Главная -
Полезные
статьи о всех видах гитар и гитарной музыки всех стилей и направлений
Выбор струн для
акустических гитар
Полностью согласен с теми, кто считает, что термин
"акустическая гитара" является не самым удачным для обозначения
инструментов конструкций "вестерн", "джамбо", российских моделей
с изменяемой высотой грифа. Очевидно, что "классическая", или
как ее иначе называют - "испанская" гитара, также является
акустической. Не удивительно, что от столь неоднозначной
терминологии у музыкантов, особенно начинающих, в головах часто
происходит путаница. И все же с условным термином acoustic
guitar всем нам придется смириться, поскольку он уже давно
утвердился в мировой гитарной среде благодаря американцам,
разработавшим в конце XIX века весьма совершенную конструкцию
"акустической гитары", с перекрестной системой пружин на
внутренней поверхности верхней деки, и с тех пор являющимися
законодателями моды и лидерами в их производстве.
Не буду и я изобретать свою терминологию, а лучше перейду к
рассказу о струнах, предназначенных для обоих типов
инструментов.
Вступление.
При выборе струн, как и при выборе музыкального инструмента,
на мнение "специалистов" следует полагаться осторожно. Особенно
это относится к сегодняшним горе-продавцам в музыкальных
магазинах, в большинстве своем не отличающихся профессионализмом
и заинтересованных не столько помочь покупателю с выбором,
сколько продать ему наиболее дорогой товар для получения
максимальных премиальных от работодателя. Любой гитарист
перепробует за жизнь ни один десяток разных видов струн и
поменяет свои предпочтения не раз, ведь вкус и требования у
человека со временем претерпевают изменения, да и струнные
технологии не стоят на месте. Не редко профессиональные
музыканты имеют по два и более инструмента (например, у
прекрасного московского гитариста Ивана Смирнова их более
десятка) и подбирают для каждого свой комплект струн, наиболее
полно гармонирующий с ним как по звуковым, так и по физическим
параметрам. Поэтому давать рекомендации по выбору конкретных
марок струн бессмысленно, а вот познакомить читателя с их
современными видами и конструктивными отличиями будет полезно.
Что касается однотипных струн разных производителей, то можно
смело утверждать, что выбор в пользу той или иной модели может
быть сделан музыкантом лишь на основании собственного опыта.
Вначале о том, что собой представляет струна. В принципе,
струной можно считать любую нить или проволоку с обмоткой или
без, если при игре она не рвется и не слишком вытягивается.
Давным-давно, когда еще не было ни гитар, ни скрипок, наши
предки играли на не имевших обмотки жильных (сделанных из
сухожилий животных), кишечных (сделанных из кишок животных),
шелковых, бронзовых, медных, волосяных и даже изготовленных из
растительного сырья струнах. Из всех перечисленных дожили до
наших дней только кишечные, но сегодня они лишь изредка
встречаются на арфах и старинных инструментах в ансамблях
средневековой музыки. Все перечисленные виды струн относятся к
так называемым "монолитным", не имеющим обмотки.
Обмотка на струнах начала появляться лишь в конце XVIII века.
Она позволила не только улучшить тембр басовых струн, но также
во многом облегчила исполнение, обогатила технические
возможности большинства музыкальных инструментов того времени.
Первые стальные струны появились на рояле в середине XVIII
века, после чего сталь начали постепенно применять и для других
инструментов. XX век чрезвычайно расширил гамму видов струн,
прибавив к уже существующим много новых: синтетические, на
стальном тросике, с многослойной и профильной обмоткой (плоской
или полукруглой), биметаллические (соединяющие в себе два и
более материала), с разнообразными поверхностными покрытиями и
т.д.
Виды струн
Со второй половины XX века до недавнего времени гитарные
струны было принято делить на две основные группы:
синтетика/"нейлон" и сталь/"металл". Синтетика всегда
использовалась для классической гитары, а сталь всегда для
акустической (если не считать недоразумений, связанных с
дефицитом или безграмотностью). Однако из-за того, что за
последние 10 лет в струнном деле появилось много новых
технологий и материалов (например, стальной тросик стал
применяться в качестве керна/сердечника струн классической
гитары, а некоторые стальные струны обрели синтетическое
покрытие, уже не говоря о появлении комплектов со смешанной
конструкцией струн), подобный подход уже не работает. Сегодня
правильней основное деление струн производить не по материалам
из которых они изготовлены, а по типам гитар, для которых они
предназначены: классической и акустической. Внутри каждой из
двух групп струны подразделяются на виды в соответствии с
конструктивными особенностями, а одинаковые по конструкции
струны - по силе натяжения/жесткости/диаметрам.
1-я группа: Струны для классической/испанской гитары
Комплекты предназначены для гитар с веерной системой пружин
на верхней деке, имеют суммарное натяжение от 32 до 45 кг. (в
американской традиции до 50 кг).
Виды струн:
а) кишечные;
б) синтетические;
в) синтетические повышенной плотности/"карбон";
г) Струны на стальном тросике;
д) СинТалические (Syntal®)
а) Кишечные (монолитные) струны (англ. Gut strings).
Повсеместно в России их неверно называют "жильными", хотя к
жилам/сухожилиям они никакого отношения не имеют, поскольку
делаются из кишок животных, главным образом овец. Сегодня
встретить их в нашей стране почти невозможно, да и на Западе они
давно стали редкостью. В небольших количествах их привозят
частным образом любители старинной средневековой музыки, но в
свободной продаже они не встречаются. Несмотря на то, что в
последнее время производители кишечных струн научились лучше
защищать их от неблагоприятных внешних воздействий, на
инструментах с металлическими ладами они долго не держатся и
имеют неприятную способность терять свои качества в условиях
повышенной температуры и влажности, в том числе от пота пальцев.
б) Синтетические струны (условно - "нейлон") были разработаны
в США фирмой "Августин" в 40-х годах XX века. Они пришли на
смену нестойким кишечным, молниеносно завоевав популярность у
гитаристов. Три верхних струны 6-струнного комплекта
представляют собой монолитную синтетическую нейлоновую леску
(так называемый "монофиламент"). Три басовых - изготовлены на
мультифиламентной/полифиламентной (состоящей из большого числа
нитей) синтетической основе из того же нейлона с внешней
металлической обмоткой. Традиционным материалом обмотки для них
является проволока круглого профиля из посеребренной меди.
Серебряное покрытие в несколько тысячных долей миллиметра не
только хорошо смотрится и не позволяет пачкаться пальцам, но и
является хорошим индикатором износа струны. Однако медная
обмотка струн, в силу природной мягкости, со временем
пробивается в местах контакта с ладами гитары, особенно быстро
на четвертой струне, имеющей самую тонкую обмотку. В последнее
время многие струнные фирмы используют в качестве обмотки медные
сплавы (например, посеребренную или чистую латунь и фосфорную
бронзу), которые заметно превосходят по долговечности
посеребренную медь, но дают более матовое звучание.
в) Синтетические струны повышенной плотности изготовлены из
изобретенного в конце XX века в Японии синтетического материала
с длинным названием, который музыканты в обиходе называют
карбоном. Из-за того, что плотность карбона выше нейлона на 70%,
при одинаковом натяжении с нейлоновыми, струны из карбоновой
лески обладают более тонкими диаметрами.
Диаметры струн из карбона и нейлона, идентичных по массе/силе
натяжения:
МИ 1-я струна: нейлон - 0,70 мм / карбон - 0,54 мм;
СИ 2-я струна: нейлон - 0,80 мм / карбон - 0,61 мм;
СОЛЬ 3-я струна: нейлон - 1,00 мм / карбон -0,76 мм.
Помимо меньшей толщины, карбоновые струны отличает перед
нейлоном заметно бОльшая звонкость и... стоимость. Басовые
струны комплектов с карбоновыми верхами могут изготавливаться
как с применением карбонового волокна, так и с использованием
традиционного нейлонового - различие в звонкости у "витых" струн
менее ощутимо, чем у лески, хотя для кого-то и небольшие отличия
имеют принципиальное значение. В последнее время карбоновое
волокно все активней применяют при производстве "витых" струн
смычковых инструментов, и эти струны пользуются все большим
успехом.
г) Струны на стальном тросике стали привозить в Россию
примерно с 2000 года. Производители представляют их как струны
для классической гитары из-за их относительной мягкости. Все они
снабжены обмоткой, хотя и разной: три верхние из нейлоновой
плоской ленты, три басовые - традиционную посеребренную медь.
Впервые установленные на инструмент эти струны поражают
академических/классических гитаристов тем, что практически не
тянутся и быстро меняют высотность при повороте колков. Пока
даже в Москве и Питере этот тип струн не часто встречается в
продаже - они достаточно дороги и весьма необычны, что также не
способствует росту их популярности.
д) СинТалические струны - необычные басовые струны с
традиционной обмоткой из металла (посеребренная медь, бронза и
т.п.), разработаны струнной фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ®
www.GMstrings.ru в 2005-2007 г.г.
За разработку гитарных струн Syntal® в 2007 году фирма
ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® удостоена диплома "Лучшая отечественная
инновация в области музыкальных и шоу-технологий" крупнейшей
российской специализированной выставки МУЗЫКА-МОСКВА.
СинТалические басы отличает высокая яркость звука на уровне
металла и привычная мягкость при прижиме на уровне "нейлона", в
отличие от которого быстро настраиваются, лучше держат пробой
обмотки на ладах и даже позволяют делать так называемые
"подтяжки". В комплектах неплохо сочетаются с верхними "голыми"
струнами из монолитного карбона после того как обыграются в
течение нескольких дней. Синталь способна держать сочный
"рояльный" тембр практически без изменения в течение нескольких
месяцев .
2-я группа: Струны для акустической гитары
Предназначены для гитар с усиленной перекрестной системой пружин
на верхней деке конструкций "вестерн", "джамбо", и моделей с
регулируемой высотой грифа. Комплекты имеют суммарное натяжение
от 40 до 80 кг. (в американской традиции кантри/блюграсс - до
100 кг ).
а) стальные;
б) стальные с плоской/полукруглой обмоткой;
в) стальные в синтетической оболочке;
г) СинТалические (Syntal®).
а) Струны на стальной монолитной основе. Керном (сердечником)
этих струн служит высокопрочная, так называемая "рояльная
сталь". Она же используется в "голом виде" для верхних двух,
иногда трех струн. В качестве обмотки часто применяют сплавы на
основе меди - различные марки латуни (в американской традиции
называемые бронзой), а также фосфорная бронза. Материалы обмотки
различается по твердости и упругости, придавая струнам различную
жесткость, что отражается, как на пальцевых ощущениях, так и на
звучании инструмента. Профиль обмотки "витых" струн бывает
разным, самым распространенным является так называемая "круглая
обмотка"/"round wound", обеспечивающая струнам максимальную
звонкость, особенно заметную в первый период после их установки.
б) Стальные струны с плоской или с полукруглой обмоткой ("flat
wound", "half-round wound"), лежащей плоской стороной наружу,
являются разновидностью первого вида струн. Они не имеют свиста
при скольжении пальцев о витки намотки, от чего их любят
гитаристы, которым приходится записываться на студии через
микрофон, а также музыканты, которых раздражает быстрое
подсаживание тембра струн с круглой обмоткой, вызванного
сплющиванием обмотки в местах контакта с ладами. Эти струны дают
более матовый звук, контрастирующий со звонкостью верхних
стальных струн без обмотки.
в) Стальные струны в тонкой синтетической оболочке бывают
двух видов. Оба разработаны в конце девяностых годов в США. У
первого вида поверх металлической обмотки положена тонкая
ленточная обмотка из синтетического материала тефлон,
обладающего хорошей износостойкостью и низким трением. Она
призвана не только защитить витую струну от проникновения пота и
грязи от пальцев между витками обмотки, но также сделать
поверхность струны более скользкой и замедлить сплющивание
витков обмотки струн при контакте с ладами. Второй вид струн
отличается от первого тем, что здесь уже сама проволока обмотки
заключена в тонкую оболочку из пластика, отчего межвитковые
зазоры обмотки меньше застрахованы от попадания пота и грязи, но
от пробоя витков эта конструкция защищает не хуже, а возможно
даже лучше, чем первая. И та и другая идеи вполне хороши,
особенно для тех, кто обладает от природы едким химическим
составом пота, способным разъедать металл обмотки. Однако,
помимо гораздо более высокой стоимости, струны в пластиковой
оболочке лишены того переливчатого ("бриллиантового", как
говорят профессионалы) призвука, характерного для струн с
круглой обмоткой в первые часы игры, который настолько ценится
профессиональными гитаристами, что ради него они готовы ставить
новый комплект струн на каждый концерт или студийную сессию.
г) СинТалические струны - струны нового поколения, впервые
выпущенные в серию фирмой ГОСПОДИН МУЗЫКАНТ® www.GMstrings.ru в
конце 2007 года. Они имеют необычную синтетическую основу и
традиционную металлическую обмотку. Их отличает высокая яркость
звука на уровне самых звонких стальных и мягкие ощущения при
прижиме на уровне "нейлона". В комплектах прекрасно сочетаются с
верхними "голыми" струнами из стали. По сравнению со стальными
струнами, СинТалические дольше "встают в строй", но позволяют
делать так называемые "подтяжки", а также обладают повышенной
сопротивляемостью к пробою на ладах. Начало производства этого
типа струн для акустической гитары планируется фирмой ГМ® на
2011-2012г.г.
О мензурах гитар
Для всех разновидностей конструкций гитарных струн,
существует множество типоразмеров, что обуславливается
разнообразными требованиями музыкантов, конструкцией и мензурой
их инструментов. О последнем чуть подробнее. В отличие от
смычковых инструментов, где рабочая длинна струн полного (4/4)
инструмента практически одинаковая, гитары могут довольно сильно
отличаться мензурами (весь диапазон мензур гитар: 575 - 674 мм),
и при идентичной настройке один и тот же комплект струн будет
иметь разное натяжение/жесткость. Чтобы получить идентичное
натяжение струн, для более короткой гитары следует брать более
тяжелые (почти всегда более толстые) струны. В последнее время
стандартной мензурой гитары принято считать размер 648-650мм.
