МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СЛОВАРЬ
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
З
Загадочный
канон
-
Заглушение
-
Задержание
-
Заключительная
партия
-
Запев
-
Запевала
-
Заря
-
Затакт
-
Звонкость
-
Звук
-
Звуковая система
-
Звуковая шкала
-
Звукозапись
- Звукопись
- Звукоряд
-
Звукообразование
-
Зеркальная реприза
- Зингшпиль
- Знаки
альтерации
-
Знаменный распев
-
Знамя
- Зона
-
Зонг -
Зонг-опера
-
Зурна.
Загадочный
канон - канон, в котором записывается только мелодия пропосты, а
моменты и интервалы вступления риспост указываются только частично или же
вообще не указываются, что дает возможность "отгадать" их исполнителям.
Заглушение -
фониатрический лечебный метод, состоящий в заглушении звучания голоса певца
специальным устройством. Заглушение позволяет устранить ложные
связи, возникшие между слухом и мышечными ощущениями певца при нарушении
звукообразования. Метод заглушения разработан советскими фониатрами И.
Деражне и И. Левидовым; может быть использован и при обучении пению для
исправления недостатков звукообразования.
Задержание -
сохранение отдельного звука предыдущего аккорда в новом аккорде, для
которого этот звук является посторонним и разрешается в ближайший аккордовый
тон (на секунду вверх или вниз). Задержание как элемент фигурации состоит
из: 1) приготовления (предыдущий аккорд); 2) собственно задержания; 3)
разрешения (переход в аккордовый тон). Встречается также неподготовленное
задержание, называемое аподжатурой, которое включает в себя только два
момента: задержание и разрешение.
Заключительная партия - раздел сонатного аллегро (см. Сонатный
цикл).
Запев - 1. Начало
хорового произведения или песни, исполняемое одним певцом (или группой),
после которого вступает весь хор. 2. Начало былины, непосредственно не
связанное с ее основным содержанием.
Запевала -
певец-солист, исполняющий запев.
Заря - специальная
музыка для сопровождения ритуала в Вооруженных Силах. С. Чернецкий создал
музыку "зари" на основе старинных военных сигналов "Заря", "Слушайте все",
"Отбой".
Затакт - 1.
Неполный такт, которым начинается музыкальное произведение или отдельная
музыкальная фраза, мелодия.
2. (См. Ауф-такт.)
Звонкость -
важное качество певческого звука, определяемое отношением интенсивности
высокой певческой форманты (ВПФ) к суммарной интенсивности звука голоса.
Процентное содержание ВПФ в спектре голоса называется коэффициентом
звонкости (КЗ).
Звук - 1.
Наименьший структурный элемент музыки. 2. Физическое явление, возникающее
вследствие механических колебаний упругого тела (струны, натянутой кожи,
воздушного столба и т. д.) с диапазоном частот от 16 до 20000 колебаний в
секунду, воспринимаемое человеческим слухом. 2. Ощущение, возникающее в
сознании человека в результате восприятия звуковых колебаний. Звук, имеющий
высоту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музыкальный звук
охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в
его состав в качестве обертонов. Громкость музыкального звука должна быть
выше уровня шума в помещении, но не превышать болевого порога (140-150 дБ),
длительность - не менее 0,015-0,020 сек., тембр практически каких-либо
физиологических ограничений не имеет.
Звуковая система
- высотная (интервальная) организация музыкальных звуков на основе единого
принципа. Термин употребляется в различных значениях: 1. Звуковая
совокупность в определенных пределах (пентатоника, додекафония и т. д.). 2.
Расположение звуковых элементов (звукоряд, трезвучия, их обращения и т. д.).
3. Качественные связи, функции звуков (значение тонов в ладах и др.). 4.
Соотношение между звуками, строй (равномерно-темперированный строй и т. д.)
(см. Тональность, Звукоряд, Гармония, Диатоника, Пентатоника, Хроматизм,
Додекафония, Соноризм, Пуантилизм.)
Звуковая шкала
- то же, что звукоряд.
Звукозапись
- фиксация звуковых колебаний, осуществляемая с помощью специальных
приспособлений на звуконосителе.
Звукопись -
воплощение объективного мира выразительными средствами музыки. К звукописи
относится имитация звуков природы - пения птиц, шума леса, ударов грома, воя
ветра, звона колоколов и т. д. Более сложной является звукопись, опирающаяся
на ассоциативные связи с явлениями действительности. Это - темп и движение
музыки, цветовые ассоциации тембров (светлый, темный, матовый, блестящий,
яркий, металлический, солнечный и т. д.), регистров, высотного положения
отдельных звуков, аккордов, тональностей и т. д. Основным в звукописи
является не воспроизведение внешних признаков явления, а производимого им
впечатления, чувств, которые оно вызывает. 3вукопись тесно связана с
программной музыкой и является эффективным художественным средством, однако
элементы звукописи присутствуют и в музыке, лишенной программной
определенности.
Звукоряд - I.
Последовательность звуков звуковой системы, расположенных в восходящем или
нисходящем порядке.
2. Поступенная последовательность звуков лада. 3. Последовательность
обертонов (см. Гармонический лад).
Звукообразование
- см. Фонация.
Зеркальная
реприза - особый вид репризы в сонатной форме. В зеркальной
репризе разделы экспозиции повторяются в обратном (зеркальном) порядке -
сначала побочная, а затем главная партия.
Зингшпиль
(нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - немецкая и австрийская
разновидность комической оперы, в которой пение и танцы чередуются с
разговорными диалогами. Для зингшпиля типичны бытовые сюжеты с элементами
сказочности. Особенно распространены были зингшпили в Германии и Австрии
XVIII в. Величайшие произведения в этом жанре создал
В. А. Моцарт
("Похищение из сераля", "Волшебная флейта" и др.).
Знаки альтерации
- см. Альтерация (Приложение V).
Знаменный распев
- система старинных православных культовых напевов XII-XVII вв. Название
происходит от древнеславянского "знамя" - знак (певческий). Знаменный распев
- вначале одноголосный, затем хоровой, акапельный, развивался в рамках
системы осмогласия; мелодика строго диатоническая, опирающаяся на
равномерное поступательное движение в пределах кварты или квинты; ритм
несимметричный, определяемый текстом (см. Демественный распев).
К знаменному распеву обращались в своих сочинениях Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, С. Рахманинов, А. Кастальский,
А. Гречанинов, П.
Чесноков, Н. Мясковский и др.
Знамя, знамена,
крюки - безлинейные знаки, применявшиеся для записи древнеславянских
напевов.
Зона - отражение в
сознании человека физических качеств звука (высоты, тембра, громкости,
длительности). Понятие "зона" введено Н. Гарбузовым, установившим, что
каждой ступени звукоряда соответствует не одна частота, а несколько смежных
частот. Так, например, звук ля1 воспринимается от 435 до 445 Гц, не переходя
в соль-диез1 или си-бемоль1. Такие полосы частот для каждой ступени
звукоряда получили название зоны звуковысотного слуха. Понятие "зона"
распространяется также и на восприятие темпа, ритма, динамики, тембра.
Зонг (англ, song -
песня) - 1. Злободневная сатирическая песня в современных английских и
немецких комических операх
(Б. Брехт, К. Бейль), обзорах,
музыкальных представлениях. 2. Название песни, употребляемое в поп-музыке,
рок-музыке, бит-музыке.
Зонг-опера -
песенная опера, рок-опера - эстрадное вокально-инструментальное сценическое
представление, объединенное сюжетным единством и синтезирующее в себе
принципы классической оперы, мюзикла и рок-музыки. Первая советская
зонг-опера - "Орфей и Эвридика" А. Журбина.
Зурна (перс.-
праздничная флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент,
распространенный у народов Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. Звук
зурны похож на звук гобоя.
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
|