Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  СЛОВАРЬ

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

Э

   Эвфония (гр. euphonia - благозвучие) - оценочная категория античной эстетики, применявшаяся для оценки речевых и музыкальных форм звучания. Категорию эвфонии применяли также эстетики эпохи Возрождения.
   Эквиритмический перевод (от лат. aequus - равный и ритм) - перевод текста оперного либретто, романса, песни и других вокальных произведений на другой язык, в котором словесные акценты соответствуют ритму музыкальной фразы.
   Экводин - электрический одноголосный музыкальный инструмент с грифом и клавиатурой. Общий диапазон: До1 - Соль5. Имеет богатые тембровые возможности, управление атакой и затухание звука, вибрато на клавиатуре; может имитировать звук деревянных и медных духовых, а также ударных инструментов, колокольчиков и т. д.
   Экзерсис (фр. exercice - развивать, упражняя) - упражнение для развития техники (этюд, вокализ и т. д.).
   Экзотическая музыка (от гр. exotikos - чужой, иноземный, заморский) - музыка с элементами мелодики, ритмики, инструментовки, характерными для музыки стран Востока (Японии, Китая, Индии и т. д.).
   Экоссез (фр. ecossaise - шотландская) - старинный шотландский народный танец, исполняемый в сопровождении волынки.  

В XIX в. был популярен как бальный танец. Размер 2/4. Темп быстрый.
   Экспериментальная музыка (от лат. experimenlum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая для проверки новых композиционных приемов, условий исполнения, необычного звукового материала, новых музыкальных инструментов и т. д. Понятие экспериментальная музыка неопределенно и изменчиво: если ранее к экспериментальной музыке относили конкретную музыку, светомузыку, электронную музыку, то позже экспериментальная музыка стала стохастическая и аглоритмическая музыка и т. д. Однако "граница между экспериментальным музыкальным развитием, с одной стороны, и явными выходками музыкально-кафе-шантанного, балаганного характера, с другой стороны, не исчезает никогда" (Ц. Когоутек), поэтому следует "различать настоящую музыку и подмену композиции спекуляцией" (он же).
   Экспозиция (лат. expositio - изложение) - первый раздел сонатной формы или фуги, в котором изложены основные темы      

(в простой фуге - начальный раздел, последовательное изложение темы во всех голосах). Экспозиция сонатного аллегро состоит из нескольких партий. В главной партии излагается основная тема. В связующей партии проводится модуляция в другую тональность или подготовка нового тематического материала. В побочной партии излагается новая тема (или несколько тем), контрастирующая с главной и излагаемая в тональности, подготовленной связующей партией.                             В заключительной партии закрепляется тональность побочной партии, нередко объединяется материал главной и побочной партии или излагается новый тематический материал завершающего характера. В экспозиция могут отсутствовать связующая и заключительная партии.
   Экспромт (от лат. expromtus - готовый, быстрый) - 1. Музыкальное произведение, созданное без предварительной подготовки, в результате импровизации. 2. Музыкальное произведение импровизационного характера (напр., экспромт для фортепиано    

Ф. Шопена, Ф. Шуберта, А. Скрябина).
   Эксцентрика музыкальная (от лат. excentricus - вне центра) - применяемое в цирке и на эстраде исполнение музыки необычными, трюковыми способами или на специальных эксцентрических инструментах - сковородках, метелках, пилах и     т. д.
   Экофонетическая нотация (от гр. ekophono - восклицаю) - древнейшая византийская нотация, предназначенная для чтения нараспев богослужебных книг. Возникла на основе знаков просодии. Многие знаки экофонетической нотации вошли в знаменную, кондакарную и др. нотации.
   Элегия (гр. elegeia от elegos - жалоба) - пьеса задумчивого, печального характера. Ранние образцы элегии принадлежат          

Г. Перселлу, Л. Бетховену, в русской музыке М. Глинке, А. Алябьеву, А. Варламову, М. Яковлеву и др. Инструментальные элегии создавали Ф. Лист, Э. Григ, П. Чайковский, С. Рахманинов, И. Стравинский, Б. Барток и др.
   Элементарная теория музыки - учебный предмет, излагающий принципы нотной записи и основные элементы музыки: звук, звукоряд, гамма, интервалы, аккорды, лады, тональности, ритм, метр, размер и т. д.
   Эмиритон - клавишный электромузыкальный инструмент, сконструированный А. Ивановым, А. Римским-Корсаковым,       

