Главная -
Полезные статьи о всех видах гитар и гитарной музыки всех стилей
и направлений
Лео Брауэр. Размышления
Размышления о гитаре
и мире маэстро Лео Брауэра
О гитаре.
Я не чувствую в ней никаких ограничений.
Это маленький оркестр, почти совершенный! Говорят, что у нее
очень слабый звук. Недостаток это ее или природное качество? Для
меня — второе. Она привлекает меня многообразием красок,
способностью говорить о самом интимном, затаённом и многим
другим. У нее есть все, кроме сильного звука. Впрочем ее
темброво-динамические градации нас вполне удовлетворяют.
Фактически гитара — один из немногих малых инструментов (к
ним можно причислить также клавесин и блок-флейту), которые не
только сохранились, но и развиваются, растут. Сегодня она
способна говорить современным языком, а наследие ее простирается
от эпохи Ренессанса до наших дней. Мы поистине миллионеры,
располагающие невиданным богатством репертуара, тембровых
красок, выразительности!
Многие инструменты обладают магией, но у многих ли есть такая
история? У нас есть все!
О композиторском ремесле.
Я встаю в пять утра, готовлю детям
завтрак и сочиняю до семи или половины восьмого. В течение дня у
меня уже не будет времени, продолжить смогу лишь вечером.
Постепенно я выработал очень удобную для себя технику. Каждый
раз начинаю с первых тактов и прорабатываю весь материал — это
единственный путь убедиться в его непрерывности, цельности.
Проблема многих — иногда даже великих композиторов в том, что
они утрачивают чувство времени, отталкиваясь от последней идеи,
осенившей их накануне. Поэтому и получаются пьесы, которые
должны были бы длиться пятнадцать минут, а идут все сорок. А вот
вам еще пример: концерт Вила-Лобоса, который так и не смог стать
настоящим концертом, а оказался неким "уведомлением о концерте",
потому что в нем нет должного развития и завершенности, несмотря
на прекрасные идеи, интересное письмо... Помня об этом, я всегда
возвращаюсь к началу сочинении, над которым работаю, и прохожу
его целиком, чтобы не прерывалась нить, чтоб постоянно ощущать
хребет, поддерживающий все тело.
О своей родине... и бюрократии.
Я — кубинец, и предпочитаю Кубу другим
социалистическим странам. Но, говоря о Кубе, никогда не думаю о
президенте страны: думаю о Хосе Марти, великом поэте XIX века, о
художнике Карреро Морено или об Алехо Карпентьере, большом
писателе, который вместе с Луи Арагоном был значительной фигурой
сюрреалистического движения в Париже.
Именно это, — не роскошный пейзаж, а ставшая моей культура —
и есть для меня Куба. И, конечно, моя жена, дети.
Мы страдаем от недостатка профессионалов. И поэтому, когда
меня пригласили советником в министерство культуры, я думал, что
смогу способствовать началу новой эры в отношении к музыке. Но
что такое бюрократ? Это карикатура на представителя власти. Он
не доверяет человеку идей, и развод между ними неизбежен.
Противоречия между человеком действия и человеком мысли восходят
к древнему Риму. Когда римские императоры изгнали философов,
наступил упадок империи. Согласно моей собственной теории
подобного противопоставления можно избежать лишь с помощью
любви. Бюрократы должны любить искусство и тот материал, с
которым они имеют дело.
О своей музыке.
Анализируя мою гитарную музыку, можно
подумать, что я абсолютно эклектичен: разница между "Хвалой
танцу" и следующей за ней пьесой "Кантикум" огромна. Но за
время, разделяющее их, написано много музыки: симфонической,
камерной, электронной, для театра и кино.
Нельзя оценивать мои гитарные сочинения без учета сотен,
предшествующих им. Гитарные пьесы скорее всего являются
прототипами изменения, как дорожные знаки на автомагистрали. Или
может быть маленькой тропинке? Кто знает...
В 1967—1969-х я написал оркестровую пьесу "Крушение
традиции". Это безумная музыка! Не коллаж, а некое объединение
современного языка и цитат со всего мира: большая битва. В
финале же Великая традиция появляется, чтобы выжить. И выживает
она потому, что средневековый аккорд в басу, связывающий всю
пьесу, допускает любое разрешение.
О своей "сумасшедшей" теории.
Мне кажется, что история музыки
развивается из открытий и развития самого звука. В Средневековье
использовали неполные аккорды — только октавы и квинты.
Ренессанс предложил большую и малую терции. Затем пришло
Баррокко со своей септимой. Развитие продолжила увеличенная 11-я
ступень, целотонная гамма (у Дебюсси) и так далее. Теперь
работают с высокими обертонами и микротонами. Эта теория
помогает понять мою музыку.
