Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

МУЗЫКАЛЬНЫЙ  СЛОВАРЬ

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

Р

     Равномерно-темперированный строй - Рага - Раздельноречие - Размер - Разработка - Разрешение - Ракоходное движение - Раллентандо - Рапсод - Рапсодия - Распев - Распевание - Расположение аккорда - Раструб - Раунд - Расширенная экспозиция - Ре - Ребаб - Ре бемоль мажорРебро - Реверберация - Ревю - Регаль - Регент - Регистр - Регтайм - Редакция - Ре диез минор - Резонанс - Резонансный пункт - Резонансовые струны - Резонатор - Резонаторные отверстия - Реквием - Ре мажор - Реминисценция - Ре минор - Реперкуссия - Репертуар - Репетиция - Реприза - Респонсорий - Рефрен - Речитатив - Ригодон - Рил - Рилио - Риспоста - Ритардандо - Ритенуто - Ритм - Ритм энд блюз - Ритмика - Ритмический рисунок - Ритмическое воспитание - Ритмическое деление - Ритурнель - Рифф - Ричеркар - Ричерката - Рог - Рог охотничий - Родство тональностей - Рожечники - Рожок - Рожок английский - Рожок   почтовый - Розвод - Розетка - Рок-н-ролл - Романеска - Романс - Рондино - Рондо - Рондо-соната - Рояль - Рубато - Рулада - Румба - Руны - Русский лирический.

 

   Равномерно-темперированный строй - см. Темперация.
   Рага - один из видов индийской музыки, характерные особенности и характер исполнения которого формировались в течение многих столетий.
   Раздельноречие, хомония - произношение слов с добавлением после согласных в закрытых слогах гласных (напр., вместо "видевше" видевоше, "грехом" - грехомо) или окончания "хомо" в окончаниях глаголов прошедшего времени (согрешихомо, восславихомо, пощадихомо и т. д.). Происхождение этого явления связано с утратой полугласных звуков старославянского языка (юс малый и юс большой) в разговорной речи и стремлением церкви сохранить их в богослужении. Хомовое пение было запрещено в XVII в.
   Размер - см. Метр.
   Разработка - I. Средний раздел сонатной формы, идущий после экспозиции и предваряющий репризу: тонально неустойчивая часть, в которой разрабатываются музыкальные темы экспозиции. 2. Развитие одной или нескольких тем.
   Разрешение -1. Переход неустойчивого звука лада в устойчивый (или относительно устойчивый) на основе ладового тяготения. 2. Переход диссонирующего интервала в консонирующий. 3. Переход диссонирующего аккорда в консонирующий.
   Ракоходное движение, возвратное, обратное движение - особый вид преобразования мелодии, темы или целого музыкального построения, заключающийся в исполнении этого построения в обратном направлении (от конца к началу). В практике ракоходное движение встречается в одном голосе, во всех голосах как способ образования производного построения, в ракоходном каноне (напр., у И. С. Баха). Разнообразно применение ракоходного движения в серийной музыке.
   Раллентандо (ит. rallentando - замедляя) - обозначение главного, постепенного замедления темпа. Сокращения - rall., rallent.
   Рапсод (гр. rhapsodos) - древнегреческий певец-сказитель.
   Рапсодия (гр. rhapsodia - песнь рапсода, пение или декламация нараспев) - вокальное или инструментальное произведение свободной формы, состоящее из разнохарактерных, контрастных эпизодов. Для рапсодии характерно использование подлинно народных тем. Широко известны "Венгерские рапсодии" Ф. Листа, "Рапсодия в блюзовых тонах" Д. Гершвина, "Украинская рапсодия" С. Ляпунова, "Славянские рапсодии" А. Дворжака, "Испанская рапсодия" М. Равеля и др.
   Распев, роспев - песнопения православной церкви, характеризующиеся определенным фондом мелодий-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. Признаками каждого распева являются: тип попевок, тесситура, мелодический склад, ритмическое построение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее известные распевы: знаменный греческий, киевский, ростовский, успенский и т. д.
   Распевание, распевка - исполнение специальных вокально-технических упражнений для подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или концертного выступления солиста, ансамбля, хора.
   Расположение аккорда - положение аккорда терцового строения (или септаккорда) и его обращений по отношению к октавному звукоряду. Расположение аккорда в четырехголосном изложении может быть: 1) тесным, при котором интервал между 1 и 3 голосами равен октаве; 2) широким, при котором интервал между 1 и 3 голосами превышает октаву.
   Раструб - расширяющаяся часть трубки духовых музыкальных инструментов, образующая выходное отверстие.
   Раунд (англ. round - круг) - английская национальная разновидность бесконечного канона.
   Расширенная экспозиция - экспозиция фуги, в которой есть дополнительное проведение темы в главной или доминантовой тональности одним или несколькими голосами, вступившими ранее.
   Ре (rе) - 1. Одно из слоговых названий звуков, то же что D или d. 2. Строй транспонирующих инструментов (in D), звучащих на тон выше записи (малый кларнет).
   Ребаб, рабаб, рабоб - 1. Собирательное название смычковых инструментов у мусульман. 2. Арабский струнный смычковый инструмент с деревянным корпусом и 1-2-я струнами. Используется для аккомпанемента народными певцами у народов Индии, Египта, Малайского архипелага, северо-запада Африки и Средней Азии.
   Ре бемоль мажор - мажорная тональность, тоникой которой является ре бемоль (то же, что Des-dur). Имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
   Ребро - горизонтальная черта, соединяющая несколько восьмых нот. Двойное рёбро соединяет шестнадцатые ноты, тройное - тридцать вторые и т. д.
   Реверберация (лат. reverberate - отражать) - послезвучание, остаточное звучание, постепенно угасающий звук, образующийся в результате поступления в данную точку рассеянных и многократно отраженных волн после прекращения колебания источника звука. Реверберация имеет большое значение для акустики помещений, в частности больших концертных залов.     С целью усиления акустического эффекта при помощи специальной аппаратуры в радиофицированных залах можно создавать искусственную реверберацию.
   Ревю (фр. revue - обозрение) - театральное представление, состоящее из небольших сценок, вокально-инструментальных и цирковых номеров.
   Регаль - 1. В XVI-XVIII вв. малый переносной орган с язычковыми трубами. Был инструментом для домашнего музицирования. 2. Язычковый регистр органа.
   Регент (от лат. regentis - правящий) - руководитель хора в русской православной церкви. Регентами также назывались выпускники петербургской певческой капеллы, окончившие полный курс с правом преподавания пения в школах и гимназиях.