В. Крейцером и В. Дзержковичем в 1935 году.
   Энгармонизм (от гр. enharmonios - согласованный, совпадающий) - одинаковое по высоте звучание двух различных по наименованию звуков (напр., фа диез и соль бемоль) в равномерно-темперированном звукоряде. В музыке существуют энгармонически равные: 1) интервалы (напр., малая терция и увеличенная секунда, увеличенная кварта и уменьшенная квинта и т. д. (см. Приложение X); 2) аккорды (напр., уменьшенный септаккорд при энгармонической замене отдельных составляющих его звуков превращается в одно из трех обращений других уменьшенных аккордов; 3) тональности (напр., до диез мажор и ре бемоль мажор); т. е. те тональности одного лада - мажорные и минорные,- тоники которых энгармонически равны. Гаммы этих тональностей звучат одинаково, но записываются по-разному (см. Квартово-квинтовый круг).
   Энгармоническая модуляция - см. Модуляция.
   Эолийский лад - см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады.
   Эолова арфа - древнейший струнный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного корпуса прямоугольной формы и натянутых в нем 8-13-и струн, издающих нежный, мелодичный звук, приводящихся в колебание воздушным потоком. Название происходит от имени древнегреческого бога ветра - Эола.
   Эпизод (гр. episodion - вставка) - 1. В рондо - каждый из разделов, чередующихся с главным разделом - рефреном. 2. Новая музыкальная мысль (в виде темы или целого раздела), непосредственно не связанная с основным материалом.
   Эпилог (гр. epilogos - заключение) - картина или часть акта, дополняющая основное действие в опере, балете, кантатно-ораториальных произведениях и завершающая его (напр., эпилог в опере М. Глинки "Иван Сусанин").
   Эпиталама (от гр. epithalamos - свадебный) - свадебная песнь в честь молодых. В оперной музыке широко известна эпиталама Виндекса из оперы А. Рубинштейна "Нерон".
   Эпитафия (гр. epitaphios - надгробный) - музыкальное произведение в честь умершего (напр., "У могилы Рихарда Вагнера" 

Ф. Листа, "Надгробная песнь" на смерть Н. Римского-Корсакова И. Стравинского и др.).
   Эрху, эрхуцинь - китайский смычковый двухструнный инструмент, разновидность хуциня. Используется как сольный и ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра.
   Эс - 1. Деталь фагота, контрафагота и английского рожка, по виду напоминающая латинскую букву S, на конец которой надевается мундштук с тростью. 2. Боковые выемки в корпусе инструментов скрипичного семейства, облегчающие ведение смычка при игре на крайних струнах. 3. Эсик - колодочка смычка у струнных инструментов, к которой прикреплен волос.
   Эскиз (фр. esquisse - набросок) - 1. Отрывочные записи тем, мелодических и гармонических оборотов, ритмических фигур, гармонического плана и т. д.- все, что входит в начальный этап работы над произведением. 2. Музыкальные произведения, представляющие собой как бы зарисовки картин природы, быта и т. д. (напр., "Кавказские эскизы" М. Ипполитова-Иванова, "Закарпатские эскизы" В. Гомоляки и т. д.).
   Эстампида - одна из форм инструментальной музыки XIII-XIV вв., состоящая из 5-6-и мелодических фраз, повторяющихся с измененным окончанием. Основная область применения эстампиды - танцевальная музыка.
   Эстетика музыкальная - раздел эстетики, изучающий музыку как вид искусства. Предметом музыкальной эстетики является диалектика общих, особенных и отдельных закономерностей музыкально-исторического процесса, социологической обусловленности музыкального творчества, художественного отражения и познания действительности в музыке, предметного воплощения музыкальной деятельности, ценностей и оценок музыкального искусства.
   Эстрада (от лат. stratum - настил, пол) - 1. Подмостки для концертных выступлений. 2. Вид сценического искусства, объединяющий различные формы исполнительства (вокальное и инструментальное, художественное чтение, танцы, цирковые номера, акробатику и т. д.). Эстрадные концерты строятся как на основе разрозненных, так и объединенных определенной тематической направленностью номеров. Особая роль в эстрадных представлениях принадлежит ведущему или конферансье, обеспечивающему связь между номерами.
   Эстрадный оркестр - оркестр, исполняющий легкую музыку. Составы эстрадных оркестров бывают разнообразными - от небольшого состава из 5-7-и инструментов (саксофон, труба, гитара, контрабас, ударные) до симфонического состава, дополненного саксофонами, ударными, электромузыкальными инструментами.
   Этнография музыкальная (от гр. etnos - народ и grapho - пишу) - научная дисциплина, изучающая народное музыкальное творчество как явление, отражающее в художественной форме процесс развития общества, его этническую специфику, систему специфических музыкально-выразительных средств и исполнительского поведения. Важнейшей областью этнографии музыкальной является запись, фиксация и расшифровка произведений народного музыкального творчества, изучение народных музыкальных инструментов, их восстановление и ввод в музыкальный обиход, фиксация данных об исполнителях и истории мест бытования народных музыкальных произведений. Итогом этой работы является систематизация собранных материалов, составление каталогов, музыкально-этнографические публикации. Материалами этнографии музыкальной широко пользуются композиторы, музыковеды, музыканты-исполнители, участники художественной самодеятельности. Соответствующие курсы изучают студенты высших и средних специальных учебных заведений.
   Этюд (фр. etude - изучение) - 1. Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной) техники.  

2. Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы (этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, "Симфонические этюды" Р. Шумана, "Этюды-картины" С. Рахманинова и др.).
   Эфы - резонаторные прорезы в верхней деке струнных музыкальных инструментов семейства скрипок, похожие на латинскую букву f.
   Эхо (гр. echo - отголосок) - 1. Отражение звука, воспринимаемое отдельно от самого звука (первичного импульса), если расстояние между ними во времени равно 0,05 - 0,06 сек. При меньшем расстоянии отражение звука воспринимается не как эхо, а как продолжение (см. Реверберация), а при большем - воспринимается как самостоятельный звук. 2. Художественный прием, состоящий в повторении звука, созвучия или музыкальной фразы с меньшей силой звучания (напр., "Эхо" О. Лассо).

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2024 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio