МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СЛОВАРЬ
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
И
Игил
- Идиофоны
-
Иллюстрация музыкальная
- Имитация
- Импеданс
- Импровизация
- Инвенция
- Индиспозиция
-
Инструментальная музыка -
Инструментоведение
- Инструментовка
- Интервал
- Интервал
гармонический -
Интервал мелодический
-
Интерлюдия
-
Интермедия
- Интермеццо
-
Интерпретация
-
Интерференция
-
Интонация
-
Интрада
-
Интродукция
-
Ионийский лад
-
Ирмологий
-
Ирмос
-
Исламей
-
Исполнение
-
Исполнитель
- Истинноречие
-
История музыки.
Игил, игиль
- тувинский струнный смычковый инструмент с долбленым элипсовидным корпусом.
Имеет шейку, две струны, настраиваемые в кварту или квинту.
Идиофоны (от
гр. idios - свой, своеобразный и phone - звук) - музыкальные инструменты, в
которых источником звука служит сама масса инструмента (материал, из
которого он изготовлен): металл, дерево, стекло, камень, пластмасса. К
семейству идиофонов принадлежат: колокола, треугольник, ксилофон, маримба,
тамтам, тарелки, гонг, кастаньеты, гуиро, клавес и т. д.
Иллюстрация
музыкальная - см. Музыкальная иллюстрация.
Имитация (от
лат. immitatio - подражание) - полное или частичное повторение в другом
голосе только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, мелодии.
Имитация является одним из основных методов развития музыки, особенно
полифонической. Голос, первым изложивший мелодию, называется пропостой,
повторяющий ее - риспостой. К имитационным формам относятся инвенция, фуга,
канон.
Импеданс (от
лат. impedio - препятствовать) - 1. В акустике - понятие комплексного
сопротивления, вводимое при рассмотрении акустических систем, иначе - сумма
активного и реактивного сопротивлений. 2. В вокальной педагогике - главный
критерий эффективности певческой техники. Наилучшие условия для фонации
возникают тогда, когда в надсвязочном пространстве образуется значительное
сопротивление порциям воздуха, прорывающимся во время раскрытий голосовой
щели. Общее сопротивление, создаваемое при этом рото-глоточным каналом и
колеблющимся в нем столбом воздуха, определяет величину импеданса. Вокальная
техника с сильным импедансом обеспечивает наилучшие условия для пения,
неутомляемость и выносливость голосового аппарата, в то время как вокальная
техника со слабым импедансом. позволяет петь "не слишком высоко, несильно,
недолго и нечасто" (Р. Юссон). Импеданс является переменной величиной, не
поддающейся численному измерению, и определяется по ряду косвенных признаков
(положению гортани, степени раскрытия рта и т. д.), а также по конечному
акустическому результату - качеству певческого звука. Подбор наиболее
выгодной величины импеданса для каждого певца является ключевой проблемой
процесса постановки голоса.
Импровизация
(ит. improvisazione, от лат. improvisus - внезапный, неожиданный) - 1.
Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Импровизация
занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные певцы,
инструменталисты развивают напевы в процессе исполнения. В концертной
практике XVIII в. импровизация также была достаточно распространённой.
Широко распространена импровизация в современной джазовой музыке. 2.
Музыкальное произведение в свободной форме.
Инвенция (от
лат. inventio - выдумка, изобретение) - небольшая двух- или трехголосная
пьеса, отличающаяся музыкальной изобретательностью как в отношении мелодики,
так и развитии темы и построения формы. В творчестве И. С. Баха инвенция
занимает промежуточное положение между полифоническими прелюдиями и фугами.
Индиспозиция
(лат. indispositus - беспорядочный) - болезненное состояние голосового
аппарата, возникающее в результате его переутомления.
Иннаби -
азербайджанский народный женский танец. Темп умеренно-живой. Размер 6/8
(3/4). Сопровождается ансамблем сазандари.
Инструментальная музыка - музыка, предназначенная для исполнения
на различных музыкальных инструментах. Инструментальная
музыка бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без
него), камерно-ансамблевой и оркестровой (см. Вокальная музыка).
Инструментоведение - отрасль музыковедения, изучающая
происхождение, развитие, конструкцию, тембровые, акустические и
музыкально-выразительные возможности, а также классификацию музыкальных
инструментов.
Инструментовка
- изложение музыкального произведения для определенного инструментального
или вокально-инструментального состава, напр., симфонического оркестра
(духового, камерного и т. д.) или камерных ансамблей (трио, квартетов и т.
д.). Процесс инструментовки завершается созданием партитуры (см.).
Интервал (от
лат. intervalhim - расстояние) - соотношение двух звуков по высоте. Нижний
звук интервала называется его основанием, верхний - вершиной.
Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно
- гармонический. Название интервала определяется количеством входящих в него
ступеней звукоряда (см. Количественная величина интервала), а его качество
измеряется количеством тонов и полутонов (см. Качественная величина
интервала).
По акустическим признакам интервалы
делятся на консонансы (см.) и диссонансы (см.).
Интервал
гармонический - интервал, образованный двумя одновременно
звучащими звуками.