   Регистр (от лат. registrum - список, перечень) - 1. Ряд звуков певческого голоса, характеризуемых одним механизмом голосообразования и обладающих одинаковыми тембровыми качествами. В голосах необученных певцов существуют два основных регистра: грудной и головной, резко отличающиеся друг от друга как характером звучания, так и механизмом образования. Выравнивание звучания голоса достигается т. н. прикрытием и смешиванием его регистров, приводящим к увеличению импеданса и приобретению одинообразности работы гортани - единорегистрового звучания голоса, при котором используются оба механизма - грудной и головной. Соотношение этих регистров как в звучании голоса, так и в механизме звукообразования переменно и определяется рядом взаимосвязанных факторов (типом голоса, участком диапазона, интенсивностью звучания и т. д.). 2. Участки диапазона музыкальных инструментов, характеризуемые единым тембром. Звучание инструмента (напр., кларнета) в различных регистрах существенно отличается. 3. Устройства, применяемые на струнных клавишных инструментах для изменения силы звука, а также его тембра (клавесин). 4. У органа - ряд труб сходной конструкции, издающих звуки разной высоты, но одинакового тембра.
   Регтайм (англ. ragtime - отрезок времени) - 1. Форма городской танцевально-бытовой музыки американских негров конца XIX в., один из предшественников джаза. Характерным признаком регтайма являются две основные мелодические линии, не совпадающие ритмически; произвольная ритмически обостренная мелодия и четкий аккомпанемент в ритме быстрого шага.  2. Американский салонный и бальный танец, возникший на основе танцевальной формы регтайма От него произошли фокстрот, тустеп, уан-степ.
   Редакция (от лат. redigo - упорядочиваю) - 1. Проверка и исправление текста литературного или музыкального произведения с целью подготовки его к печати. 2. Варианты текста произведения, возникающие в процессе его доработки, переработки или подготовки к новому исполнению. 3. Приспособление произведения к новым условиям музыкального или сценического исполнения. 4. Исполнительская трактовка музыкального произведения (нюансы, темпы, динамика, аппликатура и т. д.).
   Ре диез минор - минорная тональность, тоникой которой является ре диез (то же, что dis-moll). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми); энгармонически равна ми бемоль минору.
   Резонанс (фр. resonance - отзвук) - акустическое явление, при котором в результате воздействий колебаний вибратора в другом теле (резонаторе), возникают аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. В музыке резонанс используется для усиления звучания, изменения тембра и увеличения продолжительности звучания. Для этого конструируют специальные резонансы, отвечающие как на одну частоту (резонансовые челесты, подставка камертона и др.), так и множественные (деки ф-но, струнных и др.).
   Резонансный пункт, пункт Морана - место в передней части неба (у корней верхних передних зубов), в котором при правильном звукообразовании возникает максимальная интенсивность внутренних ощущений фонации (см. Вокально-телесная схема). Этот термин в конце XIX в. ввел в вокальную педагогику А. Мишуга, называвший резонансный пункт также опорой звука (см.). В 1928 году Ж. Моран подтвердил существование резонансного пункта.
   Резонансовые струны - струны, располагаемые под игровыми струнами и звучащие в результате их колебания. Резонансовые струны создают своеобразный оттенок тембра и в известной степени усиливают звучание инструмента
   Резонатор (от лат. resonare - откликаться) - устройство с определенной частотой собственных колебаний, в котором в результате воздействия вибратора с такой же или очень близкой частотой возникают интенсивные колебания. В музыкальной практике используются акустические (струна, камертон, мембрана, дека и др.) и электрические (колебательные контуры) резонаторы.
   Резонаторные отверстия - отверстия в корпусе музыкального инструмента, улучшающие его резонаторные качества. Резонаторные отверстия бывают круглыми (у гитары), эфобразными (у скрипки), треугольными, ромбообразными и т. д. Место и размеры резонаторного отверстия зависят от величины инструмента и его мензуры.
   Реквием (от лат. requies - покой) - траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших, принятая в католической церкви. В XVII-XVIII вв. реквием превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини,       Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
   Ре мажор - мажорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что D-dur). Имеет два диеза в ключе (фа, до).
   Реминисценция (от лат. reminiscentia - воспоминание) - возвращение в музыкальном произведении темы или мотива в качестве напоминания о его более раннем проведении. Реминисценция широко используется в оперной музыке.
   Ре минор - минорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что d-moll), Имеет один бемоль в ключе (си).
   Реперкуссия (от лат. repercussio - отражение) - 1. В учении о фуге в строгом стиле проведение темы и ответа во всех голосах, следующее после экспозиции. 2. В григорианском пении - важнейший после финалис опорный тон лада, в котором концентрируется мелодическая напряженность (иначе - тенор, туба). Находится выше финалис на определенный интервал (от м. 3 до м. 6) для каждого лада и в совокупности с ним определяет ладовую принадлежность.
   Репертуар (фр. repertoire - перечень, список) - совокупность произведений, исполняемых отдельными исполнителями или коллективами, а также предназначенных для исполнения определенными составами исполнителей или солистами.
   Репетиция (лат. repetitio - повторение) - 1. Предварительное исполнение какого-либо произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению. 2. Быстрое повторение одного и того же звука (относится к клавишным инструментам). 3. Особая конструкция фортепианного механизма, позволяющая ускорить извлечение повторных звуков (простая репетиция, двойная репетиция). 4. Фактурный элемент, состоящий из быстро повторяемых звуков одной и той же высоты.
   Реприза (от фр. reprise - повторение, возобновление) - 1. В сонатной форме - последний из основных разделов, следующий за разработкой. 2. Повторение раздела музыкального произведения. 3. Часть формы, ограниченная знаками повторения.
   Респонсорий (от лат. response - отвечаю) - в католической службе - пение в форме диалога солиста и хора, чередование реплик священника и хора.
   Рефрен (фр. refrain - припев) - 1. Основной раздел рондо, повторяющийся несколько раз. 2. Второй раздел куплетной формы - припев.
   Речитатив (от лат. recito - читать вслух) - вокальная мелодия, приближающаяся к интонациям разговорной речи, не имеющая законченной композиционной формы. Существует два основных вида речитатива: сухой, исполняемый "говорком" в произвольном ритме и поддерживаемый отдельными выдержанными аккордами (напр., в опере "Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта и др.) и аккомпанированный речитатив - более мелодичный, с четким ритмом и насыщенным музыкальным сопровождением (напр., в опере "Каменный гость" А. Даргомыжского). Чаще всего речитатив предваряет арию в опере, кантате, оратории.
   Ригодон - французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца - оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в.
   Рил (англ. гееl - вихрь) - народный хороводный танец, распространенный в Ирландии и Шотландии. Размер 4/4. Темп быстрый.
   Рилио - современный бальный танец, созданный на основе литовской польки. Музыка Г. Пауга. Размер 4/4. Исполняется в быстром темпе.
   Риспоста (ит. risposta - ответ, возражение) - второй и последующие голоса в имитационно-полифонических произведениях (каноне, фуге, имитации и др.), которые имитируют пропосту.
   Ритардандо (ит. ritardando - замедляя, задерживая) - плавное, постепенное замедление темпа, совпадающее с ритенуто и раллентандо.
   Ритенуто (ит. ritenuto - задерживая) - неподготовленное замедление темпа.
   Ритм (гр. rhithmos) - один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией), выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной протяженности.
   Ритм энд блюз - урбанизированная модификация блюза, отличающаяся экзальтированностью и экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами, энергичным битом, четким ритмом.
   Ритмика - 1. Совокупность проявлений ритма в музыке. 2. Теория ритма, один из основных разделов античной теории музыки. 3. Система упражнений, учебный предмет, задачей которого является развитие ритмического чувства.
   Ритмический рисунок - определенный порядок группировки долей такта или самих тактов, последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (в отличие от мелодического рисунка).
   Ритмическое воспитание - система художественного воспитания, применяемая для воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма, пластичности (для этого используются специальные упражнения, опирающиеся на связь музыки и движений). В нашей стране ритмическое воспитание является одним из средств эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, музыкальных школах, хореографических, педагогических, культурно-просветительных училищах и других учебных заведениях.
   Ритмическое деление - деление ритмической единицы на равные части (две и более). Основной вид ритмического деления - деление на две длительности: целой ноты - на две половинные; половинной - на две четвертные; четвертной - на две восьмые и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три: целой с точкой - на три половинные; половинной с точкой - на три четвертные и т. д. Существуют также ритмические фигуры, образуемые другими способами деления - дуоль, триоль, квартоль и т. д. (см. Приложение XV).
   Ритурнель (от ит. ritorno - возвращение) - 1. В вокальной музыке - инструментальный эпизод, исполняемый в начале и в конце каждой строфы песни, романса, оперной арии и т. д. 2. В танцевальной музыке - вступительный и заключительный инструментальный отыгрыш в танце. 3. В балете XVII-XVIII вв.- инструментальное вступление к танцу.
    Рифф - мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном повторении короткой однообразной легко запоминающейся фразы, с незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, современном джазе.
   Ричеркар (ит. ricercare - искать) - произведение полифонического склада, состоящее из нескольких разделов, непрерывно переходящих один в другой. В каждом разделе развивается своя тема в форме имитаций, что и создает впечатления поиска каждым голосом темы. Вершины своего развития ричеркар достиг в творчестве Д. Фрескобальди. В XX в. к ричеркару обращаются Д. Малипьеро, Б. Мартину, А. Казелла, И. Стравинский.
   Ричерката (от ит. ricercare - искать) - разновидность фуги с особенно сложными приемами композиционной техники (увеличения и обращения тем, разработанные стретты и т. д.).
   Рог - духовой музыкальный инструмент, изготовляемый из рогов животных. Первоначально был ритуальным инструментом, применялся охотниками, пастухами, воинами. В дальнейшем использовался и как духовой инструмент (Цинк, Серпент).
   Рог охотничий - духовой мундштучный инструмент, предшественник валторны. Использовался для подачи охотничьих сигналов. Звукоряд охотничьего рога натуральный, звук резкий, сильный.
   Родство тональностей - соотношение двух тональностей, определяемое количеством и значением общих аккордов (т. е. тех аккордов, которые состоят из звуков, общих для обеих тональностей). В мажоро-минорной системе ладов родство тональностей имеет три степени: первая степень - тональности, в которых тонические трезвучия принадлежат к числу общих аккордов. Каждая тональность имеет шесть тональностей первой степени родства (две того же лада и четыре - противоположного); напр., для C-dur - G-dur, F-dur, d-dur, e-moll, a-moll, f-moll; для c-moll - g-moll, f-moll, Es-dur, As-dur, B-dur, G-dur; вторая степень- тональности, имеющие хотя бы одно общее трезвучие (но не тоническое). Каждая тональность имеет 11 тональностей второй степени родства (восемь того же лада и три противоположного); напр., для C-dur-В-dur, D-dur, Es-dur, As-dur, Des-dur, A-dur, E-dur, H-dur, g-moll, h-moll, b-moll; третья степень - тональности, в которых нет ни одного общего трезвучия. Каждая тональность имеет пять тональностей третьей степени родства (одну того же лада и четыре - противоположного); напр., для C-dur - Fis-dur, fis-moll, cis-moll, gis-moll, dis-moll; для c-moll - fis-moll, Fis-dur, H-dur, E-dur, A-dur.
   Рожечники - исполнители на русских рожках.
   Рожок - русский народный духовой инструмент. Деревянная или берестяная трубка с раструбом на конце.
   Рожок английский - см. Английский рожок.
   Рожок почтовый - духовой мундштучный инструмент с коническим стволом без вентилей или клапанов. Использовался для оповещения о прибытии конной почты. Рожок почтовый - предшественник корнет-а-пистона.
   Розвод, развод - расшифровка сокращенно записанного особыми знаками участка мелодии знаменного распева с помощью обычной нотации.
   Розетка (фр. rosette - розочка) - у струнных инструментов украшение (инкрустация, мозаика, интарсия и т. д.), окружающее резонаторное отверстие и одновременно предохраняющее его от повреждений.
   Рок-н-ролл (англ. rock'n'roll, rock and roll - качайся и крутись) - направление джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния двух стилей: негритянского - "ритм энд блюз" и сельского американского фольклора - "хилл-билли". Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки (см.), получил развитие в различных жанрах - вплоть до опер в стиле "рок" - "Волосы" (коллективное произведение). "Иисус Христос - суперзвезда" (муз. Л. Уэббера).
   Романеска (ит. romanesca - римская) - итальянский народный танец. Размер 2/4 или 2/2. Темп оживленный, веселый.
   Романс (исп. romance) - 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Романс получил особое развитие в творчестве Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, Ш. Гуно, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. 2. Название инструментальной пьесы напевного, мелодического характера (напр., романс из музыки Д. Шостаковича к кинофильму "Овод"). Примеры романса наблюдаются в творчестве И. С. Баха. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф. Шопена, Ф. Листа.
   Рондино (ит. rondino - маленькое рондо, кружочек) - небольшая пьеса, написанная в форме рондо.
   Рондо (ит. rondo - круг) - музыкальная форма, в которой рефрен, чередуясь с эпизодами различного содержания, повторяется много раз. Классические образцы рондо создали И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, И. С. Бах, Ф. Э.Бах, М. Глинка, Р. Шуман и др.
   Рондо-соната - форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Подобно сонатной форме имеет экспозицию и репризу, подобно рондо - не менее трех проведений рефрена в основной тональности. Существуют две формы рондо-сонаты - с центральным эпизодом и с разработкой.
   Рояль (от фр. royal - королевский) - струнный ударно-клавишный инструмент, одна из разновидностей фортепиано (см.), в котором струны, дека и механика расположены горизонтально. У рояля особая крыловидная форма корпуса. По размерам рояли делятся на концертные (длина до 3 м.), салонные (около 2 м.), кабинетные (1,6-1,8 м.) и миньон (1,1-1,5 м.).
   Рубато (ит. rubato) - ритмически свободное исполнение без точного соблюдения длительностей нот.
   Рулада (фр. roulade - катать взад и вперед) - виртуозный вокальный пассаж, исполняемый в быстром движении. Наиболее распространены хроматические рулады.
   Румба (исп. rumba) - бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп умеренный с резким ускорением последней части. Современная румба возникла на Кубе и получила широкое распространение.
   Руны - старинные карело-финские и эстонские эпические песни, исполнявшиеся двумя певцами в сопровождении кантеле. Из рун составлены эпосы "Калевала" и "Калевипоэг".
   Русский лирический - современный бальный танец, в котором отражены черты русского хоровода. Размер 2/4. Исполняется в умеренном темпе.

 

Навигатор музыкального словаря

А Б В Г Д Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2024 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio