Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  СЛОВАРЬ

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

З

    Загадочный канон - Заглушение - Задержание - Заключительная   партия - Запев - Запевала - Заря - Затакт - Звонкость - Звук - Звуковая система - Звуковая шкала - Звукозапись - Звукопись - Звукоряд - Звукообразование - Зеркальная реприза - Зингшпиль - Знаки альтерации - Знаменный распев Знамя - Зона - Зонг - Зонг-опера - Зурна.

 

   Загадочный канон - канон, в котором записывается только мелодия пропосты, а моменты и интервалы вступления риспост указываются только частично или же вообще не указываются, что дает возможность "отгадать" их исполнителям.
   Заглушение - фониатрический лечебный метод, состоящий в заглушении звучания голоса певца специальным устройством.   Заглушение позволяет устранить ложные связи, возникшие между слухом и мышечными ощущениями певца при нарушении звукообразования. Метод заглушения разработан советскими фониатрами И. Деражне и И. Левидовым; может быть использован и при обучении пению для исправления недостатков звукообразования.
   Задержание - сохранение отдельного звука предыдущего аккорда в новом аккорде, для которого этот звук является посторонним и разрешается в ближайший аккордовый тон (на секунду вверх или вниз). Задержание как элемент фигурации состоит из: 1) приготовления (предыдущий аккорд); 2) собственно задержания; 3) разрешения (переход в аккордовый тон). Встречается также неподготовленное задержание, называемое аподжатурой, которое включает в себя только два момента: задержание и разрешение.
   Заключительная партия - раздел сонатного аллегро (см. Сонатный цикл).
   Запев - 1. Начало хорового произведения или песни, исполняемое одним певцом (или группой), после которого вступает весь хор. 2. Начало былины, непосредственно не связанное с ее основным содержанием.
   Запевала - певец-солист, исполняющий запев.
   Заря - специальная музыка для сопровождения ритуала в Вооруженных Силах. С. Чернецкий создал музыку "зари" на основе старинных военных сигналов "Заря", "Слушайте все", "Отбой".
   Затакт - 1. Неполный такт, которым начинается музыкальное произведение или отдельная музыкальная фраза, мелодия.     

2. (См. Ауф-такт.)
   Звонкость - важное качество певческого звука, определяемое отношением интенсивности высокой певческой форманты (ВПФ) к суммарной интенсивности звука голоса. Процентное содержание ВПФ в спектре голоса называется коэффициентом звонкости (КЗ).
   Звук - 1. Наименьший структурный элемент музыки. 2. Физическое явление, возникающее вследствие механических колебаний упругого тела (струны, натянутой кожи, воздушного столба и т. д.) с диапазоном частот от 16 до 20000 колебаний в секунду, воспринимаемое человеческим слухом. 2. Ощущение, возникающее в сознании человека в результате восприятия звуковых колебаний. Звук, имеющий высоту, силу, длительность и тембр, называется музыкальным. Музыкальный звук охватывает диапазон частот от 16 до 4500 Гц, более высокие звуки входят в его состав в качестве обертонов. Громкость музыкального звука должна быть выше уровня шума в помещении, но не превышать болевого порога (140-150 дБ), длительность - не менее 0,015-0,020 сек., тембр практически каких-либо физиологических ограничений не имеет.
   Звуковая система - высотная (интервальная) организация музыкальных звуков на основе единого принципа. Термин употребляется в различных значениях: 1. Звуковая совокупность в определенных пределах (пентатоника, додекафония и т. д.). 2. Расположение звуковых элементов (звукоряд, трезвучия, их обращения и т. д.). 3. Качественные связи, функции звуков (значение тонов в ладах и др.). 4. Соотношение между звуками, строй (равномерно-темперированный строй и т. д.) (см. Тональность, Звукоряд, Гармония, Диатоника, Пентатоника, Хроматизм, Додекафония, Соноризм, Пуантилизм.)
   Звуковая шкала - то же, что звукоряд.
   Звукозапись - фиксация звуковых колебаний, осуществляемая с помощью специальных приспособлений на звуконосителе.
   Звукопись - воплощение объективного мира выразительными средствами музыки. К звукописи относится имитация звуков природы - пения птиц, шума леса, ударов грома, воя ветра, звона колоколов и т. д. Более сложной является звукопись, опирающаяся на ассоциативные связи с явлениями действительности. Это - темп и движение музыки, цветовые ассоциации тембров (светлый, темный, матовый, блестящий, яркий, металлический, солнечный и т. д.), регистров, высотного положения отдельных звуков, аккордов, тональностей и т. д. Основным в звукописи является не воспроизведение внешних признаков явления, а производимого им впечатления, чувств, которые оно вызывает. 3вукопись тесно связана с программной музыкой и является эффективным художественным средством, однако элементы звукописи присутствуют и в музыке, лишенной программной определенности.
   Звукоряд - I. Последовательность звуков звуковой системы, расположенных в восходящем или нисходящем порядке.             