Интервал
мелодический - интервал, образованный двумя последовательно
взятыми звуками.
Интерлюдия
(от лат. inter - между и ludus - игра) - небольшой музыкальный эпизод,
играющий роль связки между двумя частями музыкального произведения или
отдельными вариациями.
Интермедия
(от лат. intermedius - промежуточный) - 1. Небольшая комическая пьеса или
сценка, исполняемая между действиями театрального спектакля. Такое же
значение имела и интерлюдия. 2. Промежуточный эпизод, который готовит и
соединяет соседние проведения темы в фуге.
Интермеццо
(ит. intermezzo - перерыв) - 1. Музыкальная пьеса промежуточного значения,
которая помещается между двумя другими пьесами и отличается от них по
характеру и настроению. 2. Небольшая самостоятельная инструментальная пьеса
в свободной форме. Иногда так называется самостоятельный оркестровый эпизод
в опере (напр., интермеццо в опере "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова).
Как самостоятельный жанр интермеццо ввел Шуман.
Интерпретация
(лат. interpretatio - истолкование) - художественное раскрытие музыкального
произведения в процессе исполнения, зависящее от его замысла и
индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к
которым относится исполнитель.
Интерференция
(от лат. inter - между и ferio - бить) - наложение в пространстве нескольких
звуковых волн, в результате которого в различных местах образуется усиление
или ослабление амплитуды возникающей волны.
Интонация (от
лат. intono - громко произносить) - в широком смысле: воплощение
художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: 1. Высотная
организация музыкальных тонов по горизонтали, реально существующая только в
единстве с временной организацией-ритмом. 2. Комплекс характерных
особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых и т. д.),
обусловливающих ее эмоциональное и смысловое значение для воспринимающих. 3.
Каждое из наименьших сочетаний тонов, обладающее самостоятельным
выразительным значением; семантическая единица в музыке.
4. Степень
акустической точности воспроизведения высоты тонов и интервалов при
исполнении.
Интрада (от ит.
intrada - вступление, начало) - 1. Музыка, сопровождающая торжественные
процессии. В XVI в. исполнялась ансамблем духовых, а с XVII в.- струнных
инструментов. 2. Торжественная инструментальная пьеса, выполняющая роль
вступления к опере или сюите.
Интродукция
(лат. introduktio - вступление) - 1. Небольшое вступление в медленном темпе,
предшествующее изложению главной партии в инструментальных произведениях
крупной формы (симфония, соната, увертюра). 2. Разновидность оперной
увертюры: небольшой оркестровый раздел в начале оперы, непосредственно
вводящий в пролог или первое действие.
3. Вокальный ансамбль или хоровая сцена в начале оперы, следующие за
увертюрой и открывающие первое действие.
Ионийский лад
- см. Натуральные лады, Средневековые лады.
Ирмологий,
ирмолог, ирмологион, ирмолой - сборник ирмосов православного богослужения на
год. Существовали нотный и богослужебный ирмологий, содержащий только
тексты. Первый печатный ирмологий, в который входили, кроме ирмосов, стихиры
и песнопения, был издан во Львове в 1700 г.
Ирмос (греч.
irmos - связь) - в византийских гимнах строфа, соединяющая библейскую песнь
с христианскими гимнами иного стихосложения, устанавливая для них метрику
напева ирмос. Тематика ирмос заимствовалась из библейских песен. В VII в.,
после появления канона, ирмос стали называть первый тропарь в каждой песне
канона.
Исламей -
стремительный кабардинский и адыгейский народный танец, иначе - кабардинка.
Ритм близок лезгинке. Использован М. Балакиревым в фантазии "Исламей".
Исполнение -
творческий процесс воссоздания музыкального произведения, зафиксированного в
нотной записи.
В зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя и его
художественного мировоззрения содержание произведения получает реальное
звучание. Художественно-выразительными средствами исполнения являются:
агогика, артикуляция, динамика, нюансировка, фразировка и т. д. Особая форма
исполнения - импровизация.
Исполнитель
- музыкант, воссоздающий какое-либо произведение,- певец, инструменталист,
дирижер. Для исполнителя, помимо знания текста произведения, большое
значение имеет изучение эпохи, в которую было создано произведение,
особенности биографии и творческих взглядов композитора, а также, уже
имеющиеся трактовки данного произведения различными исполнителями.
Истинноречие
- произношение слов в церковном пении так, как они звучат в речи.
Истинноречие - антипод раздельноречия. Введено в 1652 г. царским указом во
всех церквах государства, контролировалось комиссией во главе с Александром
Мезенцем.
История музыки
- наука, изучающая развитие музыкального искусства как исторический процесс,
от его возникновения до современности. История музыки. включает как всеобщую
историю музыки, так и развитие музыкального искусства отдельных стран и
народов. К истории музыки относятся явления, связанные с музыкальной
культурой (профессиональное и народное творчество), историей музыкального
исполнительства, музыкально-общественной жизни, музыкального быта и т. д.
(см. Музыковедение). Курс истории музыки изучается в высших
музыкально-педагогических и музыкальных учебных заведениях.
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я

|