Главная -
Полезные статьи о всех видах гитар и гитарной музыки всех стилей
и направлений
Замена струн
Большинство
гитаристов меняют струны так же часто, как барабанщики меняют
носки (т.е. не очень часто). Однако это не значит, что и вы так
должны поступать - старые струны издают тусклый звук, плохо
держат строй и чаще рвутся. Ведь не зря говорится: "Нет ничего
лучше старой гитары с новыми струнами". Поэтому меняйте струны,
как наши уважаемые политики мнение: быстро и часто.
Существует десять причин для немедленной замены струн.
1. Гитара звучит глухо.
2. Гитара не держит строй.
3. Нарушается интонация (корректное звучание одной и той же ноты
в разных местах грифа), хотя гриф не искривлен.
4. Струны слишком жесткие для исполнения тех или иных
технических приемов.
5. Струны рвутся.
6. На канители струн появились признаки износа - это может
привести к обрыву струны в самый неподходящий момент, когда вы
будете самозабвенно исполнять свое лучшее в жизни соло.
7. Вы выбрали не самый удачный комплект - например, начав
играть, вы обнаружили, что 3-я струна должна быть потолще (одно
выступление можно и перетерпеть, но как только окажетесь дома,
замените весь комплект более подходящим).
8. Вы уже не помните, когда последний раз меняли струны.
9. Струны выглядят загрязненными или покрытыми коррозией.
10. Возраст струн превышает возраст вашего вокалиста.
Как правильно выбрать струны
Прежде чем менять струны, вам необходимо решить, какие именно
струны вы будете использовать. Струны бывают разной толщины и
изготавливаются из различных материалов. В табл. 1 представлены
некоторые типичные наборы струн. Струны, которые в наборе
обвиты, выделены в соответствующих ячейках жирным. Следует
заметить, что первые две струны (ми первой октавы и си малой
октавы) всегда изготавливаются без обвивки канителью, тогда как
три басовых струны, наоборот, всегда обвиваются. В разных
комплектах 3-я струна может быть как обвитой, так и необвитой. В
рок-музыке чаше используются комплекты с необвитой 3-й струной,
поскольку на такой струне проще выполнять бэнды. Однако есть
музыкальные стили, например рокабилли 50-х, для которых лучше
всего подходит обвитая 3-я струна.
Название набора |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Ultra Light |
.008 |
.010 |
.015 |
.022 |
.032 |
.039 |
Super Light |
.009 |
.011 |
.017 |
.024 |
.032 |
.042 |
Light |
.010 |
.013 |
.017 |
.026 |
.036 |
.046 |
Medium |
.011 |
.014 |
.018 |
.028 |
.038 |
.049 |
Medium Heavy |
.012 |
.016 |
.024 |
.032 |
.042 |
.052 |
Heavy |
.013 |
.017 |
.026 |
.036 |
.046 |
.056 |
Табл. 1. Толщина струн некоторых типовых наборов (дюймы)
Многие
рок-гитары поставляются в комплекте со струнами типа Super Light
с "девятым" набором (1-я струна набора имеет толщину 0,009
дюйма). Это и понятно - чем тоньше струны, тем легче на гитаре
играть, что вобщем-то позитивно отражается на продажах. Если вас
хорошая беглость пальцев и вы часто используете бэнды, то
"девятка" придется вам по душе. Если хотите, можете даже
поэкспериментировать с "восьмеркой" 1-я струна - 0,008 дюйма.
Однако более толстые струны позволяют получить более мощное
звучание и лучше подходят для агрессивною звукоизвлечения.
Компенсировать же увеличившееся натяжение (чем толще струна тем
сильнее ее нужно натягивать и тем больше она будет
сопротивляться пальцам левой руки можно с помощью перестройки
гитары на полтона или целый тон вниз. Например, Кери Кинг из
группы Slayer играет на толстых струнах, перестроив струны с
первой по пятую на полтона вниз, а шестую струну на полтора тона
(справедливости ради следует заметить, что он это сделал не
из-за тактильных ощущений, а из музыкальных соображений).
Настраивали свои гитары ниже стандартного строя и другие
музыканты, например Джими Хендрикс или гитаристы из Pantera и
Korn, иногда на целый тон, или даже больше.
При изменении натяжения струн гитары, например, когда вы
устанавливаете струны из разных комплектов, необходимо
отрегулировать интонацию, а также ход струн (action) и положение
анкерного стержня (truss rod). Если у вас недостаточно для этого
опыта или если вы впервые применяете на своей гитаре столь
радикальную замену струн, обратитесь за помощью к профессионалу.
Удаление старых струн
Прежде чем устанавливать новые струны, необходимо удалить
старые. Это, казалось бы, очевидное утверждение, на самом деле
не так уж и просто реализовать на практике, поскольку прежде чем
вы приступите к делу, вам придется ответить на ряд вопросов.
Каков тип подставки у вашей гитары?
Электрогитары могут быть оборудованы подставками двух типов:
фиксированными или плавающими. Фиксированная подставка, как
понятно из ее названия, не может перемещаться. В отличие от нее.
плавающая подставка может подниматься и опускаться с помощью
соединенного с ней рычага. Именно плавающая подставка позволяет
создавать эффекты колебания высоты звучания в широком диапазоне
- от легкого, едва заметного вибрато до мощного, глубокого
вибрато и эффектов "глубинных бомб". В некоторых стилях
рок-музыки, например, хэви-метал, наличие плавающей подставки
является необходимым требованием. Музыкальные особенности
подставки при замене струн не имеют никакого значения, а вот ее
конструкция может существенно повлиять на технологию такой
замены.
Фиксированная подставка всегда остается на месте, поэтому вам
ничто не мешает снять сразу все струны перед установкой новых.
Это также облегчает задачу очистки и осмотра лицевой поверхности
грифа, порожков и других частей гитары, обычно закрытых
струнами. К гитарам с фиксированной подставкой относятся Fender
Telecaster, Fender Stratocaster и многие модели компании Gibson,
включая Les Paul, SG, Explorer и Flying V. Плавающие подставки
по конструктивному выполнению делятся на два вида: тензионные
подставки и вибрато-подставки (последние также называют и
тремоло-подставками, хотя это технически некорректно).
Независимо от конструкции, струны плавающей подставки играют ту
или иную роль в удержании ее в нужном положении. Поэтому в
большинстве случаев рекомендуется менять струны по одной,
прибегая к полной замене только, например, для серьезной очистки
гитары. Ниже указаны различия в конструкциях двух видов
плавающих подставок.
Тензионные подставки (tension bridge) подобны по принципу
работы скрипичным подставкам, которые просто стоят на корпусе
инструмента, удерживаясь лишь за счет силы натяжения проходящих
через них струн. Поэтому если снять сразу все струны, такая
подставка просто отпадет от гитары. Это никак не повредит
подставке или гитаре. но (если, конечно, ваша гитара прошла
предварительную наладку) требует от вас. чтобы при установке
струн вы разместили подставку точно в том же месте, в котором
она была до, их удаления. В противном случае интонация и ход
струн, скорее всего, нарушатся.
Вибрато-подставки (vibrato bridge) крепятся к корпусу с
помощью винтов и пружин. Подставка прижимается к опорном: узлу (fulcrum)
рычага, движения которого увеличивают или уменьшают силу
начяжения струн (и тем самым увеличивают или уменьшают высоту
звучания). Пружины компенсируют силу натяжения струн, чтобы
подставка находилась в нейтральном положении. Это похоже на
перетягивание каната- если другая команда потянет слишком
сильно, вы шлепаетесь по уши в грязь. Конструктор Флойд Роуз
придумал ставшую очень популярной систему плавающей механики,
которая была названа его именем. Для любителей хэви-метал с
интенсивной работой рычагом плавающая подставка Floyd Rose - это
лучший выбор.
Когда вы снимаете струну (или что еще хуже, случайно рвете ее
посреди выступления), пружины плавающей вибрато-полставки
сильнее потянут подставку к корпусу, повысив тем самым натяжение
оставшихся струн. Если вы тут же поставите и настроите новую
струну, проблема будет исчерпана - гитара, если можно так
выразиться, восстановит свой баланс. Однако если вы попробуете
заменить сразу несколько струн или попытаетесь установить вместо
старой новую струну с другой толщиной, вы столкнетесь с
серьезными проблемами при настройке. Струны, которые потеряли
строй или были преднамеренно расстроены, также изменят
натяжение, что приведет к искажению строя всей гитары.
Если вам действительно нужно снять все струны на гитаре,
оборудованной плавающей вибрато-подставкой, поместите между
подставкой и корпусом вкладыш-распорку, чтобы закрепить
подставку на месте. Это позволит обеспечить более-менее
стационарное положение подставки на время очистки ладов и
порожков, а последующая установка и настройка струн не
превратится для вас в кошмар. Если вы измените толщину струн,
вам придется отладить натяжение пружин: увеличить ее если
толщина струн увеличилась, или уменьшить, если толщина струн
уменьшилась.
Каков тип колковой механики у вашей гитары?
Далеко не все колковые механизмы и системы колковой механики
(в которые, помимо колковых механизмов, могут входить верхний
порожек и (или) подставка) работают по одному и тому же
принципу, что, вне всякого сомнения, влияет на технологию замены
струн. Когда вы меняете струну у себя дома, это может вообще
мало напоминать какую бы то ни было "технологию". Однако если вы
порвете струну посреди выступления, вы сразу же поймете, что
умелое владение "примитивными" колками так же важно, как и
умелое исполнение вибрато. Ниже приведено краткое описание двух
различных типов систем колковой механики.
Стандартные (неблокирующие) колковые системы. Здесь все
просто: вращаете колок, пока струна не ослабнет, после чего в
большинстве случаев достаточно взять ее правой рукой и сильно
потянуть - конец струны сам выйдет из отверстия колка. Если вам
не терпится, можете просто перекусить старую струну кусачками.
Блокирующие колковые системы. Если ваша гитара оборудована
блокирующей колковой системой, задача усложняется: прежде чем
снять струну, вам нужно разблокировать ее. Блокирующие системы
бывают двух видов:
Блокирующие системы вида "верхний порожек- подставка'',
например Floyd Rose, которые удерживают струны у подставки и у
верхнего порожка. В этом случае для замены струны вам придется
ослабить зажимы в обоих местах (обычно это делается с помощью
универсального Г-образного ключа или отвертки).
Блокирующие колковые механизмы. С ними обходиться проще,
поскольку они применяются со стандартными, неблокирующими
подставками. Каждый колок такого механизма оборудован небольшим
фиксатором, который удерживает струну на месте. Это избавляет
вас от необходимости накручивать струну несколько раз на колок,
чтобы она перестала выскакивать из отверстия колка. Фиксаторы
колков открываются и закрываются с помощью винтов, находящихся
на тыльной стороне колкового механизма. Для вращения этих винтов
вполне достаточно большого пальца руки, поэтому если у вас
имеется парочка подходящих больших пальцев, другой инструмент не
понадобится.
Установка новых струн
На большинстве электрогитар установка новой струны начинается
со вставки ее в струнодержатель или, - в тех случаях, когда
струнодержатель и подставка выполнены как одно целое, - в
подставку.
У некоторых моделей гитар, таких, например, как Fender
Stratocaster, струнодержатель находится на тыльной стороне
корпуса. У других, например у Gibson SG, струнодержатель
смонтирован на верхней поверхности корпуса. Хотя можно встретить
множество различных вариантов конструктивного выполнения
струнодержателей, как сквозных, так и монтируемых на лицевой
стороне корпуса, сама процедура установки струны в
струнодержателе от его конструкции практически не зависит.
Блокирующая механика, такая как Floyd Rose, требует другой
техники установки новых струн. При ее использовании вы не
пропускаете струну в отверстие струнодержателя, а фиксируете ее
на подставке с помощью винтового механизма. Затем свободный
конец струны вы пропускаете в отверстие фиксирующего порожка,
который также снабжен собственным фиксатором. Установка струн на
гитаре с блокирующей механикой является более сложным процессом
и требует большего времени, поскольку струну нужно зафиксировать
в двух местах (на верхнем порожке и на подставке), однако при
этом обеспечивается более высокий уровень стабильности удержания
строя. При исполнении музыки, в которой применяются сильное
звукоизвлечение или интенсивная работа рычагом, блокирующая
механика является единственным приемлемым решением.
Ниже приведено подробное описание последовательности операций
установки новой струны на гитаре с блокирующей механикой.
1. Отрежьте конец с шариком (следует заметить, что в продаже
имеются специальные струны без шарика на конце).2. Зафиксируйте
струну в подставке, используя соответствующий инструмент (обычно
универсальные Г-образные ключи, однако в общем случае это
зависит от модели.
3. Ослабьте фиксатор верхнего порожка и пропустите струну через
прорезь верхнего порожка к колковому механизму.
4. Натяните струну с помощью колка. Натяните струну так, чтобы
она звучала как можно ближе к нужной ноте. Затем установите
подстроенный винт, находящийся на подставке, в промежуточное
положение, чтобы у вас был "зазор'' для тонкой настройки гитары.
