Главная -
Полезные статьи о всех видах гитар и гитарной музыки всех стилей
и направлений
Влияние породы древесины на
звучание гитары
Липа (Basswood).
Липа – мягкое
светлое дерево с плотными волокнами. Из всех привычных пород
дерева, применяемых в гитаростроении, оно относительно дешево и
легко поддается обработке – фрезеровке, шлифованию, покраске и
лакировке. Мягкость липы демпфирует и смягчает острые верхние
частоты. Это позволяет замаскировать истончение звука,
производимое «ножевыми» тремоло-системами. Эта же мягкость также
приводит к слабым низам. Дерево легкое, но не из-за больших пор,
скорее оно просто обладает малой массой. Глубокие, рычащие низы
в липе не резонируют. На воображаемой тембровой кривой эти
ограничения крайних частот оставляют выделенной середину. Дерево
отлично подходит для типичного гитарного диапазона, и очень
хорошо для соло-гитары, из-за выразительного певучего звука.
Сложные обертона глушатся вместе с верхними частотами, оставляя
выраженный основной тон.
Цвет варьируется от светло желтого до желтовато-коричневого,
иногда с прожилками зеленого цвета не очень приятными на вид
(минеральные примеси). Экземпляры получше – по цвету темнее и
более однородны, но все же не очень хорошо выглядят, если
покрыты прозрачным лаком.
Ольха (Alder).
Ольха – легкое
дерево с мягкими тесными порами, в чем сходна с липой. Однако
здесь присутствует большой волнистый рисунок волокон, с более
плотными кольцами и прожилками. Представьте липовую текстуру, но
с более крепкими кольцами – это добавляет жесткости, и,
соответственно, насыщенности обертонов. Ольха «держит» больше
верхних частот, которые смягчает липа; это же верно и в
отношении низов. В результате получается более широкий спектр
тонов, что на слух воспринимается как менее среднечастотный звук
по сравнению с липой. Гитара с декой из ольхи весьма
универсальна и применима в любом стиле музыки.
Болотный ясень (Swamp ash).
Не путать с
северным, более плотным ясенем. Болотный ясень имеет огромные
открытые поры как с мягкими, так и с плотными слоями внутри
каждого кольца древесины. Таким образом получается очень жесткий
каркас, пронизанный открытыми и мягкими порами. Дерево очень
резонансное по всем диапазоне частот, оно обладает чистыми
«колокольными» верхами, подчеркнутой серединой и сильным низом.
Вместе с тем, в нем заметны случайно распределенные провалы на
средних частотах, что делает звук нескольких конкретных
инструментов различающимся больше, чем в случае липы или ольхи.
Более тяжелые куски, либо взятые выше корневой части дерева
будут более «мертвыми» и «безжизненно» звучащими, так как дерево
будет равномернее и плотнее. Можно будет забыть о приятном звуке
открытых пор, останется лишь звук жесткого, неотзывчивого
дерева, без яркости и сустейна твердых пород или открытости
мягких. Северный ясень, или просто обычный более плотный ясень,
использовался компанией Fender до перехода на ольху и тополь.
Классический «стеклянный» звук с более глубоким резонансом и
упругим сустейном твердого дерева. Производственные примечания:
все азиатские серийные гитары надо проверять по весу и
открытости пор – если позволяет покраска. В ясене, используемом
на фабриках, обычно попадается намного больше плохих кусков чем
на мелкосерийном или штучном производстве в США, возможно потому
что это американское дерево.
Красное дерево (Mahogany).
Открытые
волокна с большими порами. У махогани рисунок волокон и
плотность более равномерные чем у болотного ясеня. Плотность
остается равномерно распределенной внутри колец и между ними,
таким образом дереву присуща хорошая равномерность – это не
каркас с мягкими секциями внутри. Постоянная плотность слегка
компрессирует средние частоты, и это может восприниматься как
«жирный», полный звук, так как в то же время низкие и
средне-низкие частоты также воспроизводятся хорошо. Отсутствие
выпяченной середины и отзывчивость в динамике дают ощущение
«стены звука».Но все же дерево нельзя назвать
«не-среднечастотным», так как оно хорошо резонирует во всем
гитарном диапазоне, просто оно не настолько отзывчиво к ним как
ольха или ясень. Оно также фильтрует больше частот в верхней
середине, что дает более «гнусавый» призвук. Верхние ноты звучат
насыщеннее и жирнее, чем ольха или ясень.
Звук махогани характеризуется прежде всего резкой, взрывной
среднечастотной атакой и резонансом на (низкой) середине,
поэтому сравнение его здесь с ольхой и ясенем звучит для меня
несколько странно. Еще звук можно описать как бархатистый.
Производственные примечания: существует большое количество
разных видов махогани, и если оно не сверкает, как на некоторых
японских и американских гитарах, то звук от разных кусков будет
довольно близок. Качественное махогани блестит и переливается, а
также имеет рисунок, напоминающий широкие полосы, как будто
кусок склеен из нескольких брусков шириной в дюйм. Фотографии из
гитарных каталогов часто показывают, что эндорсеры получают на
свои гитары более качественную древесину, чем та которая идет в
серийное производство.
Орех (Walnut).
Темное дерево с
порами как у ясеня, но по однородности напоминает махогани. Оно
плотнее и тверже махогани, поэтому звук ярче, однако открытость
пор приводит к комплексности среднечастотного диапазона – на
некоторых участках он кажется компрессированным, на других –
динамичным. На ритме ощущаются «гнусавые» оттенки, но в
соло-игре ноты «выпрыгивают». У него есть много преимуществ
перед другими традиционными гитарными породами – резкая атака и
плотный низ ясеня, но мягкие верха махогани и проработанные
средние а-ля ольха. Недостатки – оно тяжелее, и более
закрепощенное по звуку. Для него не подходят первые попавшиеся
случайные датчики звукосниматели должны быть хорошо подобраны
для конкретной гитары. Ореховый корпус будет определять общий
характер звучания гитары больше, чем другие породы. Тяжелые
куски будут глушить средние частоты и выдавать чересчур гнусавый
и безжизненный звук, так что древесина должна быть легкой и с
достаточно открытыми порами для того, чтобы резонировать на
основных гитарных частотах.
Производственные примечания: Опять же, остерегайтесь тяжелых
кусков. Дополнительный вес не дает для звука ничего хорошего,
кроме (возможно) увеличения сустейна. Но сустейна в орехе и так
предостаточно. Американский грецкий орех и европейский – два
разных сорта этого дерева. По крайней мере, и по цвету, и по
фактуре они отличаются. Нет сомнений, что и в звуке – также,
поэтому будьте внимательны. Орех также часто применяется в
производстве бас-гитар и сквозных грифов.
Коа (Koa).
Происхождение –
Гавайи. Более маслянистое чем махогани или орех, и вместе с тем
плотнее чем махогани, но не столь яркое как орех из-за своей
структуры. Коа относится к маслянистым породам, таким как
розовое дерево (палисандр), и это слегка глушит верхние частоты
в атаке, но его плотность это компенсирует. Верхние частоты
представлены, но в компрессированном виде – они не
«выпрыгивают», как «разбитое стекло», скорее, они просто
присутствуют в достаточном количестве. И они же скорее являются
верхней серединой, чем верхами. Это можно описать либо как
довольно музыкальный звук для кого-нибудь, кто хочет получить
больше основных тонов, либо менее экспрессивный звук для кого
нибудь, кто играет тяжелый блюз.
Производственные примечания: Коа – редкое дерево, потому оно
дорогое, причем со значительными флуктуации в цене. Чаще всего
корпуса из коа – это довольно дорогой апгрейд. Волнистая,
фигурная коа – очень ценное дерево, еще более редкое, и идет в
основном на топы.
Корина (Korina).
Видимо, она же
– африканская лимба. Правда, есть две породы лимбы, т.н. «белая»
и «черная». Корина, судя по всему – именно белая. Кратко ее
можно охарактеризовать следующим образом – «супер-махогани» или
«махогани делюкс». Их структура волокон довольно схожа, и
звучание также. Считается, что у нее более приятный
среднечастотный диапазон, и она более отзывчива. Несмотря на
схожесть структуры, материал сам по себе менее плотный, поэтому
если он весит больше чем кусок махогани того же размера, то
скорее всего это из-за большего содержания влаги, чем из-за
большей плотности.
Производственные примечания: редко используется, оно более
дорогое и редкое чем различные породы махогани. Цена на гитары
из корины обычно отражает это, плюс добавляется наценка за
«экзотичность».
Клен (Maple).
Мягкий клен
(soft maple). Произрастает преимущественно на юге. Очень часто
используется в Корее, он не настолько прочен как твердый клен.
Вместе с тем он довольно тяжел, с яркой верхней серединой и
глухими басами. Экстремально плотные верхние частоты здесь
отсутствуют, потому что поры дерева настолько закупоренные, что
компрессируют звук. Некоторые положительные звуковые качества
могут быть вытащены из него с помощью подходящих
звукоснимателей, если вам нравится металлический сухой призвук в
верхней середине на бриджевом датчике или сухой, фильтрованный
ритмовый звук.
Производственные примечания: корейские заводы любят его, по
каким-то причинам мягкий клен для них дешев и всегда в наличии.
Он сложнее в фрезеровке чем липа, но судя по всему их это мало
волнует.
Твердый клен (hard maple, hard rock maple). Северный
канадский клен. Это дерево «кричит». Оно громкое, с сильной
верхней серединой, яркими верхами и слегка заваленными, но очень
плотными басами. Звукосниматель с хорошим низом поможет
обнаружить и вытащить их в корпусе из твердого клена, но они
будут очень плотными и не будут нормально взаимодействовать с
громким халф-стэком.
Производственные примечания: очень тяжелое и плохо
поддающееся обработке, редко используется на производстве. Из
него получаются хорошие «тонкие» (slim-bodied) гитары.
Фигурный клен (Maple).
Фигурный клен.
Корневые срезы дерева часто дают очень красивый, неповторимый
рисунок волокон. Различают разные его типы, такие как волнистый,
или огненный (flamed), стёганный (quilted), каповый (burled) и
прочие. Чем красивее и лучше рисунок, тем выше качество клена,
что отмечается маркировкой: («А» – легкая местная волнистость, «АА»
– волнистость средняя, неоднородная, «ААА» – равномерная
качественная волнистость и т.д. – впрочем, у каждого поставщика
свои стандарты). Отдельно стоит порода клена «птичий глаз» (bird’s
eye) – из-за своей неоднородности она довольно спорна.
Из-за высокой стоимости такой древесины ее практически
никогда не пускают на корпус целиком, а режут на топы (крышки) в
виде так называемой «книжки» (bookmatch), чтобы рисунок волокон
был симметричен по центру.
Ель (Fur-tree).
С одной
стороны, очень мягкое дерево, с другой – довольно жесткое по
своей усредненной плотности. Как и ольха, это еще одно дерево с
жестким каркасом и мягкой сердцевиной. Таким образом в
цельнокорпусном инструменте оно будет выдавать невероятный
резонанс и открытую середину, но вместе с тем сохранит
высокочастотную атаку, и будет иметь добротное низкочастотное
«рычание». Из-за низкой плотности звук в целом не будет
восприниматься как имеющий меньше середины чем липа. Середина
будет такой же мощной и динамичной, за исключением чистых верхов
и низа. Возможно наиболее полночастотный материал для корпуса.
Производственные примечания: редко используется, так как его
мягкость требует сложного покрытия, либо композитной «оболочки»,
как у Parker. Хотя Parker в данном случае не лучший пример
звучания корпуса из ели, так как при их производстве применяется
масса других уникальных методов и синтетики. Будет хорошо
сочетаться со шпоном или топом, и будет немного возмещать
компрессированный звук конструкций типа сквозного грифа.
Лэйсвуд (Lacewood).
Лэйсвуд – это
настоящее «мульти-плотностное» дерево. Каркас цвета рома
жесткий, как коа или орех, а серовато-коричневая мякоть
напоминает ольху. Двойная плотность будет подчеркивать одни
тембры и отфильтровывать другие. Дерево звучит ярче чем ольха, и
насыщеннее чем сплошной клен.
Это еще одно дерево, хорошо работающее с расширенным низом.
Его двойная плотность дает хороший каркас для плотных низов,
вместе с тем из-за тепло звучащих мягких секций достигается
хороший компромисс с более высокими струнами.
Производственные примечания: оно может быть нелегким в
покраске и лакировке, так как его секции поглощают покрытия в
разной степени. Масло или тяжелое полимерное покрытие будут
работать лучше чем мягкая нитроцеллюлоза или акриловый лак.
Лаковые покрытия будут проседать со временем на мягких местах,
отображая рельеф.
Тополь (Poplar).
Тополь подобен
клену по цвету и весу. Различие находится в размере пор. Тополь
доступен в больших количествах чем Ольха, по этому Fender
использует его как материал некоторых гитарах. Структура:
умеренная, близкая, жесткая. Свойства: легкий работать и
фрезеровать. Зерно: прямое, иногда с небольшой волной.
Палисандр, розовое дерево (Rosewood).
Дерево очень
красивое и очень дорогое. По этой причине крайне редко идет на
корпус, хотя некоторые безумные гитарные компании все же
запускают его в производство (PRS Brazilian Rosewood Series тому
яркий пример). Из-за своей маслянистости и высокой плотности не
стоит ожидать от него выдающейся яркой атаки или мягкого
открытого звука. Теоретически можно прогнозировать упругое,
сустенистое, приглушенное звучание с хорошим плотным низом и
невыразительной атакой. Как оно на практике, стоит наверное
спросить у обладателей таких гитар.
Топ.
«Бутербродная» конструкция создает ситуацию, когда атака нот
будет больше определяться верхним деревом, а резонанс и
затухание – нижним. Толщина и форма топа определяет его влияние
на звук. Склеенный корпус будет более жестким, чем однокусковый,
поэтому в общем случае сустейн увеличится.
Кленовый топ на липе.
Чистая атака и ровные верха клена будут дополнять спад этих
частот в липе. Низы все еще будут слабыми, однако в результате
будет закрыт больший диапазон частот, чем в случае с одной лишь
липой. Динамика не пострадает (а что, она была? , за исключением
верхнечастотного диапазона, который был менее представлен в
самой липе. Таким образом улучшения по верхам будут, но чуть
более компрессированные, и не настолько четкие и отзывчивые по
атаке, как в болотном ясене, например.
Кленовый топ на махогани.
Наиболее популярное сочетание в наши дни. Стандарт для
винтажных инструментов. Клен добавляет четкости махогани, но при
этом ее низы и нижняя середина также остаются. Клен фильтрует
некоторые верхние частоты, но не потому что он не отзывчив в
этой области, а потому что он слишком отличается от махогани по
своему поведению в верхах. В результате получается борьба между
двумя слоями, которая приводит к фильтрации некоторых
высокочастотных составляющих. Это является частью той гладкости,
которая ассоциируется с гитарами типа Les Paul и PRS. Несмотря
на то, что для пущей визуальной эстетики гитары производители
предпочитают делать топы из фигурного клена, по мнению некоторых
гитаристов (Mark Knophler) обычный клен звучит «ровнее».
Кленовый топ на ольхе.
Делает звучание ольхи более похожим на звук болотного ясеня,
но без такой же динамики. Открытый резонанс ольхи проявляется с
острой атакой и яркостью клена по верхам. Эффект от клена на
ольхе похож на эффект от него на липе. Проявляется также верхняя
середина от клена, так как ольха не подавляет эти частоты.
Кленовый топ на болотном ясене.
Хорошая прибавка к болотному ясеню, однако уменьшает
открытую, воздушную динамику цельного ясеня. Клен слегка глушит
увеличенную середину, но на практике не фильтрует какие-либо
части диапазона. Они хорошо работают вместе. Добавляется немного
больше компрессированного «крика» в стиле рок или кантри, ценой
потери комплексных низов и нижней середины ясеня.
Палисандровые топы.
Топы из палисандра добавят сустейна, не только за счет своей
плотности, но и за счет самой склейки. Его маслянистость
приглушит атаку и отдачу на верхних частотах. Так что палисандр
на махогани выразится в очень гладком звуке, в то время как
палисандр на ясене оставит немного открытого среднечастотного
резонанса. Палисандр на ольхе или ясене увеличит сустейн без
заметного эффекта на звуке (не учитывая фильтрацию верхней
середины за счет склейки), так как дополнительное демпфирование
верхов палисандром здесь практически не скажется.
Коа топы.
Топы из волнистой или ровной коа будут звучать похоже на
кленовые топы, за исключением того что они не будут столь сильно
«бороться» с махогани за диапазон верхней середины. Несмотря на
то что клен больше резонирует в этой области, топ из коа на
махогани будет меньше фильтровать и компрессировать эти частоты.
Ореховые топы.
Как и коа, эти топы будут иметь немного меньше
высокочастотных составляющих чем клен, однако же и меньше
компрессии и фильтрации в сочетании с махогани.
Лэйсвуд топы.
Лэйсвуд имеет жесткий каркасс, напоминающий швейцарский сыр,
с мякотью внутри «дыр». Из-за своей комбинации мягких и жестких
секций оно с большей вероятностью будет «в тени» основного
дерева корпуса. Только с большей толщиной его тембровые
характеристики начнут проявляться. Это как если бы насверлить
полудюймовых дырок в коа и заполнить их ольховыми пробками. У
него хороший верх и сустейн, который дает жесткий каркас, сильно
изрезанная середина и низы из-за мелких мягких секций.
Гриф.
Клен.
Наиболее привычный материал для грифов электрогитар, клен
обладает равномерной структурой волокон, он крепкий и
стабильный, и он менее подвержен влиянию окружающей среды чем
другие твердые породы. Тем не менее существует и противоположное
мнение – считается, что в клене практически не содержится
естественного масла, и он впитывает влагу из окружающей среды
либо потных рук гитариста как никакое другое дерево. В
результате возможны неприятности с грифом, поэтому вы редко
можете увидеть кленовый гриф или накладку, не покрытые толстым
слоем лака. Его звук в высшей степени рефлективный, и фокусирует
энергию, передавая ее в корпус гитары. При прочих равных,
кленовые грифы с креплением на болтах являются менее
существенным фактором в звучании гитары, и подчеркивают тембр
древесины корпуса. По моему мнению, кленовый гриф добавляет
«звона» всегда, в любом случае, будь он на болтах или клееный.
Махогани (красное дерево).
Равномерная плотность делает гриф стабильным, а открытые поры
– немного более отзывчивым, чем кленовый гриф. Махогани также
будет впитывать немного больше вибраций струны чем клен, и это
слегка компрессирует атаку и верха.
Коа.
Звучание – промежуточное между махогани и кленом, с более
приятным верхом.
Палисандр (розовое дерево).
Тяжелое, маслянистое дерево, палисандровый гриф даст отличный
сустейн со сглаженными верхними частотами. Обычно с большим
сустеном добавляется и яркости в высокочастотной области, но к
палисандру это не относится. Он глушит высокочастотные обертона,
выдавая сильный основной тон, в котором все же присутствуют
среднечастотные гармоники.
Венге (Wenge).
Жесткое, прочное и крепкое, венге немного обрезает верха, как
и палисандр, в то же время больше резонируя на основных тонах в
среднечастотной области и в нижней середине. Из-за своей
«полосатой» плотности венге выборочно фильтрует некоторые
обертона в этих областях.
Накладка.
Возможно, даже более важное чем дерево грифа, накладка – это
то место, откуда начинается звук. Это тот же «бридж», только с
противоположной стороны. Разница в звуке между древесиной
накладок столь же велика, как между фиксированным бриджем и
тремоло.
Клен.
Очень яркий и плотный, клен в высшей степени рефлективный. При
использовании в качестве накладки клен выдает огромное
количество высокочастотных обертонов и слабый, практически
отфильтрованный бас (святая правда! . Он хорошо подчеркивает
флажолеты, и отражает даже небольшие изменения в атаке
медиатором.
Розвуд (палисандр).
Наиболее традиционная накладка. Палисадр маслянист по своей
природе, и отлично работает в качестве поверхности, которая
часто контактирует с пальцами и руками. Звук богаче в основных
тонах, чем клен, так как резкие высокие гармоники абсорбируются
заполненными маслом порами.
Эбони (эбеновое дерево).
Эбони обладает схожей с кленом плотностью и дает резкую,
четкую атаку, но более хрупкие волокна и более масляные поры
приводят к сильнее выраженному звучанию основного тона по
сравнению с кленом. Оно также выдает неслабое количество
перкуссивных гармоник при атаке медиатором, которые быстро
глохнут, освобождая дорогу добротному долгому сустейну.
Пао ферро (железное дерево).
Попросту говоря, пао ферро является деревом, которое по своим
характеристикам находится посредине между палисандром и эбони,
причем как по физическим свойствам, так и по звуковым. У него
более цепкая атака чем у палисандра, с хорошим сустейном, но
более теплый звук чем у эбони. Некоторые говорят, что пао ферро
сочетает в себе лучшие черты той и другой породы (я знаю одного
гитариста, у которого была накладка на грифе из пао ферро – это
SRV).
Особенности пород для низкого строя:
Липа недостаточно жесткая для плотного, хорошо очерченного
низа, особенно на короткой мензуре. Низкие ноты будут иметь
хорошие гармоники и основной тон, но в целом звук можно
охарактеризовать как среднечастотный.
Ольха обладает более плотным и чуть более глубоким низом чем
липа.
Болотный ясень обладает жесткостью в достаточной степени для
четкого низа без грязи и мутности. Открытые поры помогают
резонировать на низах. В нижнем регистре отчетливо проявляются
высшие обертона, за счет хорошего гармонического наполнения и
более острой атаки.
Теплые низы и полное звучание махогани в целом делает
расширенный диапазон низов очень полным, и может добавить
мутности в звук. Низкие ноты очень сильные и иногда перегружают
звукосниматель. Яркий и четкий активный датчик, истончающий
низы, может стать здесь хорошей комбинацией.
Плотный низ ореха и неравномерная динамика в середине делает
его хорошо подходящим для расширенного низа. Звук не будет
мутным, если не попадется плохой кусок, с мягкими
желто-оранжевыми вкраплениями.
Как и орех, коа является неплохой альтернативой махогани.
Получатся более плотные низы без излишней мутности. Слегка
приглушенные высокочастотные гармоники приводят к более
выразительному основному тону, чем у ореха – но ценой менее
острой атаки.
Корина реагирует на расширенный низ примерно так же как и
махогани.
Мягкий клен глушит низы, но за счет этого избавляет их от
грязи. Он может быть хорошей альтернативой липе, если в этом
ваша цель. При этом звукосниматели должны компенсировать яркую
верхнюю середину.
Твердый клен будет иметь самый плотный низ из всех этих
пород. Низкие ноты будут иметь резкую атаку, большое количество
гармоник и отличный сустейн.
Несмотря на то что ель способна воспроизвести расширенные
низы, она слишком мягкая для того чтобы они не превратились в
кашу. Сквозной гриф или клееный топ либо и то и другое
предоставят требуемую жесткость, сохраняя в то же время
положительные свойства ели. Любой клееный топ толщиной 1/8 дюйма
и больше будет улучшать плотность низа. Существование склейки
уплотнит звук деки, то же касается случая когда топ склеен из
нескольких брусков.
Особенности пород для сквозного грифа:
Конструкция со сквозным грифом выдает прежде всего отличный
сустейн. (Подробне о креплении грифа к корпусу электрогитары).
Материал грифа в данном случае наиболее сильно влияет на звук
всей гитары, так как сквозной гриф занимает самую важную часть
корпуса-центр. В звук добавляется гнусавый, истонченный оттенок,
обычно подчеркиваемый топом из волнистого дерева. Боковины же
влияют на звук куда слабее, чем в случае крепления на болтах или
клее.
Таким образом нужно прежде всего оценить, как будет звучать
избранное вами дерево для сквозного грифа в качестве корпусного,
и потом подчеркивать его (или наоборот, противопоставлять)
деревом боковинок. Таким образом, сквозной гриф из твердого
клена будет очень ярким и режущим слух. Если вы хотите утеплить
его, используйте крылья из липы или ели. Но если вам нравится
такой звук, можно попробовать поставить на боковины ясень или
мягкий клен. Эффект значительно отличается от звучания клееного
топа – кленовый топ на липе совершенно не похож на кленовый
сквозной гриф с липовыми крыльями, это будет звучать скорее как
целиком кленовый корпус. В общем случае мягкое дерево боковин
предпочтительнее, потому что оно немного восстанавливает
низкочастотный резонанс, пропадающий при этой конструкции, и
слегка глушит верха.
Источник:
guitaron.ru
Другие статьи:
Как выбрать классическую
гитару. 1 совет
Как выбрать классическую
гитару. 2 совет
Выбор струн для акустических гитар
Замена струн
Уход за гитарой
Настройка гитары
Тюнер для настройки гитары
Очистка гитары.
Гитарная парфюмерия и косметика
Чехлы и кофры для гитары
Фингерстайл (fingerstyle)
Рикардо Изнаола. Возвращаясь к "удару с
опорой" и "удару без опоры"
Лео Брауэр. Размышления
|