта, Э. Вила- Лобоса, А.
Тансмана и др.
Сеговия один из немногих концертантов, в игре которого критики не могли
обнаружить недостатков. Наоборот, каждое последующее выступление артиста
выявляло новые достоинства его игры, что связывается как с его выдающимся
талантом, так и с напряженной ежедневной работой по совершенствованию своего
мастерства.
Трижды, в 1926, 1927, 1935-1936 годах, он приезжал в СССР и с неизменным
успехом давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве и Одессе. Сеговия
выступал не только с концертами, но и встречался с местными гитаристами,
слушал их игру, проводил методические беседы и открытые уроки. Это сказалось
и на развитии гитарного искусства в Советском Союзе: после гастролей многие
музыканты-профессионалы стали смотреть на гитару как на инструмент,
достойный серьезного изучения. Следствием было открытие классов гитары в
музыкальных училищах (тогда техникумах), а также в отдельных музыкальных
вузах. Сеговия воспитал блестящую плеяду гитаристов - Д. Вильямс, Д. Брим
(Великобритания), А. Диас (Венесуэла), Х. Томас (Испания), К. Паркенинг
(США), М. Гасбаррони (Италия) и др. Деятельность Андреса Сеговии приобрела
такой размах потому, что уже в самом начале своей музыкальной карьеры он
рассматривал гитару как один из компонентов всей музыкальной культуры в
целом. С его помощью возродилась старая и родилась новая литература для
гитары, он заинтересовал гитарой профессиональных музыкантов и композиторов,
что повлекло за собой подъем интереса к искусству игры на классической
гитаре. Его музыкальная деятельность рассматривается и оценивается как
выдающееся событие ХХ века. В Венеции Сеговии была присуждена самая почетная
премия - „Жизнь, отданная искусству".
Активная деятельность концертирующего артиста не мешала Сеговии вести курсы
обучения игре на гитаре в Сантьяго-де-Компостела, в Музыкальной академии
Киджана в Сиене, в Университете Берклея. Одновременно с этим он обогащает
репертуар гитарными транскрипциями произведений знаменитых композиторов, а
также пьес для лютни и виуэлы.
Особой заслугой Сеговии в области репертуара считается тот факт, что ему
удалось убедить многих композиторов отказаться от устоявшихся негативных
стереотипов во взглядах на гитару и обратить их к написанию сочинений для
этого инструмента.
The Segovia Master Class in Spain
-----------------------------------------------
Segovia Master Class 1986.
Fred Benedetti
performs the Bach "Chaconne"
-----------------------------------------------
Marcelo Kayath plays La Maja de Goya by Granados in the
1986 Segovia Master Class