Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

 

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  СЛОВАРЬ

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

И

    Игил - Идиофоны - Иллюстрация музыкальная - Имитация - Импеданс - Импровизация - Инвенция - Индиспозиция - Инструментальная музыка - Инструментоведение - Инструментовка - Интервал - Интервал гармонический - Интервал мелодический - Интерлюдия - Интермедия - Интермеццо - Интерпретация - Интерференция - Интонация - Интрада - Интродукция - Ионийский лад - Ирмологий - Ирмос - Исламей - Исполнение - Исполнитель - Истинноречие - История музыки.

 

   Игил, игиль - тувинский струнный смычковый инструмент с долбленым элипсовидным корпусом. Имеет шейку, две струны, настраиваемые в кварту или квинту.
   Идиофоны (от гр. idios - свой, своеобразный и phone - звук) - музыкальные инструменты, в которых источником звука служит сама масса инструмента (материал, из которого он изготовлен): металл, дерево, стекло, камень, пластмасса. К семейству идиофонов принадлежат: колокола, треугольник, ксилофон, маримба, тамтам, тарелки, гонг, кастаньеты, гуиро, клавес и т. д.
   Иллюстрация музыкальная - см. Музыкальная иллюстрация.
   Имитация (от лат. immitatio - подражание) - полное или частичное повторение в другом голосе только что прозвучавшего мелодического оборота, темы, мелодии. Имитация является одним из основных методов развития музыки, особенно полифонической. Голос, первым изложивший мелодию, называется пропостой, повторяющий ее - риспостой. К имитационным формам относятся инвенция, фуга, канон.
   Импеданс (от лат. impedio - препятствовать) - 1. В акустике - понятие комплексного сопротивления, вводимое при рассмотрении акустических систем, иначе - сумма активного и реактивного сопротивлений. 2. В вокальной педагогике - главный критерий эффективности певческой техники. Наилучшие условия для фонации возникают тогда, когда в надсвязочном пространстве образуется значительное сопротивление порциям воздуха, прорывающимся во время раскрытий голосовой щели. Общее сопротивление, создаваемое при этом рото-глоточным каналом и колеблющимся в нем столбом воздуха, определяет величину импеданса. Вокальная техника с сильным импедансом обеспечивает наилучшие условия для пения, неутомляемость и выносливость голосового аппарата, в то время как вокальная техника со слабым импедансом. позволяет петь "не слишком высоко, несильно, недолго и нечасто" (Р. Юссон). Импеданс является переменной величиной, не поддающейся численному измерению, и определяется по ряду косвенных признаков (положению гортани, степени раскрытия рта и т. д.), а также по конечному акустическому результату - качеству певческого звука. Подбор наиболее выгодной величины импеданса для каждого певца является ключевой проблемой процесса постановки голоса.
   Импровизация (ит. improvisazione, от лат. improvisus - внезапный, неожиданный) - 1. Сочинение музыки без предварительной подготовки (экспромт). Импровизация занимает важное место в народном музыкальном творчестве: народные певцы, инструменталисты развивают напевы в процессе исполнения. В концертной практике XVIII в. импровизация также была достаточно распространённой. Широко распространена импровизация в современной джазовой музыке. 2. Музыкальное произведение в свободной форме.
   Инвенция (от лат. inventio - выдумка, изобретение) - небольшая двух- или трехголосная пьеса, отличающаяся музыкальной изобретательностью как в отношении мелодики, так и развитии темы и построения формы. В творчестве И. С. Баха инвенция занимает промежуточное положение между полифоническими прелюдиями и фугами.
   Индиспозиция (лат. indispositus - беспорядочный) - болезненное состояние голосового аппарата, возникающее в результате его переутомления.
   Иннаби - азербайджанский народный женский танец. Темп умеренно-живой. Размер 6/8 (3/4). Сопровождается ансамблем сазандари.
   Инструментальная музыка - музыка, предназначенная для исполнения на различных музыкальных инструментах.    Инструментальная музыка бывает сольной (для одного инструмента с аккомпанементом или без него), камерно-ансамблевой и оркестровой (см. Вокальная музыка).
   Инструментоведение - отрасль музыковедения, изучающая происхождение, развитие, конструкцию, тембровые, акустические и музыкально-выразительные возможности, а также классификацию музыкальных инструментов.
   Инструментовка - изложение музыкального произведения для определенного инструментального или вокально-инструментального состава, напр., симфонического оркестра (духового, камерного и т. д.) или камерных ансамблей (трио, квартетов и т. д.). Процесс инструментовки завершается созданием партитуры (см.).
   Интервал (от лат. intervalhim - расстояние) - соотношение двух звуков по высоте. Нижний звук интервала называется его основанием, верхний - вершиной. Последовательно звучащие звуки образуют мелодический интервал, одновременно - гармонический. Название интервала определяется количеством входящих в него ступеней звукоряда (см. Количественная величина интервала), а его качество измеряется количеством тонов и полутонов (см. Качественная величина интервала).    

По акустическим признакам интервалы делятся на консонансы (см.) и диссонансы (см.).
   Интервал гармонический - интервал, образованный двумя одновременно звучащими звуками.
   Интервал мелодический - интервал, образованный двумя последовательно взятыми звуками.
   Интерлюдия (от лат. inter - между и ludus - игра) - небольшой музыкальный эпизод, играющий роль связки между двумя частями музыкального произведения или отдельными вариациями.
   Интермедия (от лат. intermedius - промежуточный) - 1. Небольшая комическая пьеса или сценка, исполняемая между действиями театрального спектакля. Такое же значение имела и интерлюдия. 2. Промежуточный эпизод, который готовит и соединяет соседние проведения темы в фуге.
   Интермеццо (ит. intermezzo - перерыв) - 1. Музыкальная пьеса промежуточного значения, которая помещается между двумя другими пьесами и отличается от них по характеру и настроению. 2. Небольшая самостоятельная инструментальная пьеса в свободной форме. Иногда так называется самостоятельный оркестровый эпизод в опере (напр., интермеццо в опере "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова). Как самостоятельный жанр интермеццо ввел Шуман.
   Интерпретация (лат. interpretatio - истолкование) - художественное раскрытие музыкального произведения в процессе исполнения, зависящее от его замысла и индивидуальных особенностей, эстетических принципов школы или направления, к которым относится исполнитель.
   Интерференция (от лат. inter - между и ferio - бить) - наложение в пространстве нескольких звуковых волн, в результате которого в различных местах образуется усиление или ослабление амплитуды возникающей волны.
   Интонация (от лат. intono - громко произносить) - в широком смысле: воплощение художественного образа в музыкальных звуках. В узком смысле: 1. Высотная организация музыкальных тонов по горизонтали, реально существующая только в единстве с временной организацией-ритмом. 2. Комплекс характерных особенностей музыкальной формы (высотных, ритмических, тембровых и т. д.), обусловливающих ее эмоциональное и смысловое значение для воспринимающих. 3. Каждое из наименьших сочетаний тонов, обладающее самостоятельным выразительным значением; семантическая единица в музыке.

4. Степень акустической точности воспроизведения высоты тонов и интервалов при исполнении.
   Интрада (от ит. intrada - вступление, начало) - 1. Музыка, сопровождающая торжественные процессии. В XVI в. исполнялась ансамблем духовых, а с XVII в.- струнных инструментов. 2. Торжественная инструментальная пьеса, выполняющая роль вступления к опере или сюите.
   Интродукция (лат. introduktio - вступление) - 1. Небольшое вступление в медленном темпе, предшествующее изложению главной партии в инструментальных произведениях крупной формы (симфония, соната, увертюра). 2. Разновидность оперной увертюры: небольшой оркестровый раздел в начале оперы, непосредственно вводящий в пролог или первое действие.              

3. Вокальный ансамбль или хоровая сцена в начале оперы, следующие за увертюрой и открывающие первое действие.
   Ионийский лад - см. Натуральные лады, Средневековые лады.
   Ирмологий, ирмолог, ирмологион, ирмолой - сборник ирмосов православного богослужения на год. Существовали нотный и богослужебный ирмологий, содержащий только тексты. Первый печатный ирмологий, в который входили, кроме ирмосов, стихиры и песнопения, был издан во Львове в 1700 г.
   Ирмос (греч. irmos - связь) - в византийских гимнах строфа, соединяющая библейскую песнь с христианскими гимнами иного стихосложения, устанавливая для них метрику напева ирмос. Тематика ирмос заимствовалась из библейских песен. В VII в., после появления канона, ирмос стали называть первый тропарь в каждой песне канона.
   Исламей - стремительный кабардинский и адыгейский народный танец, иначе - кабардинка. Ритм близок лезгинке. Использован М. Балакиревым в фантазии "Исламей".
   Исполнение - творческий процесс воссоздания музыкального произведения, зафиксированного в нотной записи.                       

В зависимости от индивидуальных особенностей исполнителя и его художественного мировоззрения содержание произведения получает реальное звучание. Художественно-выразительными средствами исполнения являются: агогика, артикуляция, динамика, нюансировка, фразировка и т. д. Особая форма исполнения - импровизация.
   Исполнитель - музыкант, воссоздающий какое-либо произведение,- певец, инструменталист, дирижер. Для исполнителя, помимо знания текста произведения, большое значение имеет изучение эпохи, в которую было создано произведение, особенности биографии и творческих взглядов композитора, а также, уже имеющиеся трактовки данного произведения различными исполнителями.
   Истинноречие - произношение слов в церковном пении так, как они звучат в речи. Истинноречие - антипод раздельноречия. Введено в 1652 г. царским указом во всех церквах государства, контролировалось комиссией во главе с Александром Мезенцем.
   История музыки - наука, изучающая развитие музыкального искусства как исторический процесс, от его возникновения до современности. История музыки. включает как всеобщую историю музыки, так и развитие музыкального искусства отдельных стран и народов. К истории музыки относятся явления, связанные с музыкальной культурой (профессиональное и народное творчество), историей музыкального исполнительства, музыкально-общественной жизни, музыкального быта и т. д. (см. Музыковедение). Курс истории музыки изучается в высших музыкально-педагогических и музыкальных учебных заведениях.

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

Наверх

 

 

 

 

 

 

 

  

 
 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

2009 - 2017  © Dmitry Teslov  © Golden Guitar Studio