О натяжении струн
Натяжение струн гитаристы, играющие "на металле" привыкли
определять по номеру первой струны, указанной в тысячных долях
дюйма. Например, струны на стальной основе №10, это комплект у
которого первая струна имеет диаметр 0,010 дюйма = 0,254 мм. Но
мало кто обращает внимание на диаметры басовых струн, и
напрасно. Американские струны для акустических гитар,
представленные в России очень широко, рассчитаны на усиленные
инструменты, на которых играют медиатором. Эти комплекты
предусматривают более сильное натяжение басовых струн, чем
традиционно предпочитает большинство российских исполнителей,
как правило играющих пальцами в правой руке (на Западе этот
способ называют "fingerstyle"), имеющих инструменты другой
конструкции и отдающих предпочтение не столько громкости звука,
сколько меньшим усилиям при игре и более глубокому звучанию
басов.
График натяжений двух комплектов стальных гитарных струн с
нормальными и усиленными басами, имеющими идентичные первые две
струны.
Натяжение струн на синтетической основе также принято
определять, исходя из сечений струн, однако корректное сравнение
работает только для однотипных материалов. Так сравнивать нейлон
с карбоном неправомерно из-за разницы в плотности между этими
материалами. Чем меньше плотность материала, тем меньше будет
различие в натяжении струн. Например, у нейлоновой лески
различие в 0,002 дюйма (0,05мм) не является существенным для
натяжения струн, т.к. нейлон легче стали почти в 8 раз. При
сравнении лески из карбона та же разница в 2 тысячных дюйма
будет чуть больше - опять же из-за его большей плотности.
Выводы
При выборе струн главным образом необходимо отталкиваться от
того, какое звучание (тембр) нравится лично Вам, каким
инструментом Вы располагаете и даже то, какую музыку Вы
исполняете. Начинающему гитаристу, совершенно не имеющему опыта,
при выборе струн весьма приблизительно можно посоветовать
следующее:
- если Вам нравится классическое звучание испанской гитары или в
силу каких-либо причин вам подходят только мягкие струны – стоит
остановить свой выбор на синтетических струнах (нейлон/карбон/Syntal®),
но ставить их следует только на гитару классического типа, иначе
звук будет слишком тусклым и тихим;
- тем, кому важна сила звука и звонкость, и у кого крупный,
американского типа инструмент ("вестерн"/"джамбо") с более
низкой посадкой струн над грифом, следует предпочитать струны на
стальной основе не ниже №11 с более толстыми диаметрами басовых
струн (учтите, что при этом требуются сильные пальцы);
- тому, кто не хочет иметь на пальцах левой руки толстые мозоли,
но кого не устраивает несколько "пластмассовое" звучание
синтетических струн, можно посоветовать ставить струны на
тросике или на стальной основе с низким натяжением №№9 и 10. При
этом вам, скорее всего, придется самостоятельно, или с помощью
лютьера/мастера, немного увеличить высоту струн (главным образом
басовых) над грифом за счет высоты нижнего порожка, поскольку
мягкие, а точнее, легкие струны имеют больший диапазон колебаний
и при форсированном звукоизвлечении могут задевать лады, вызывая
дребезг.
И напоследок совет начинающим гитаристам – всегда
настраивайте струны по камертону. Неправильно настроенный
инструмент не может полноценно звучать; при перетяжке вы
рискуете его со временем деформировать, а струны могут, если и
не порваться, то вытянуться, и в правильном строе звучать станут
хуже. Слабое натяжение также нежелательно, поскольку звук будет
менее громким и плотным, а строй будет "плыть". Даже самые
дорогие "навороченные" струны в неправильном строе будут звучать
хуже, чем более простые, но настроенные правильно и подобранные
под инструмент и руки конкретного исполнителя.
Автор данной статьи: Дмитрий
Бабиченко - основатель и директор струнной фирмы ГОСПОДИН
МУЗЫКАНТ®.
Источник:
guitaron.ru
Другие статьи:
Как выбрать классическую
гитару. 1 совет
Как выбрать классическую
гитару. 2 совет
Замена струн
Уход за гитарой
Настройка гитары
Тюнер для настройки гитары
Очистка гитары.
Гитарная парфюмерия и косметика
Чехлы и кофры для гитары
Влияние породы древесины на звучание
гитары
Фингерстайл (fingerstyle)
Рикардо Изнаола. Возвращаясь к "удару с
опорой" и "удару без опоры"
Лео Брауэр. Размышления
|