2. Поступенная последовательность звуков лада. 3. Последовательность обертонов (см. Гармонический лад).
   Звукообразование - см. Фонация.
   Зеркальная реприза - особый вид репризы в сонатной форме. В зеркальной репризе разделы экспозиции повторяются в обратном (зеркальном) порядке - сначала побочная, а затем главная партия.
   Зингшпиль (нем. Singspiel, от singen - петь и Spiel - игра) - немецкая и австрийская разновидность комической оперы, в которой пение и танцы чередуются с разговорными диалогами. Для зингшпиля типичны бытовые сюжеты с элементами сказочности. Особенно распространены были зингшпили в Германии и Австрии XVIII в. Величайшие произведения в этом жанре создал

В. А. Моцарт ("Похищение из сераля", "Волшебная флейта" и др.).
   Знаки альтерации - см. Альтерация (Приложение V).
   Знаменный распев - система старинных православных культовых напевов XII-XVII вв. Название происходит от древнеславянского "знамя" - знак (певческий). Знаменный распев - вначале одноголосный, затем хоровой, акапельный, развивался в рамках системы осмогласия; мелодика строго диатоническая, опирающаяся на равномерное поступательное движение в пределах кварты или квинты; ритм несимметричный, определяемый текстом (см. Демественный распев).             

К знаменному распеву обращались в своих сочинениях Н. Римский-Корсаков, М. Балакирев, С. Рахманинов, А. Кастальский,  

А. Гречанинов, П. Чесноков, Н. Мясковский и др.
   Знамя, знамена, крюки - безлинейные знаки, применявшиеся для записи древнеславянских напевов.
   Зона - отражение в сознании человека физических качеств звука (высоты, тембра, громкости, длительности). Понятие "зона" введено Н. Гарбузовым, установившим, что каждой ступени звукоряда соответствует не одна частота, а несколько смежных частот. Так, например, звук ля1 воспринимается от 435 до 445 Гц, не переходя в соль-диез1 или си-бемоль1. Такие полосы частот для каждой ступени звукоряда получили название зоны звуковысотного слуха. Понятие "зона" распространяется также и на восприятие темпа, ритма, динамики, тембра.
   Зонг (англ, song - песня) - 1. Злободневная сатирическая песня в современных английских и немецких комических операх   

(Б. Брехт, К. Бейль), обзорах, музыкальных представлениях. 2. Название песни, употребляемое в поп-музыке, рок-музыке,   бит-музыке.
   Зонг-опера - песенная опера, рок-опера - эстрадное вокально-инструментальное сценическое представление, объединенное сюжетным единством и синтезирующее в себе принципы классической оперы, мюзикла и рок-музыки. Первая советская зонг-опера - "Орфей и Эвридика" А. Журбина.
   Зурна (перс.- праздничная флейта) - духовой деревянный музыкальный инструмент, распространенный у народов Закавказья, Средней Азии и Ближнего Востока. Звук зурны похож на звук гобоя.

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2024 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio