МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СЛОВАРЬ
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
Р
Равномерно-темперированный строй
-
Рага
-
Раздельноречие
-
Размер
- Разработка
- Разрешение
-
Ракоходное движение
-
Раллентандо -
Рапсод
-
Рапсодия
-
Распев
-
Распевание
- Расположение аккорда
-
Раструб
-
Раунд
-
Расширенная
экспозиция
-
Ре
-
Ребаб
-
Ре бемоль мажор
- Ребро
-
Реверберация -
Ревю
- Регаль
- Регент -
Регистр -
Регтайм -
Редакция
- Ре диез минор
-
Резонанс -
Резонансный пункт
-
Резонансовые струны
-
Резонатор -
Резонаторные
отверстия
-
Реквием -
Ре мажор
-
Реминисценция -
Ре минор
- Реперкуссия -
Репертуар
- Репетиция
-
Реприза
-
Респонсорий -
Рефрен
- Речитатив -
Ригодон
- Рил
-
Рилио
-
Риспоста -
Ритардандо -
Ритенуто
-
Ритм
- Ритм энд
блюз
-
Ритмика
-
Ритмический рисунок
-
Ритмическое воспитание
- Ритмическое деление
-
Ритурнель -
Рифф
- Ричеркар
- Ричерката -
Рог
-
Рог охотничий
-
Родство тональностей
-
Рожечники
- Рожок
- Рожок
английский
- Рожок
почтовый
- Розвод
-
Розетка
-
Рок-н-ролл -
Романеска -
Романс
- Рондино
- Рондо
- Рондо-соната
-
Рояль
-
Рубато -
Рулада
-
Румба -
Руны
-
Русский лирический.
Равномерно-темперированный строй
- см. Темперация.
Рага - один из
видов индийской музыки, характерные особенности и характер исполнения
которого формировались в течение многих столетий.
Раздельноречие,
хомония - произношение слов с добавлением после согласных в закрытых слогах
гласных (напр., вместо "видевше" видевоше, "грехом" - грехомо) или окончания
"хомо" в окончаниях глаголов прошедшего времени (согрешихомо, восславихомо,
пощадихомо и т. д.). Происхождение этого явления связано с утратой
полугласных звуков старославянского языка (юс малый и юс большой) в
разговорной речи и стремлением церкви сохранить их в богослужении. Хомовое
пение было запрещено в XVII в.
Размер - см.
Метр.
Разработка -
I. Средний раздел сонатной формы, идущий после экспозиции и предваряющий
репризу: тонально неустойчивая часть, в которой разрабатываются музыкальные
темы экспозиции. 2. Развитие одной или нескольких тем.
Разрешение
-1. Переход неустойчивого звука лада в устойчивый (или относительно
устойчивый) на основе ладового тяготения. 2. Переход диссонирующего
интервала в консонирующий. 3. Переход диссонирующего аккорда в консонирующий.
Ракоходное
движение, возвратное, обратное движение - особый вид
преобразования мелодии, темы или целого музыкального построения,
заключающийся в исполнении этого построения в обратном направлении (от конца
к началу). В практике ракоходное движение встречается в одном голосе, во
всех голосах как способ образования производного построения, в ракоходном
каноне (напр., у И. С. Баха). Разнообразно применение ракоходного движения в
серийной музыке.
Раллентандо
(ит. rallentando - замедляя) - обозначение главного, постепенного замедления
темпа. Сокращения - rall., rallent.
Рапсод (гр.
rhapsodos) - древнегреческий певец-сказитель.
Рапсодия (гр.
rhapsodia - песнь рапсода, пение или декламация нараспев) - вокальное или
инструментальное произведение свободной формы, состоящее из
разнохарактерных, контрастных эпизодов. Для рапсодии характерно
использование подлинно народных тем. Широко известны "Венгерские рапсодии"
Ф. Листа, "Рапсодия в блюзовых тонах" Д. Гершвина, "Украинская рапсодия" С.
Ляпунова, "Славянские рапсодии" А. Дворжака, "Испанская рапсодия" М. Равеля
и др.
Распев, роспев -
песнопения православной церкви, характеризующиеся определенным фондом
мелодий-попевок и закономерностями их организации в мелодиях. Признаками
каждого распева являются: тип попевок, тесситура, мелодический склад,
ритмическое построение, а также общий эмоциональный характер. Наиболее
известные распевы: знаменный греческий, киевский, ростовский, успенский и т.
д.
Распевание,
распевка - исполнение специальных вокально-технических упражнений для
подготовки голосового аппарата и слуха певца перед началом занятий или
концертного выступления солиста, ансамбля, хора.
Расположение
аккорда - положение аккорда терцового строения (или септаккорда)
и его обращений по отношению к октавному звукоряду. Расположение аккорда в
четырехголосном изложении может быть: 1) тесным, при котором интервал между
1 и 3 голосами равен октаве; 2) широким, при котором интервал между 1 и 3
голосами превышает октаву.
Раструб -
расширяющаяся часть трубки духовых музыкальных инструментов, образующая
выходное отверстие.
Раунд (англ.
round - круг) - английская национальная разновидность бесконечного канона.
Расширенная
экспозиция - экспозиция фуги, в которой есть дополнительное
проведение темы в главной или доминантовой тональности одним или несколькими
голосами, вступившими ранее.
Ре (rе) - 1. Одно из
слоговых названий звуков, то же что D или d. 2. Строй транспонирующих
инструментов (in D), звучащих на тон выше записи (малый кларнет).
Ребаб, рабаб,
рабоб - 1. Собирательное название смычковых инструментов у мусульман. 2.
Арабский струнный смычковый инструмент с деревянным корпусом и 1-2-я
струнами. Используется для аккомпанемента народными певцами у народов Индии,
Египта, Малайского архипелага, северо-запада Африки и Средней Азии.
Ре бемоль мажор
- мажорная тональность, тоникой которой является ре бемоль (то же, что
Des-dur). Имеет пять бемолей в ключе (си, ми, ля, ре, соль).
Ребро -
горизонтальная черта, соединяющая несколько восьмых нот. Двойное рёбро
соединяет шестнадцатые ноты, тройное - тридцать вторые и т. д.
Реверберация
(лат. reverberate - отражать) - послезвучание, остаточное звучание,
постепенно угасающий звук, образующийся в результате поступления в данную
точку рассеянных и многократно отраженных волн после прекращения колебания
источника звука. Реверберация имеет большое значение для акустики помещений,
в частности больших концертных залов. С целью
усиления акустического эффекта при помощи специальной аппаратуры в
радиофицированных залах можно создавать искусственную реверберацию.
Ревю (фр. revue -
обозрение) - театральное представление, состоящее из небольших сценок,
вокально-инструментальных и цирковых номеров.
Регаль - 1. В
XVI-XVIII вв. малый переносной орган с язычковыми трубами. Был инструментом
для домашнего музицирования. 2. Язычковый регистр органа.
Регент (от лат.
regentis - правящий) - руководитель хора в русской православной церкви.
Регентами также назывались выпускники петербургской певческой капеллы,
окончившие полный курс с правом преподавания пения в школах и гимназиях.
Регистр (от
лат. registrum - список, перечень) - 1. Ряд звуков певческого голоса,
характеризуемых одним механизмом голосообразования и обладающих одинаковыми
тембровыми качествами. В голосах необученных певцов существуют два основных
регистра: грудной и головной, резко отличающиеся друг от друга как
характером звучания, так и механизмом образования. Выравнивание звучания
голоса достигается т. н. прикрытием и смешиванием его регистров, приводящим
к увеличению импеданса и приобретению одинообразности работы гортани -
единорегистрового звучания голоса, при котором используются оба механизма -
грудной и головной. Соотношение этих регистров как в звучании голоса, так и
в механизме звукообразования переменно и определяется рядом взаимосвязанных
факторов (типом голоса, участком диапазона, интенсивностью звучания и т.
д.). 2. Участки диапазона музыкальных инструментов, характеризуемые единым
тембром. Звучание инструмента (напр., кларнета) в различных регистрах
существенно отличается. 3. Устройства, применяемые на струнных клавишных
инструментах для изменения силы звука, а также его тембра (клавесин). 4. У
органа - ряд труб сходной конструкции, издающих звуки разной высоты, но
одинакового тембра.
Регтайм (англ.
ragtime - отрезок времени) - 1. Форма городской танцевально-бытовой музыки
американских негров конца XIX в., один из предшественников джаза.
Характерным признаком регтайма являются две основные мелодические линии, не
совпадающие ритмически; произвольная ритмически обостренная мелодия и четкий
аккомпанемент в ритме быстрого шага. 2. Американский салонный и
бальный танец, возникший на основе танцевальной формы регтайма От него
произошли фокстрот, тустеп, уан-степ.
Редакция (от
лат. redigo - упорядочиваю) - 1. Проверка и исправление текста литературного
или музыкального произведения с целью подготовки его к печати. 2. Варианты
текста произведения, возникающие в процессе его доработки, переработки или
подготовки к новому исполнению. 3. Приспособление произведения к новым
условиям музыкального или сценического исполнения. 4. Исполнительская
трактовка музыкального произведения (нюансы, темпы, динамика, аппликатура и
т. д.).
Ре диез минор
- минорная тональность, тоникой которой является ре диез (то же, что
dis-moll). Имеет шесть диезов в ключе (фа, до, соль, ре, ля, ми);
энгармонически равна ми бемоль минору.
Резонанс (фр.
resonance - отзвук) - акустическое явление, при котором в результате
воздействий колебаний вибратора в другом теле (резонаторе), возникают
аналогичные по частоте и близкие по амплитуде колебания. В музыке резонанс
используется для усиления звучания, изменения тембра и увеличения
продолжительности звучания. Для этого конструируют специальные резонансы,
отвечающие как на одну частоту (резонансовые челесты, подставка камертона и
др.), так и множественные (деки ф-но, струнных и др.).
Резонансный пункт,
пункт Морана - место в передней части неба (у корней верхних передних
зубов), в котором при правильном звукообразовании возникает максимальная
интенсивность внутренних ощущений фонации (см. Вокально-телесная схема).
Этот термин в конце XIX в. ввел в вокальную педагогику А. Мишуга, называвший
резонансный пункт также опорой звука (см.). В 1928 году Ж. Моран подтвердил
существование резонансного пункта.
Резонансовые
струны - струны, располагаемые под игровыми струнами и звучащие в
результате их колебания. Резонансовые струны создают своеобразный оттенок
тембра и в известной степени усиливают звучание инструмента
Резонатор (от
лат. resonare - откликаться) - устройство с определенной частотой
собственных колебаний, в котором в результате воздействия вибратора с такой
же или очень близкой частотой возникают интенсивные колебания. В музыкальной
практике используются акустические (струна, камертон, мембрана, дека и др.)
и электрические (колебательные контуры) резонаторы.
Резонаторные
отверстия - отверстия в корпусе музыкального инструмента,
улучшающие его резонаторные качества. Резонаторные отверстия бывают круглыми
(у гитары), эфобразными (у скрипки), треугольными, ромбообразными и т. д.
Место и размеры резонаторного отверстия зависят от величины инструмента и
его мензуры.
Реквием (от
лат. requies - покой) - траурная заупокойная месса, посвященная памяти
усопших, принятая в католической церкви. В XVII-XVIII вв. реквием
превратился в крупное циклическое произведение для солистов, хора и
оркестра, утратив свое культовое значение. К лучшим образцам принадлежат
реквием В. А. Моцарта, Дж. Верди, Г. Берлиоза, Л. Керубини,
Ф. Листа, А. Дворжака, Г. Форе и др. Современные композиторы, отдавая дань
жанру реквиема, отказываются от традиционного текста. К числу таких
произведений принадлежит реквием Д. Кабалевского.
Ре мажор -
мажорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что D-dur).
Имеет два диеза в ключе (фа, до).
Реминисценция
(от лат. reminiscentia - воспоминание) - возвращение в музыкальном
произведении темы или мотива в качестве напоминания о его более раннем
проведении. Реминисценция широко используется в оперной музыке.
Ре минор -
минорная тональность, тоникой которой является нота ре (то же, что d-moll),
Имеет один бемоль в ключе (си).
Реперкуссия
(от лат. repercussio - отражение) - 1. В учении о фуге в строгом стиле
проведение темы и ответа во всех голосах, следующее после экспозиции. 2. В
григорианском пении - важнейший после финалис опорный тон лада, в котором
концентрируется мелодическая напряженность (иначе - тенор, туба). Находится
выше финалис на определенный интервал (от м. 3 до м. 6) для каждого лада и в
совокупности с ним определяет ладовую принадлежность.
Репертуар
(фр. repertoire - перечень, список) - совокупность произведений, исполняемых
отдельными исполнителями или коллективами, а также предназначенных для
исполнения определенными составами исполнителей или солистами.
Репетиция
(лат. repetitio - повторение) - 1. Предварительное исполнение какого-либо
произведения, необходимое для подготовки к публичному исполнению. 2. Быстрое
повторение одного и того же звука (относится к клавишным инструментам). 3.
Особая конструкция фортепианного механизма, позволяющая ускорить извлечение
повторных звуков (простая репетиция, двойная репетиция). 4. Фактурный
элемент, состоящий из быстро повторяемых звуков одной и той же высоты.
Реприза (от фр.
reprise - повторение, возобновление) - 1. В сонатной форме - последний из
основных разделов, следующий за разработкой. 2. Повторение раздела
музыкального произведения. 3. Часть формы, ограниченная знаками повторения.
Респонсорий
(от лат. response - отвечаю) - в католической службе - пение в форме диалога
солиста и хора, чередование реплик священника и хора.
Рефрен (фр.
refrain - припев) - 1. Основной раздел рондо, повторяющийся несколько раз.
2. Второй раздел куплетной формы - припев.
Речитатив (от
лат. recito - читать вслух) - вокальная мелодия, приближающаяся к интонациям
разговорной речи, не имеющая законченной композиционной формы. Существует
два основных вида речитатива: сухой, исполняемый "говорком" в произвольном
ритме и поддерживаемый отдельными выдержанными аккордами (напр., в опере
"Свадьба Фигаро" В. А. Моцарта и др.) и аккомпанированный речитатив - более мелодичный, с
четким ритмом и насыщенным музыкальным сопровождением (напр., в опере
"Каменный гость" А. Даргомыжского). Чаще всего речитатив предваряет арию в
опере, кантате, оратории.
Ригодон -
французский танец провансальского происхождения. Размер 2/4. Характер танца
- оживленный, веселый, темпераментный. Был распространен в XVII в.
Рил (англ. гееl -
вихрь) - народный хороводный танец, распространенный в Ирландии и Шотландии.
Размер 4/4. Темп быстрый.
Рилио -
современный бальный танец, созданный на основе литовской польки. Музыка Г.
Пауга. Размер 4/4. Исполняется в быстром темпе.
Риспоста (ит.
risposta - ответ, возражение) - второй и последующие голоса в
имитационно-полифонических произведениях (каноне, фуге, имитации и др.),
которые имитируют пропосту.
Ритардандо
(ит. ritardando - замедляя, задерживая) - плавное, постепенное замедление
темпа, совпадающее с ритенуто и раллентандо.
Ритенуто (ит.
ritenuto - задерживая) - неподготовленное замедление темпа.
Ритм (гр. rhithmos)
- один из трех основных элементов музыки (наряду с мелодией и гармонией),
выражающийся в чередовании соотношения и группировке звуков, пауз различной
протяженности.
Ритм энд блюз
- урбанизированная модификация блюза, отличающаяся экзальтированностью и
экспрессией, усилением инструментального начала, более быстрыми темпами,
энергичным битом, четким ритмом.
Ритмика - 1.
Совокупность проявлений ритма в музыке. 2. Теория ритма, один из основных
разделов античной теории музыки. 3. Система упражнений, учебный предмет,
задачей которого является развитие ритмического чувства.
Ритмический
рисунок - определенный порядок группировки долей такта или самих
тактов, последовательность длительностей звуков, отвлеченная от их высоты (в
отличие от мелодического рисунка).
Ритмическое
воспитание - система художественного воспитания, применяемая для
воспитания музыкального слуха, памяти, чувства ритма, пластичности (для
этого используются специальные упражнения, опирающиеся на связь музыки и
движений). В нашей стране ритмическое воспитание является одним из средств
эстетического воспитания в дошкольных учреждениях, музыкальных школах,
хореографических, педагогических, культурно-просветительных училищах и
других учебных заведениях.
Ритмическое
деление - деление ритмической единицы на равные части (две и
более). Основной вид ритмического деления - деление на две длительности:
целой ноты - на две половинные; половинной - на две четвертные; четвертной -
на две восьмые и т. д., а также деление трехдольных длительностей на три:
целой с точкой - на три половинные; половинной с точкой - на три четвертные
и т. д. Существуют также ритмические фигуры, образуемые другими способами
деления - дуоль, триоль, квартоль и т. д. (см. Приложение XV).
Ритурнель (от
ит. ritorno - возвращение) - 1. В вокальной музыке - инструментальный
эпизод, исполняемый в начале и в конце каждой строфы песни, романса, оперной
арии и т. д. 2. В танцевальной музыке - вступительный и заключительный
инструментальный отыгрыш в танце. 3. В балете XVII-XVIII вв.-
инструментальное вступление к танцу.
Рифф -
мелодическая техника джаза, основанная на непрерывном и многократном
повторении короткой однообразной легко запоминающейся фразы, с
незначительными мелодическими или гармоническими изменениями. Рифф
встречается в регтайме, буги-вуги, свинге, современном джазе.
Ричеркар (ит.
ricercare - искать) - произведение полифонического склада, состоящее из
нескольких разделов, непрерывно переходящих один в другой. В каждом разделе
развивается своя тема в форме имитаций, что и создает впечатления поиска
каждым голосом темы. Вершины своего развития ричеркар достиг в творчестве Д.
Фрескобальди. В XX в. к ричеркару обращаются Д. Малипьеро, Б. Мартину, А.
Казелла, И. Стравинский.
Ричерката (от
ит. ricercare - искать) - разновидность фуги с особенно сложными приемами
композиционной техники (увеличения и обращения тем, разработанные стретты и
т. д.).
Рог - духовой
музыкальный инструмент, изготовляемый из рогов животных. Первоначально был
ритуальным инструментом, применялся охотниками, пастухами, воинами. В
дальнейшем использовался и как духовой инструмент (Цинк, Серпент).
Рог охотничий
- духовой мундштучный инструмент, предшественник валторны. Использовался для
подачи охотничьих сигналов. Звукоряд охотничьего рога натуральный, звук
резкий, сильный.
Родство
тональностей - соотношение двух тональностей, определяемое
количеством и значением общих аккордов (т. е. тех аккордов, которые состоят
из звуков, общих для обеих тональностей). В мажоро-минорной системе ладов
родство тональностей имеет три степени: первая степень - тональности, в
которых тонические трезвучия принадлежат к числу общих аккордов. Каждая
тональность имеет шесть тональностей первой степени родства (две того же
лада и четыре - противоположного); напр., для C-dur - G-dur, F-dur, d-dur,
e-moll, a-moll, f-moll; для c-moll - g-moll, f-moll, Es-dur, As-dur, B-dur,
G-dur; вторая степень- тональности, имеющие хотя бы одно общее трезвучие (но
не тоническое). Каждая тональность имеет 11 тональностей второй степени
родства (восемь того же лада и три противоположного); напр., для C-dur-В-dur,
D-dur, Es-dur, As-dur, Des-dur, A-dur, E-dur, H-dur, g-moll, h-moll, b-moll;
третья степень - тональности, в которых нет ни одного общего трезвучия.
Каждая тональность имеет пять тональностей третьей степени родства (одну
того же лада и четыре - противоположного); напр., для C-dur - Fis-dur,
fis-moll, cis-moll, gis-moll, dis-moll; для c-moll - fis-moll, Fis-dur,
H-dur, E-dur, A-dur.
Рожечники -
исполнители на русских рожках.
Рожок - русский
народный духовой инструмент. Деревянная или берестяная трубка с раструбом на
конце.
Рожок английский
- см. Английский рожок.
Рожок почтовый
- духовой мундштучный инструмент с коническим стволом без вентилей или
клапанов. Использовался для оповещения о прибытии конной почты. Рожок
почтовый - предшественник корнет-а-пистона.
Розвод, развод -
расшифровка сокращенно записанного особыми знаками участка мелодии
знаменного распева с помощью обычной нотации.
Розетка (фр.
rosette - розочка) - у струнных инструментов украшение (инкрустация,
мозаика, интарсия и т. д.), окружающее резонаторное отверстие и одновременно
предохраняющее его от повреждений.
Рок-н-ролл
(англ. rock'n'roll, rock and roll - качайся и крутись) - направление
джазовой музыки, возникшее в США в начале 1950-х гг. Произошел от слияния
двух стилей: негритянского - "ритм энд блюз" и сельского американского
фольклора - "хилл-билли". Рок-н-ролл стал одной из основ т. н. поп-музыки
(см.), получил развитие в различных жанрах - вплоть до опер в стиле "рок" -
"Волосы" (коллективное произведение). "Иисус Христос - суперзвезда" (муз. Л.
Уэббера).
Романеска
(ит. romanesca - римская) - итальянский народный танец. Размер 2/4 или 2/2.
Темп оживленный, веселый.
Романс (исп.
romance) - 1. Одноголосное вокальное произведение с инструментальным
сопровождением. Романс получил особое развитие в творчестве Ф. Шуберта, Р.
Шумана, И. Брамса, Ш. Гуно, Ж. Массне, М. Глинки, А. Даргомыжского, Н.
Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Рахманинова и др. 2. Название
инструментальной пьесы напевного, мелодического характера (напр., романс из
музыки Д. Шостаковича к кинофильму "Овод"). Примеры романса наблюдаются в
творчестве И. С. Баха. И. Гайдна, В. Моцарта, Л. Бетховена, Р. Шумана, Ф.
Шопена, Ф. Листа.
Рондино (ит.
rondino - маленькое рондо, кружочек) - небольшая пьеса, написанная в форме
рондо.
Рондо (ит. rondo
- круг) - музыкальная форма, в которой рефрен, чередуясь с эпизодами
различного содержания, повторяется много раз. Классические образцы рондо
создали И. Гайдн, В. Моцарт, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, И. С. Бах, Ф. Э.Бах, М.
Глинка, Р. Шуман и др.
Рондо-соната
- форма, органически сочетающая принцип рондо и сонатной формы. Подобно
сонатной форме имеет экспозицию и репризу, подобно рондо - не менее трех
проведений рефрена в основной тональности. Существуют две формы рондо-сонаты
- с центральным эпизодом и с разработкой.
Рояль (от фр.
royal - королевский) - струнный ударно-клавишный инструмент, одна из
разновидностей фортепиано (см.), в котором струны, дека и механика
расположены горизонтально. У рояля особая крыловидная форма корпуса. По
размерам рояли делятся на концертные (длина до 3 м.), салонные (около 2 м.),
кабинетные (1,6-1,8 м.) и миньон (1,1-1,5 м.).
Рубато (ит.
rubato) - ритмически свободное исполнение без точного соблюдения
длительностей нот.
Рулада (фр.
roulade - катать взад и вперед) - виртуозный вокальный пассаж, исполняемый в
быстром движении. Наиболее распространены хроматические рулады.
Румба (исп. rumba)
- бальный танец мексиканского происхождения. Музыкальный размер 4/4. Темп
умеренный с резким ускорением последней части. Современная румба возникла на
Кубе и получила широкое распространение.
Руны - старинные
карело-финские и эстонские эпические песни, исполнявшиеся двумя певцами в
сопровождении кантеле. Из рун составлены эпосы "Калевала" и "Калевипоэг".
Русский
лирический - современный бальный танец, в котором отражены черты
русского хоровода. Размер 2/4. Исполняется в умеренном темпе.
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
|