Главная -
Дмитрий Теслов: всё
творчество -
Дмитрий Теслов:
сочинения,
транскрипции, аранжировки для гитары, нотные
издания -
Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие
пьесы
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы
Выпуск VI. ДУЭТЫ
Подбор материала, составление и
редакция – Дмитрий Теслов
Скачать
Все выпуски серии "Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы", подробно / скачать:
Выпуск I.
Выпуск II.
Выпуск III.
Выпуск IV.
Выпуск
V.
Выпуск VI.
Выпуск VII.
Выпуск VIII.
Выпуск IX.
Выпуск
X.
Выпуск
XI.
Выпуск
XII.
Выпуск
XIII.
Выпуск
XIV.
В сборники - нотные издания
серии «Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы»
включены произведения для ансамблей шестиструнных гитар
различных составов, рассчитанные на изучение: учащимися ДМШ, ДШИ,
студентами музыкальных учебных заведений различного уровня,
любителями гитары.
Понятие «лёгкие
пьесы» объясняется следующими характеристиками музыкального
материала: возможность исполнения ряда сочинений исполнителями,
не так давно взявшими в руки гитару; достаточно понятное для
слухового восприятия, как мелодико-гармоническое, так и
ритмическое изложение; а также все композиции будут интересны
для начинающих с точки зрения художественной ценности и смогут
украсить любой концерт.
Отличительной
особенностью сборников является то, что в них публикуются пьесы
не только композиторов-классиков, но и современных авторов, не
известные широкому кругу учащихся, преподавателей. В связи с
этим данные нотные издания рекомендуются в качестве методических
пособий педагогам образования различного уровня.
В шестой выпуск
входят сочинения для дуэта гитар.
А теперь информация
о некоторых произведениях издания.
Открывает его сочинение «Kemp’s Jig» («Джига Кемпа»),
датированное 1599 годом. «Джига» (англ. jig) — быстрый старинный
британский танец кельтского происхождения. Музыкальный размер
3/8, 6/8, 9/8 или 12/8 (в зависимости от разновидности). В
настоящее время джига является одной из основных мелодий
исполнения ирландских и шотландских танцев. Жига — быстрый
барочный танец, произошёл от британской джиги. Интересна история
джиги. В XII веке жигой называлась маленькая скрипка, на которой
играли музыку для танцев; один из которых и получил своё
название от этого инструмента. Первоначально джига была парным
танцем, однако среди моряков распространилась в качестве
сольного, очень быстрого танца комического характера. Уильям
Шекспир в своих пьесах подчёркивал скоморошный характер джиги.
Вскоре джига проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под
этим названием встречаются в английских лютневых сборниках XVI
века. B XVII веке джига вошла в танцевальный быт многих стран
Западной Европы, хотя в разных странах её развитие шло
по-разному. На рубеже XVII—XVIII веков общеевропейское значение
приобрела итальянская джига. Именно она вошла в качестве
заключительной части в предклассические сонаты и сюиты
Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Ж. Ф. Рамо. Финал
Бранденбургского концерта № 5 Баха, не имея обозначения джиги,
также обнаруживает присущий этому танцу характер. Вытесненная из
европейского салонного быта новыми танцами (менуэт, гавот и
другими), джига на протяжении XVIII века постепенно утрачивает
значение и в профессиональной музыке. В дальнейшем джига
бытовала главным образом в народе, удачно сохранившись до наших
дней в Ирландии и Шотландии. В XX веке некоторые композиторы
вновь обращаются к джиге, как к музыкальному жанру. B их числе
Клод Дебюсси («Образы», 1912), И. Ф. Стравинский («Концертный
дуэт», 1932; септет, 1952-53), Макс Регер (op. 36, 42, 131c),
Арнольд Шёнберг (op. 25 и 29).
Мюзет из цикла
«Пьесы для клавесина. 1-я часть» (1724 г.), автор - Ж. Ф.
Дандриё. (Dandrieu, d'Andrieu) Жан Франсуа (1682 г., Париж –
1738 г., там же) - французский клавесинист, органист и
композитор. Служил органистом в парижских церквях Сен-Мерри и
Сен-Бартельми, с 1721 г. - также в придворной капелле. Среди
сочинений Дандриё: «Книга трио-сонат» (1705 г.), 3 сборника пьес
для клавесина (1724, 1728 и 1734 гг.), «Книга пьес для органа»
(изд. 1739 г.), 2 сборника трио-сонат и сонат для скрипки с
бассо континуо, оффертории и другие. Дандриё написал
«Руководство по аккомпанементу на клавесине» («Principes de
l'accompagnement de clavecin», 1716 г.). Мюзет - французский
старинный народный танец. Музыкальный размер - 2/4, 6/4 или 6/8.
Темп быстрый. Исполняется под аккомпанемент мюзета (волынка, от
старофранцузского muse – дудка, отсюда и название). В XVIII веке
вошёл в придворные оперно-балетные дивертисменты.
Соната для
фортепиано №14 до-диез минор, ор. 27, № 2 («Лунная») —
музыкальное произведение, написанное немецким композитором
Людвигом ван Бетховеном в 1800—1801 годах. «Лунной» первую часть
сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг
Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это
произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером».
Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен
в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную
графиню и хотел на ней жениться.
Немного о
представленном в данной книге сочинении Allegretto, или второй
части сонаты. Вот что пишет Генрих Нейгауз («Об искусстве
фортепианной игры»): «Утешительное» настроение второй части у
недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное
скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал
десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я
обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом
аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему
доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно
точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые
такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка,
а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я
никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не
говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может
вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать
его, подсказать воображению образ цветка».
Далее, композиция «Mattinata»
(«Маттината», перевод с итальянского - «Утро») - первая песня,
впервые написана специально для компании Gramophone Руджеро
Леонкавалло в 1904 году, была посвящена итальянскому оперному
тенору Энрико Карузо, который первым записал ее в 1904 году
вместе с композитором, с аккомпанементом на фортепиано. С тех
пор это произведение стало излюбленным номером в концертах.
Спустя более полувека эта песня была записана итальянским
тенором Серхио Франчи на его американском дебютном альбоме
«Романтические итальянские песни» (1962 г.). Всего за три месяца
альбом поднялся на 17-е место в рейтинге 200 самых популярных
музыкальных альбомов в Соединенных Штатах «Billboard Top 200».
Произведение «I
dreamt that I dwelt in marble halls» («Мне снилось, что я живу в
мраморных залах») из оперы «The Bohemian Girl» («Цыганка»)
композитора Майкла Уильяма Балфа (15 мая 1808 г., Дублин — 20
октября 1870 г., Хартфордшир). Автор — ирландский оперный певец,
композитор, известный, в частности, оперой «Цыганка» («The
Bohemian Girl») и кантатой «Мазепа». После короткой карьеры
скрипача Балф начал заниматься композиторским творчеством. За
свою успешную карьеру, которая охватывает более 40 лет, он
создал 38 опер, около 250 песен и другие работы. Он также был
известен как дирижёр, руководил оперой Её Величества.
Завершают книгу три
мазурки Ф. Шопена. В 1845 году Шопен написал и опубликовал
мазурки ор.59, продолжающие характерную линию трансформации и
распада романтико-реалистических основ этого шопеновского жанра.
Построение ор.59 типично, поскольку печальное, тревожное и
грустно-примиренное «окаймляет» светло-жизнерадостное. Но и
последнее лишено теперь былой силы и упругости. Контрасты
сглаживаются в лирической созерцательности — радость утрачивает
задор и порыв, а скорбь — драматическую страстность.
Мазурка Op.59 No.1.
Примечательна модуляционная, ритмическая и фактурная аморфность.
Все в этой мазурке звучит как-то необычно, будто принужденно.
Тема весьма фольклорна, но простота и ясность ее контуров быстро
стираются. Почти повсюду эмоциональная «нейтральность» интонаций
и целый ряд моментов надуманности. Во многих местах заметно
характерное «импрессионистское» выделение отдельных изысканных
гармоний как образов мимолетных душевных движений.
Мазурка Op.59 No.2.
Несравнимо искреннее и теплее предыдущей, с ясным и простым
мелосом почти сплошного куявяка. Куявяк— польский народный
танец. Возник в Куявии. Впервые название «куявяк» отмечено в
1827 году. Народное название танца — «spiacy» (русский -спящий,
сонный). Первая музыкальная обработка куявяка была осуществлена
около 1830 года. Наиболее известны обработки танца композитором
Генриком Венявским). Б. Асафьев верно улавливает черты
эмоционального развития в этой мазурке от «приветливо» звучащего
начала к музыке с «властными акцентами, как речь возбужденная,
полная упреков». Остается, впрочем, добавить, что эти переходы
не резки и не нарушают общего эмоционального тонуса. Характерны
черты позднего Шопена — особенно пассивно-созерцательная
мерность движения.
Мазурка Op.59 No.3.
Глубоко выразительна и очень характерна для последнего периода
творчества Шопена. Печали и волнению, убеждающим и молящим
интонациям противопоставлена скорбно-просветленная
примиренность. Подголосочная полифония развита. Сверх того —
целый канонический фрагмент в тактах 99-102. Изумительны
гибкость и сглаженность, текучесть тем (при мягкости, но не
слабости контрастов). В тактах 31-32 — динамическая
подголосочная полифония (сравни еще мазурку ор. 24 № 4). Такт 45
и дальше — смена первой, тоскующей темы второй темой, светлой и
ласкающей, но столь же пассивной. Такт 115 и дальше — жалобно
тоскливый секвенционный подъем (с перекличкой голосов),
безвольно смиряющийся, опадающий. А возврат ласкового заключения
второй темы как бы успокаивает, утешает к концу мазурки. В
последних восьми тактах появляется еще и новый оттенок —
спокойной и гордой рассудительности (недаром тут можно усмотреть
превращение мазурки в полонез).
Примеры
страниц:
Методические работы Дмитрия Теслова:
-
"Требования к технической подготовке.
Гаммы и музыкальные термины" для учащихся гитаристов 2-4 классов
ДМШ-ДШИ
-
"Обеспечение студентов I-III курсов класса
гитары учреждений среднего профессионального образования
необходимыми инструктивными и теоретическими материалами для
подготовки к техническим зачётам"
-
"Каким должен быть репертуар в классе гитары музыкальных
учреждений среднего специального образования"
-
Идеальная Школа
Техники Гитариста. Продолжение
-
Гаммы для гитары в 24-х тональностях с различными
интервальными и ритмическими вариантами исполнения
-
Идеальная Школа Техники Гитариста
Нотные
сборники Дмитрия Теслова:
-
"Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Сказка в музыке". Оригинальные пьесы и аранжировки.
Соло, дуэты, трио"
-
Антология сочинений для классической
гитары. Том VIII. "Двенадцать
двухголосных инвенций для дуэта классических гитар" (2023 г.)
-
Антология
сочинений для классической гитары. Том
VII "И.С. Бах.
Пятнадцать двухголосных инвенций BWV 772-786" (2023 г.).
Аранжировка для дуэта гитар Дмитрия Теслова
-
Антология сочинений для классической
гитары. Том
VI "ИРЛАНДСКИЙ
АЛЬБОМ"
-
Антология сочинений для классической
гитары. Том
V "ИСКУССТВО
ГИТАРНОГО ДУЭТА"
-
Антология сочинений для
классической гитары. Том
IV "Бесконечность"
-
Антология сочинений для классической гитары. Том
III "Испанский
альбом"
-
Антология сочинений для
классической гитары. Том II "ТАНЕЦ
МЕЧТЫ"
-
Антология сочинений для
классической гитары. Том I "ГАРМОНИЯ ЗВЕЗДНОГО НЕБА"
-
"GRAND ARPEGGIO".
Цикл этюдов для классической гитары
-
"У
Врат Вечности". Цикл миниатюр для классической гитары
-
Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Времена года. Зима". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Времена года. Осень". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Времена года. Лето". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
Тематический
репертуар начинающего гитариста. "Времена года.
Весна". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
"Золотая
Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для
квартета гитар. Том II
-
"Золотая
Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для
квартета гитар. Том I
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск I. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск II. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск III. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск IV. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск V. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск VI. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск VII. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск VIII. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск IX. Дуэты
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск X.
Трио
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск XI.
Трио
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск XII.
Трио
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск XIII.
Трио
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск XIV.
Трио
-
"Начинающему гитаристу. Избранные
лёгкие пьесы" Выпуск I
-
"Начинающему гитаристу. Избранные
лёгкие пьесы" Выпуск II
-
"Начинающему гитаристу. Избранные
лёгкие пьесы" Выпуск III
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск IV
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск V
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VI
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VII
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VIII
|