Вы
можете скачать бесплатно новОе
нотнОе изданиЕ: "Золотая
Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для
квартета гитар.Том I.
91 стр.
Now you
can download for free:
"Golden Classics". Masterpieces of world
music in transcription for the Quartet of classical guitars by Dmitry
Teslov. Volume I.
Ссылка для скачивания - после Вступления.
Нотное издание «ЗОЛОТАЯ
КЛАССИКА. Шедевры мировой музыки в транскрипции для квартета гитар. Том
I» предлагается в качестве концертного и учебно-методического репертуара
для разных категорий исполнителей: ансамблей классических гитар
(квартет) - как профессиональных, так и самодеятельных; студентов
музыкальных учебных заведений – консерваторий, ВУЗов, институтов,
среднего профессионального образования, а также учащихся старших классов
детских музыкальных школ и школ искусств.
Сочинения, представленные здесь, могут быть исполнены в
концертах с успехом у публики, так как их музыкальная ценность не
подлежит сомнению и доказана несколькими веками исполнительской
практики.
О некоторых произведениях данной книги. И. С. Бах. Ария из сюиты №3 для оркестра, BWV 1068.
Произведение для оркестра, состоящего из: гобоев, труб, литавр, струнных
и генерал-баса, написано в районе 1717-1723 годов. Состоит из нескольких
частей: Увертюра, Ария, Гавоты I и II, Бурре, Жига. Интересно, что
название «Air», в переводе - не «воздух» (по-английски), а «ария» (не
песня и часть оперы, а музыкальный жанр) по-французски. История
превращения «Арии» в «Воздух»: в XIX веке немецкий скрипач-виртуоз
Август Вилхелмдж (часто называемый немецким Паганини) сделал свою
аранжировку сюиты Баха, переложив её так, что всю сюиту надо было играть
на одной струне скрипки. Эта аранжировка стала очень популярной под
названием «Air in G string» («Ария» на струне «соль»). Вилхелмдж дал
воистину вторую жизнь сюите, и она стала обязательной частью репертуара
скрипачей. Из этого названия уже «air» запомнился в виде «воздуха», до
которого часто и сокращают название не только аранжировки, но и всей
оригинальной сюиты. И. С. Бах. «Шутка» из оркестровой сюиты №2, BWV 1067.
Бах написал для оркестра пять сюит, или, как сам он их называл, —
увертюр. Две (C-dur и h-moll) созданы в начале 20-х годов. В этих
произведениях сказались творческие воздействия, идейные влияния и
жизненные предпосылки очень различного характера. Бах следовал традициям
старинной немецкой партиты XVII столетия и в то же время усваивал
богатый опыт французской инструментальной школы. В первых сюитах он не
мог вовсе отвлечься от форм музицирования, вкусов и запросов,
сложившихся при кётенском дворе; в поздних он, видимо, ориентировался на
лейпцигские «Collegium musicum». Многое преемственно связано с
реалистичным, грубовато-жанристским искусством Stadtpfeifereien. В то же
время, особенно во второй и четвертой сюитах, почти жеманная грация
некоторых образов и ювелирно-тонкое изящество письма, подбор большинства
танцев — бурре, менуэт, гавот, рондо, — даже названия отдельных пьес: «Badinerie»
(«Шалость», «Шутка»), «Rejouissance» («Веселье») — навеяны французской
музыкой. Все это отвечало новым тогда в Германии эстетическим
воззрениям. «Грация — это разумно приятное», — формулировал немецкий
просветитель, историк и теоретик искусства Иоганн Винкельман. Бах, при
всей глубокой серьезности, свойственной его художественной натуре,
отнюдь не был чужд этому девизу. В точке пересечения двух тенденций
возникла оркестровая сюита — удивительный синтез народности и почти
галантного светского стиля; добротной немецкой выделки и французского
остроумия. Каждая сюита одета в свой инструментальный наряд, созвучный
ее поэтическому замыслу. Здесь инструментовка совсем легка, тембровый
колорит нежно-певуч (К. Розеншильд). Фуга №24 из I-го тома «Хорошо темперированного клавира»,
BWV 869. «Хорошо темперированный клавир» Иоганна Себастьяна Баха
можно по праву считать одним из наиболее высоких достижений в мире
музыки. Этот цикл, состоящий из Прелюдий и Фуг – настоящий
монументальный труд, который проделал композитор. Впоследствии два тома
«ХТК» оказали огромное влияние практически на всех музыкантов,
композитов и виртуозов различных стран мира. Работу над «ХТК» Бах начал
в Веймаре, где композитор пробыл с 1708 по 1717 год. Первый том вышел в
1722 году, когда Иоганн Себастьян жил уже в Кётене. На заглавном листе
композитор сделал запись, поясняя для чего именно он задумал свой труд.
Там значилось, что он предназначен для обучения молодежи, а также для
музицирования уже состоявшимся музыкантам. В «Хорошо темперированном
клавире» концентрированно отражен и подытожен длительный процесс
собирания, отбора и кристаллизации классической формы фуги, ее
философской концепции, ее драматургической сущности. Каждая фуга имеет
свое собственное лицо. Ее тема – это сюжет, который последовательно
развертывается в процессе контрастного внутренне противоречивого
развития. Он высвободил фугу от сковывающего ее «механизма
абстрактности», придал ее форме гибкую пластичность, расширил сферу ее
эмоциональной выразительности, возвысил принцип драматического контраста
в полифоническом развитии характерных тем. Как же фуги в 2-х томах
расположил композитор? Октава состоит из 12-ти звуков, которые и взял за
основу маэстро. Он написал свои мини-циклы для каждого звука октавы в
мажорных и минорных тональностях. Таким образом, получилось, что в обоих
томах содержится ровно по 24 прелюдии и фуги. Воплотить подобную затею
позволила настройка клавира в равномерно темперированном строе, который
ввели в обиход лишь в 18 столетии. Ранее использовался другой строй –
Пифагоров, не позволяющий сочинять произведения во всех тональностях.
Это было связано с тем, что в натуральном строе благозвучными были лишь
немногие тональности, ведь кратчайшее расстояние между звуками было не
одинаковым. Звуки образовывались за счет деления струны, а не октавы.
Некоторые исследователи творчества Баха уверены, что за основу он взял
не строгую темперацию, а «хорошую темперацию Веркмейстера». Об этом
косвенно указывает и наименование цикла Баха. Веркмейстер употреблял 4
разновидности «хороших темпераций» с чистыми терциями. Свое сочинение
Бах писал в первую очередь для современников, которые пользовались
только доступными им инструментами: клавикордом, органом и клавесином.
Как известно, фортепиано еще было достаточно несовершенным на тот
момент. Канон a 4 из цикла «Музыкальное приношение», BWV 1079 No 6.
«Музыкальное приношение» (нем. «Das Musikalische Opfer»), — это цикл
канонов, фуг и других музыкальных произведений, написанных И. С. Бахом,
основанных на теме, продиктованной Баху прусским королём Фридрихом II, и
посвящённых ему. Поскольку инструментовка почти нигде не указана Бахом,
сегодня этот цикл можно услышать исполненным на самых разных
инструментах. История создания цикла началась в день встречи Баха с
прусским королём Фридрихом II 7 мая 1747 года. Сын Баха, Карл Филипп
Эммануил, с 1740 года работал клавесинистом в капелле короля, и через
него Фридрих передал приглашение Иоганну Себастьяну. Как только Бах
приехал, король сразу позвал его в потсдамский дворец, отменив концерт
(он играл на флейте). Во время встречи Баху была показана новинка,
пианофорте Зильбермана — ранняя разновидность фортепиано. У короля
имелось несколько экземпляров этого инструмента. Бах, переходя из
комнаты в комнату, импровизировал на них, а затем, желая удивить короля,
попросил дать ему тему, чтобы тут же сочинить на неё фугу. Фридрих дал
ему следующую тему (впоследствии названную королевской, или (на
латинском «Thema Regium»). Получив тему, Бах незамедлительно сочинил на
неё трёхголосную фугу. На просьбу сочинить шестиголосную фугу на ту же
тему Бах ответил, что не всякая тема подходит для такой цели, и
предложил свою тему. Однако позже он всё-таки исполнил и это желание
короля. Два месяца спустя Бах опубликовал цикл произведений на
«Королевскую тему», который сейчас известен как «Музыкальное
приношение». Бах озаглавил цикл так: «Regis Iussu Cantio Et Reliqua
Canonica Arte Resoluta» («Данная повелением короля тема и прочее,
исполненное в каноническом роде») — акростих, первые буквы которого
образуют слово ричеркар (старинное название фуги). Менуэт G-dur из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах», BWV
Anh.114. Маленькие шедевры, вошедшие в «Нотную тетрадь Анны
Магдалены Бах», представляют собой небольшие танцевальные пьесы:
менуэты, полонезы, марши. Изложены они в основном двухголосно. Основную
мелодию ведет верхний голос, нижний голос имеет самостоятельную,
непрерывную линию с элементами имитации верхнего голоса. Главное место в
тетради занимают менуэты. Их девять. Танцевали менуэт с особой
торжественностью. Танцевальная техника представляла собой галантные,
затейливые приветствия: кавалеры расшаркивались, кланялись, а дамы
приседали в реверансе. Все чинно двигались неторопливыми маленькими
шагами, выписывая букву S. За мелкий шаг танец и был прозван «Менуэтом».
В конце XVIII века менуэту ходит в концертную музыку – в сюиты, сонаты,
квартеты, симфонии (В. Севостьянова). Первый контрапункт из сборника «Искусство фуги», BWV 1080.
«Искусство фуги» (нем. «Die Kunst der Fuge») — сборник из 14 фуг и 4
канонов И. С. Баха, предположительно для клавира. Сохранившиеся пьесы,
написанные в 1742—1749 годах (цикл не окончен), задуманы как изысканные
и разнообразные полифонические разработки (авторское название: «Contrapunctus»)
одной и той же темы в тональности d-moll. Основная тема фуги включает в
себя 14 фуг (и ещё одна неоконченная) и 4 канона (всего 18 или 19
контрапунктов). Одна из фуг чаще всего не исполняется, так как является
почти полным аналогом другой фуги (16 и 17 фуги) и, кроме того, она для
двух клавиров. В партитуре «Искусства фуги» не указано, для какого
инструмента предназначалось это произведение. Многие считают, что оно
написано для клавира; в настоящее время чаще всего исполняется на
фортепиано, а кроме того на органе и клавесине. Поскольку произведение
представляет собой сборник фуг и канонов (а не цикл с предписанным и
обязательным последованием частей), порядок следования пьес в
исполнениях обычно не учитывается. Все фуги написаны на одну тему, кроме
последней трёх-темной (не окончена).
Концерт C-moll, BWV 981 (в данной книге в тональности a-moll). Относится
к ряду концертов (BWV 592a и 972–987) для клавесина без сопровождения и
веймарским транскрипциям. Туда входит 18 траскрипций итальянских
оркестровых концертов, созданных в 1713-1714 годы. Дитрих Букстехуде. Чакона. Чакона (на испанском
chacona, на итальянском ciaccona) — изначально средневековый танец
карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века,
сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство
иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как
сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую
композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным
происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В
настоящее время оба термина используются в одинаковом смысле. В эпоху
барокко — популярная инструментальная пьеса. Представляет собой
полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в
басу (basso ostinato); верхние голоса при этом разнообразно варьируются. Фридерик Шопен. Прелюдия, op.28, No 4. Прелюдии Шопена принесли миру
новое творческое решение проблемы этого жанра. В музыке доклассического
периода прелюдии отводилась скромная роль вступления к тому, что
составляло главную суть: прелюдирование на органе перед пением хорала,
прелюдия к фуге, прелюдия к сюите, сонате. Правда, у Баха в большинстве
полифонических циклов значительность содержания и интенсивность развития
в прелюдии возросли настолько, что уравновесили ее с фугой. Но на этом
дальнейший рост жанра приостанавливается. «Шопен, — писал Б. В. Асафьев,
— создал свои гениальные прелюдии — 24 кратких слова, в которых сердце
его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится,
нежится, изнывает, стонет, озаряется надеждой, радуется ласке,
восторгается, снова печалится, снова рвется и мучается, замирает и
холодеет от страха, немеет среди завываний осенних вихрей, чтобы через
несколько мигов опять поверить солнечным лучам и расцвести в звучаниях
весенней пасторали». В новизне эмоционального содержания, в резкости
образных контрастов, в неисчерпаемости вариантного их воспроизведения
заключена глубоко жизненная сущность этих миниатюр. Прелюдия e-moll -
образец протяженности шопеновского мелоса и, особенно, исключительный
пример шопеновской гармонической плагальности. Анализ прелюдии
показывает, что вся она основана на плагальном колебании между ми
минором и ля минором. Хочется еще отметить сочетание упорства секундовой
интонации (секундовое обыгрывание квинты в первом такте и т. п.) с
богатыми эмоциональными оттенками ее развития. Так Шопен показывает не
только «навязчивость» эмоции, но и ее полноту (Ю. Кремлев). Владимир Вавилов. «Ave Maria». Эта прекрасная музыка
появилась в 1970 году и моментально разошлась по миру. Авторство
впоследствии было указано — малоизвестный итальянский композитор Джулио
Каччини (1551−1618 годы), один из зачинателей жанра оперы. Понадобилось
несколько десятилетий изысканий энтузиастов и экспертиз профессионалов в
лютневой музыке, чтобы придти к интереснейшему выводу: автором этой
знаменитой «Ave Maria» является … советский гитарист и лютнист В. Ф.
Вавилов (5 мая 1925 г. — 11 марта 1973 г., Ленинград). Питерский парень
из рабочей семьи, воевавший в Великую Отечественную войну, посвятивший
жизнь музыке. На пластинке, изданной фирмой «Мелодия» («Лютневая музыка
XVI—XVII веков»), — несколько известных сейчас на весь мир мелодий
(«Канцона», «Ричеркар» и другие). К ним прилагались итальянские имена
авторов музыки или было указано, что автор неизвестен, но тем не менее,
он — представитель старинной итальянской лютневой школы. Пластинка
разошлась мгновенно. А дальше людей, не совсем далеких от музыки, стало
разбирать любопытство. Но спросить уже было некого. В. Вавилов к этому
времени уже умер. Он прожил недолго (не дожил до 48 лет), совсем
небогато. Выступал в гитарном дуэте, записал две пластинки. На данный
момент считается доказанным, что он является не только исполнителем, но
и автором большинства мелодий, ставших международными хитами (Г.
Константинова).