МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СЛОВАРЬ
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
Э
Эвфония
(гр. euphonia - благозвучие) - оценочная категория античной эстетики,
применявшаяся для оценки речевых и музыкальных форм звучания. Категорию
эвфонии применяли также эстетики эпохи Возрождения.
Эквиритмический перевод (от лат.
aequus - равный и ритм) - перевод текста оперного либретто, романса, песни и
других вокальных произведений на другой язык, в котором словесные акценты
соответствуют ритму музыкальной фразы.
Экводин - электрический одноголосный
музыкальный инструмент с грифом и клавиатурой. Общий диапазон: До1 - Соль5.
Имеет богатые тембровые возможности, управление атакой и затухание звука,
вибрато на клавиатуре; может имитировать звук деревянных и медных духовых, а
также ударных инструментов, колокольчиков и т. д.
Экзерсис (фр. exercice - развивать,
упражняя) - упражнение для развития техники (этюд, вокализ и т. д.).
Экзотическая музыка (от гр. exotikos -
чужой, иноземный, заморский) - музыка с элементами мелодики, ритмики,
инструментовки, характерными для музыки стран Востока (Японии, Китая, Индии
и т. д.).
Экоссез (фр. ecossaise - шотландская)
- старинный шотландский народный танец, исполняемый в сопровождении волынки.
В XIX в. был популярен как бальный танец. Размер 2/4. Темп быстрый.
Экспериментальная музыка (от лат.
experimenlum - проба, опыт) - музыка, сочиняемая для проверки новых
композиционных приемов, условий исполнения, необычного звукового материала,
новых музыкальных инструментов и т. д. Понятие экспериментальная музыка
неопределенно и изменчиво: если ранее к экспериментальной музыке относили
конкретную музыку, светомузыку, электронную музыку, то позже
экспериментальная музыка стала стохастическая и аглоритмическая музыка и т.
д. Однако "граница между экспериментальным музыкальным развитием, с одной
стороны, и явными выходками музыкально-кафе-шантанного, балаганного
характера, с другой стороны, не исчезает никогда" (Ц. Когоутек), поэтому
следует "различать настоящую музыку и подмену композиции спекуляцией" (он
же).
Экспозиция (лат. expositio -
изложение) - первый раздел сонатной формы или фуги, в котором изложены
основные темы
(в простой фуге -
начальный раздел, последовательное изложение темы во всех голосах).
Экспозиция сонатного аллегро состоит из нескольких партий. В главной партии
излагается основная тема. В связующей партии проводится модуляция в другую
тональность или подготовка нового тематического материала. В побочной партии
излагается новая тема (или несколько тем), контрастирующая с главной и
излагаемая в тональности, подготовленной связующей партией.
В заключительной партии закрепляется тональность побочной партии, нередко
объединяется материал главной и побочной партии или излагается новый
тематический материал завершающего характера. В экспозиция могут
отсутствовать связующая и заключительная партии.
Экспромт (от лат. expromtus - готовый,
быстрый) - 1. Музыкальное произведение, созданное без предварительной
подготовки, в результате импровизации. 2. Музыкальное произведение
импровизационного характера (напр., экспромт для фортепиано
Ф. Шопена, Ф. Шуберта, А. Скрябина).
Эксцентрика музыкальная (от лат.
excentricus - вне центра) - применяемое в цирке и на эстраде исполнение
музыки необычными, трюковыми способами или на специальных эксцентрических
инструментах - сковородках, метелках, пилах и т. д.
Экофонетическая нотация (от гр.
ekophono - восклицаю) - древнейшая византийская нотация, предназначенная для
чтения нараспев богослужебных книг. Возникла на основе знаков просодии.
Многие знаки экофонетической нотации вошли в знаменную, кондакарную и др.
нотации.
Элегия (гр. elegeia от elegos -
жалоба) - пьеса задумчивого, печального характера. Ранние образцы элегии
принадлежат
Г. Перселлу, Л. Бетховену, в русской музыке М. Глинке, А. Алябьеву, А.
Варламову, М. Яковлеву и др. Инструментальные элегии создавали Ф. Лист, Э.
Григ, П. Чайковский, С. Рахманинов, И. Стравинский, Б. Барток и др.
Элементарная теория музыки - учебный
предмет, излагающий принципы нотной записи и основные элементы музыки: звук,
звукоряд, гамма, интервалы, аккорды, лады, тональности, ритм, метр, размер и
т. д.
Эмиритон - клавишный
электромузыкальный инструмент, сконструированный А. Ивановым, А.
Римским-Корсаковым,
В. Крейцером и
В. Дзержковичем в 1935 году.
Энгармонизм (от гр. enharmonios -
согласованный, совпадающий) - одинаковое по высоте звучание двух различных
по наименованию звуков (напр., фа диез и соль бемоль) в
равномерно-темперированном звукоряде. В музыке существуют энгармонически
равные: 1) интервалы (напр., малая терция и увеличенная секунда, увеличенная
кварта и уменьшенная квинта и т. д. (см. Приложение X); 2) аккорды (напр.,
уменьшенный септаккорд при энгармонической замене отдельных составляющих его
звуков превращается в одно из трех обращений других уменьшенных аккордов; 3)
тональности (напр., до диез мажор и ре бемоль мажор); т. е. те тональности
одного лада - мажорные и минорные,- тоники которых энгармонически равны.
Гаммы этих тональностей звучат одинаково, но записываются по-разному (см.
Квартово-квинтовый круг).
Энгармоническая модуляция - см.
Модуляция.
Эолийский лад - см. Натуральные лады, Древнегреческие лады,
Средневековые лады.