5. Закрепите фиксатор верхнего порожка. С помощью подстроенного
винта завершите настройку гитары, а затем повторите действия 1-5
для остальных струн. После крепления фиксаторов подстроечные
винты являются единственным средством изменения строя струн без
ослабления фиксатора верхнего порожка.
Подстроечные винты позволяют вносить лишь небольшие изменения
в высоту звучания струны. Если вы выкрутили подстроечный винт
"до упора", а струна по-прежнему не строит, вам придется
ослабить фиксатор верхнего порожка, подтянуть струну с помощью
колка, а затем снова закрепить фиксатор верхнего порожка. Да. и
не забудьте перед подтяжкой струны с помощью колка выставить
подстроенный винт в промежуточное положение. Некоторые системы
блокирующей механики имеют модифицированную "сквозную"
конструкцию, несколько отличающуюся от описанной выше
"фиксирующей". В частности такие системы предусматривают
специальные гнезда на подставке, предназначенные для закрепления
шарика струны, что избавляет вас от лишней операции обрезки
конца струны с шариком.
Натягивание струны
В натягивании струны, на первый взгляд, нет ничего сложного.
Однако простота кажущаяся, поскольку от качества закрепления
струн на колках зависит то. насколько надежно гитара будет
удерживать строй.
Для гитары с обычной колковой механикой натягивание струн
выполняется в следующей последовательности:
1. Закрепив струну в подставке, натяните ее рукой по направлению
к колкам. Натяните струну как следует, убедившись, что шарик
плотно сидит в отверстии подставки или струнодержателя и что
между ним и струнодержателем или подставкой нет "застрявшего"
участка струны.
2. Протяните струну к нужному колку и пропустите ее свободный
конец в отверстие этого колка. Оставьте достаточно слабины,
чтобы струна могла навернуться на колок. Для более толстых
струн, обвитых канителью, слабина должна составлять около 5 см;
для тонких струн рекомендуется оставлять слабину около 10 см.
Если слабина будет недостаточной, струна не сможет плотно
охватить колок, а если слишком большой (особенно для толстых
струн) - струна может выскочить из отверстия колка.
3. Загните струну на колке. Загибать струну следует в
направлении, противоположном вращению. Направление вращения, в
свою очередь, зависит от конструкции и места размещения колковой
механики. В случае использования однорядных колковых механизмов
струны накручиваются на колки против часовой стрелки (если
смотреть с лицевой стороны грифа). При использовании двухрядных
колковых механизмов басовые струны накручиваются против часовой
стрелки, а гонкие - по часовой.
4. Начните вращать рукоятку колка, накручивая струну на колок.
Свободной рукой при этом удерживайте струну возле колка. Можете
слегка натянуть струну этой рукой, пока другой рукой будете
вращать рукоятку колка. Это позволит добиться более плотных
витков струны на колке и воспрепятствует ее проскальзыванию.
5. Когда струна подтянется, поместите ее в прорезь верхнего
порожка Продолжайте вращать колок, слегка оттягивая струну.
6. Растяните струну. Наличие слабины - это одна из основных
причин плохого удержания строя струной. Внешне струна может
казаться вполне хорошо закрепленной на колке, но в ее витках
может иметься слабина, которая приведет к быстрой потере строя
во время игры (особенно при выполнении бэндов или работе
рычагом). Для этого струну нужно порастягивать. Потяните
достаточно сильно и в то же время осторожно за струну, приподняв
ее вертикально над грифом. После нескольких таких попыток
проверьте настройку струны. Если она ослабла, настройте ее снова
и повторите растягивание. Рано или поздно струна начнет
удерживать строй независимо от того, сколько раз вы ее оттянули.
Примите поздравления: вы избавились от слабины. Теперь можете
делать со своей гитарой все, что вам заблагорассудится, и ни о
чем не волноваться (во всяком случае о том, что касается
настройки).
7. Обрежьте оставшийся свободный конец струны. Старайтесь
обрезать струну как можно ближе к колку. Можете также оставить
небольшой (1-2 см) кончик и навернуть его на натянутую струну.
Источник:
guitaron.ru
Другие статьи:
Как выбрать классическую
гитару. 1 совет
Как выбрать классическую
гитару. 2 совет
Выбор струн для акустических гитар
Уход за гитарой
Настройка гитары
Тюнер для настройки гитары
Очистка гитары.
Гитарная парфюмерия и косметика
Чехлы и кофры для гитары
Влияние породы древесины на звучание
гитары
Фингерстайл (fingerstyle)
Рикардо Изнаола. Возвращаясь к "удару с
опорой" и "удару без опоры"
Лео Брауэр. Размышления
|