О своей эволюции.
В сущности в течение тридцати лет мой
язык остается неизменным. Путь, который я прошел, напоминает мою
любимую арочную конструкцию: сначала фольклор, национальные
корни, потом — движение в сторону абстракционизма, и в
семидесятые приход к полной абстракции. А потом вновь возврат к
национальным корням, но уже с утонченным романтическим
ощущением. Мне хочется назвать этот период сверх-романтизмом.
Это не стилизация, а новое видение стиля. Абстракционизм
замкнут, его язык не способствует общению. А я считаю, что
музыка должна быть для всех. Для публики. И для искушённой, и
для той, что попроще, но, конечно, с образованием и культурой.
Об
абстрактном и национальном.
Можно построить целый мир из полной
абстракции и, скажем, национальных традиций. Но построить не как
коллаж или противопоставление. Чистую абстракцию можно извлечь
из национальных элементов. И она будет жизнеспособной. Ведь
сущностные элементы национального в любой стране абсолютно
абстрактны. Я не говорю о таких поверхностных проявлениях, как
маракасы, бонго и ча-ча-ча на Кубе. Но если обратиться к
ритуальной афро-кубинской музыке и проследить ее мелодику, то
обнаружатся элементы, общие с византийским или грегорианским
пением: особые кадансы и ритмика.
Я кожей чувствую восторг от изначальной музыки, особенно
афро-кубинской, такой зажигательной.
Открытие общности абстрактных элементов, возможно, сродни
тому, что обнаружил Барток: "золотое сечение", что сотни лет
тому назад использовал Леонардо да Винчи, имело основания
применительно к музыке.
Я использую европейские структуры, модели, а заполняю их
содержанием, произрастающим из элементов и ячеек наших
фольклорных корней.
Еще раз хочу подчеркнуть: противоречия между миром идей и
универсальных элементов с одной стороны, и национальными корнями
с другой нет. Это идеологические измышления. Универсальное и
частное неразделимы. Но бывает, что некоторые композиторы,
например Хренников в СССР, провозглашают: национальное искусство
"превыше всего". Я не верю в такую концепцию. Я верю в
универсальный язык. Возможно Шостакович более русский, чем
композитор N, который старается выглядеть очень национальным, и
потому пишет танцы в народном духе — этакие жалкие поделки.
Не балалайка представляет Россию! Некоторые средневековые
песнопения или танцы центральной Азии являются более русскими,
чем балалайка.
В музыкальном национализме существует несколько уровней, и
колорит — самое поверхностное выражение этого явления.
Об "одежде" для музыки.
Можно одеть плохую музыку в красивую
одежду, но если вы ее разденете — если уберете балалайку,
маракасы, бонго — что останется? Что-нибудь жалкое. Или хорошее.
Или великое! Но на величайшее никогда не надевайте дешевой
одежды! Лучше оставаться голым, имея прекрасное тело.
О "Вечной спирали".
Знаете, как я ее написал? Я задумал эту
пьесу, как и "Хвалу танцу", для электронного инструмента.
Иногда, правда, я проверял те или иные аккорды на гитаре, по и
целом рассчитывал именно на электронику, то есть выписывал не
ноты, а замечания типа: "здесь кульминация на растает, затем
сокрушительный аккорд или что-то еще, затем все дробится в
конвульсиях, за тем медленно опускаемся, темп снижается как в
падающем каскаде воды и всё исчезает в каплях". Вдобавок я
нарисовал графическую схему, некогда приступил к партитуре, то
понял: достичь желаемого очень трудно — хороших компьютеров и
синтезаторов у нас просто нет.
Вообще, по-моему, намного лучше переделывать электронную
музыку для гитары, чем гитарную музыку для электроники!
Эта пьеса подобна теории эволюции: я постепенно перехожу от
чистого звука к шуму, и использую всю панораму, весь регистр
гитары, включая клише. Конструкция вырастает из трех маленьких
нот хроматической группы. Она отражена в числах 1—3—3 или p-m-i,
и ритмически: 1—3—2. Все время я сохраняю эту цепь, сжимая и
расширяя ее как туманность или как спираль.
Источник:
guitaron.ru
Другие статьи:
Как выбрать классическую
гитару. 1 совет
Как выбрать классическую
гитару. 2 совет
Выбор струн для акустических гитар
Замена струн
Уход за гитарой
Настройка гитары
Тюнер для настройки гитары
Очистка гитары.
Гитарная парфюмерия и косметика
Чехлы и кофры для гитары
Влияние породы древесины на звучание
гитары
Фингерстайл (fingerstyle)
Рикардо Изнаола. Возвращаясь к "удару с
опорой" и "удару без опоры"
|