Эолова арфа - древнейший струнный
музыкальный инструмент, состоящий из деревянного корпуса прямоугольной формы
и натянутых в нем 8-13-и струн, издающих нежный, мелодичный звук,
приводящихся в колебание воздушным потоком. Название происходит от имени
древнегреческого бога ветра - Эола.
Эпизод (гр. episodion - вставка) - 1.
В рондо - каждый из разделов, чередующихся с главным разделом - рефреном. 2.
Новая музыкальная мысль (в виде темы или целого раздела), непосредственно не
связанная с основным материалом.
Эпилог (гр. epilogos - заключение) -
картина или часть акта, дополняющая основное действие в опере, балете,
кантатно-ораториальных произведениях и завершающая его (напр., эпилог в
опере М. Глинки "Иван Сусанин").
Эпиталама (от гр. epithalamos -
свадебный) - свадебная песнь в честь молодых. В оперной музыке широко
известна эпиталама Виндекса из оперы А. Рубинштейна "Нерон".
Эпитафия (гр. epitaphios - надгробный)
- музыкальное произведение в честь умершего (напр., "У могилы Рихарда
Вагнера"
Ф. Листа, "Надгробная песнь" на смерть Н. Римского-Корсакова
И. Стравинского и др.).
Эрху, эрхуцинь - китайский смычковый
двухструнный инструмент, разновидность хуциня. Используется как сольный и
ансамблевый инструмент, входит в состав оркестра.
Эс - 1. Деталь фагота, контрафагота и
английского рожка, по виду напоминающая латинскую букву S, на конец которой
надевается мундштук с тростью. 2. Боковые выемки в корпусе инструментов
скрипичного семейства, облегчающие ведение смычка при игре на крайних
струнах. 3. Эсик - колодочка смычка у струнных инструментов, к которой
прикреплен волос.
Эскиз (фр. esquisse - набросок) - 1.
Отрывочные записи тем, мелодических и гармонических оборотов, ритмических
фигур, гармонического плана и т. д.- все, что входит в начальный этап работы
над произведением. 2. Музыкальные произведения, представляющие собой как бы
зарисовки картин природы, быта и т. д. (напр., "Кавказские эскизы" М.
Ипполитова-Иванова, "Закарпатские эскизы" В. Гомоляки и т. д.).
Эстампида - одна из форм
инструментальной музыки XIII-XIV вв., состоящая из 5-6-и мелодических фраз,
повторяющихся с измененным окончанием. Основная область применения эстампиды
- танцевальная музыка.
Эстетика музыкальная - раздел
эстетики, изучающий музыку как вид искусства. Предметом музыкальной эстетики
является диалектика общих, особенных и отдельных закономерностей
музыкально-исторического процесса, социологической обусловленности
музыкального творчества, художественного отражения и познания
действительности в музыке, предметного воплощения музыкальной деятельности,
ценностей и оценок музыкального искусства.
Эстрада (от лат. stratum - настил,
пол) - 1. Подмостки для концертных выступлений. 2. Вид сценического
искусства, объединяющий различные формы исполнительства (вокальное и
инструментальное, художественное чтение, танцы, цирковые номера, акробатику
и т. д.). Эстрадные концерты строятся как на основе разрозненных, так и
объединенных определенной тематической направленностью номеров. Особая роль
в эстрадных представлениях принадлежит ведущему или конферансье,
обеспечивающему связь между номерами.
Эстрадный оркестр - оркестр,
исполняющий легкую музыку. Составы эстрадных оркестров бывают разнообразными
- от небольшого состава из 5-7-и инструментов (саксофон, труба, гитара,
контрабас, ударные) до симфонического состава, дополненного саксофонами,
ударными, электромузыкальными инструментами.
Этнография музыкальная (от гр. etnos -
народ и grapho - пишу) - научная дисциплина, изучающая народное музыкальное
творчество как явление, отражающее в художественной форме процесс развития
общества, его этническую специфику, систему специфических
музыкально-выразительных средств и исполнительского поведения. Важнейшей
областью этнографии музыкальной является запись, фиксация и расшифровка
произведений народного музыкального творчества, изучение народных
музыкальных инструментов, их восстановление и ввод в музыкальный обиход,
фиксация данных об исполнителях и истории мест бытования народных
музыкальных произведений. Итогом этой работы является систематизация
собранных материалов, составление каталогов, музыкально-этнографические
публикации. Материалами этнографии музыкальной широко пользуются
композиторы, музыковеды, музыканты-исполнители, участники художественной
самодеятельности. Соответствующие курсы изучают студенты высших и средних
специальных учебных заведений.
Этюд (фр. etude - изучение) - 1.
Упражнение для развития исполнительской (главным образом инструментальной)
техники.
2. Высокохудожественные виртуозные концертные пьесы
(этюды для фортепиано Ф. Листа, Ф. Шопена, "Симфонические этюды" Р. Шумана,
"Этюды-картины" С. Рахманинова и др.).
Эфы - резонаторные прорезы в верхней
деке струнных музыкальных инструментов семейства скрипок, похожие на
латинскую букву f.
Эхо (гр. echo - отголосок) - 1.
Отражение звука, воспринимаемое отдельно от самого звука (первичного
импульса), если расстояние между ними во времени равно 0,05 - 0,06 сек. При
меньшем расстоянии отражение звука воспринимается не как эхо, а как
продолжение (см. Реверберация), а при большем - воспринимается как
самостоятельный звук. 2. Художественный прием, состоящий в повторении звука,
созвучия или музыкальной фразы с меньшей силой звучания (напр., "Эхо" О.
Лассо).
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я

|