МУЗЫКАЛЬНЫЙ
СЛОВАРЬ
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
Х
Хабанера
(исп. habanera, от Habana - Гавана) - испанская народная песня-танец
кубинского происхождения. Музыкальный размер 2/4, с характерной ритмической
фигурой, постоянно звучащей в сопровождении. Форму хабанеры использовали Ж. Бизе, К. Дебюсси, М. Равель и др.
Хазы - знаки (невмы) армянской
средневековой нотации. Количество основных знаков достигало 40; кроме того,
насчитывалось около 30 вспомогательных, измененных и производных знаков.
Халлинг (норв. halling - по названию
долины в Норвегии) - норвежский народный мужской танец; также встречается в
Швеции. Размер 2/4 или 6/8. Xаллинг танцуют под аккомпанемент хардингфеле.
Характерная особенность халлинга - выдержанный бас на тонике и доминанте.
Музыкальная обработка халлинга сделана Э. Григом.
Ханенде - народный певец в
Азербайджане, Ираке и др. странах Востока, исполнитель мугамов.
Хард боп - стиль джаза, развившийся из
бибопа и характеризуемый экспрессивной манерой исполнения.
Хардингфеле - норвежский смычковый
музыкальный инструмент, похожий на скрипку.
Хафиз - таджикский и узбекский певец,
исполнитель традиционной музыки, в том числе и шашмакома.
Хейрономия (от гр. cheir - рука и
nomos - закон) - старинный способ управления хором при помощи системы
условных движений пальцев и рук хормейстера, указывающих темп, метр, ритм,
направление мелодии, оттенки. Хейрономия предшествовала современной системе
дирижерских жестов.
Хит - популярная песня или
танцевальная мелодия, шлягер.
Хомовое пение, хомония - см.
Раздельноречие.
Хор (гр. chores - толпа, сборище) - 1.
Певческий коллектив, созданный для совместного исполнения главным образом
многоголосных вокальных произведений. По составу хоры бывают: однородные
(детские, женские, мужские) и смешанные. По количеству партий:
одноголосные, двухголосные, трехголосные, четырехголосные и т. д.
Минимальный состав смешанного хора - 12 человек. Максимальный состав - не
ограничен, но при этом важно соблюдать качественное равновесие партий,
обеспечивающее хоровой ансамбль. 2. Музыкальное произведение,
предназначенное для исполнения хоровым коллективом.
3. Культовый групповой
танец с пением в сопровождении авлоса, кифары, лиры в Древней Греции.
4. Коллективный участник трагедий и комедий в античном театре, выступающий
как самостоятельное действующее лицо, которое олицетворяет голос народа. 5.
Место для певчих в храмах. 6. Группа струн одного инструмента, настроенных в
унисон.
7. Обозначение заключительных разделов "дуэтов согласия" и трио в
западно-европейских операх XVII- XVIII вв. 8. Звучание группы однородных
инструментов в оркестре.
Хора - молдавский и румынский народный
хороводный танец. Музыкальный размер 6/8, иногда 2/4, темп умеренный,
спокойный. Исполняется в сопровождении тарифа (см.).
Хорал (от гр. choros) - 1. Хоровое
песнопение на религиозный текст; одноголосное (унисонное) в католической
церкви и многоголосное - в протестантской. Мелодии хорала отличаются
приподнятым характером звучания и малоподвижным ритмом. 2. Аккордовое
изложение равномерными длительностями в медленном движении. 3. Пьеса
аккордово-гармонического склада, написанная равномерными длительностями в
спокойном движении.
Хоральная нотация - система знаков для
записи григорианского хорала. Благодаря богатству и разнообразности
хоральная нотация точно передавала не только мелодию, но и
ее структуру и способ исполнения.
Хоральная обработка -
инструментальное, вокальное или вокально-инструментальное произведение, в
котором песнопение христианской церкви (см. Григорианское пение,
Протестантский хорал, Хорал) получает многоголосное оформление.
К образцам хоральной обработки относятся: Хоральная месса, органная фантазия
и фуга на хорал Ф. Листа, хоральные кантаты, фантазии и прелюдии М. Регера.
Хоральная прелюдия - инструментальное
(органное) вступление к хоралу, основанное на сочетании мелодии хорала с
голосами контрапункта. Образцы хоральной прелюдии создал И. С. Бах.
Хоральная фантазия - органная пьеса
произвольной формы на тему хорала. Образцы хоральной фантазии - у И. С.
Баха.
Хордофоны (от гр. chorde - струна и
phone - звук) - общее название музыкальных инструментов, в которых струна
есть источник звука.
Хорезмская табулатура, хорезмская
нотация - система нотной записи
для танбура. При помощи хорезмской табулатуры записаны хорезмские макомы.
Хореография (от гр. choreia -
хороводный танец и grapho - пишу) - 1. Создание танцев и танцевальных
спектаклей (балетов).
2. Общее название танцевального искусства. 3.
Запись движений танца при помощи системы условных знаков.
Хормейстер (нем. Chormeister - хоровой
мастер, руководитель хора) - руководитель и дирижер хора.
Хорнпайп, пипгорн - 1. Древний
валлийский и шотландский народный духовой язычковый инструмент. 2.
Английский народный танец. Темп подвижный, размер трех или двухдольный, ритм
синкопированный. Хорнпайпs сочиняли Г. Перселл,
Г. Гендель и др.
Хоро - болгарский народный
танец-хоровод. Музыкальные размеры - 2/4, 5/16, 7/16, 9/16, 11/16.
Исполняется в медленном и быстром темпах в сопровождении народных
инструментов.
Хоровая музыка - музыка,
предназначенная для хоровых коллективов и исполняемая ими, наиболее
демократичный вид музыкального искусства. Воспитательные и организаторские
возможности хоровой музыки обусловлены силой ее воздействия на широкий круг
слушателей. Развитие и функционирование хоровой музыки определяется
особенностями национальной хоровой культуры и ее традициями (см. Хор,
Хоровое пение).
Хоровая партия - 1. Группа однородных
голосов, исполняющая в унисон свою мелодию - часть хорового произведения.
Хоровые партии могут делиться на первые и вторые голоса, существует и
тембровая дифференциация внутри каждой партии. 2. Голос в хоровой партитуре.
3. Нотная запись одного голоса хоровой партитуры.
Хороведение - специальный учебный
предмет, изучающий типы и виды хоров, состав хоровых партий, элементы
хорового звучания (ансамбль, строй, нюансы и т. д.), средства художественной
выразительности, организационные основы работы хора, репетиционный процесс и
т. д. Термин хороведение введен П. Чесноковым.
Хоровод - древнейший вид народного
танцевально-песенного искусства, в котором движения большой группы людей
сопровождаются пением. Xороводы распространены во многих странах (Англии,
Германии, Франции, Шотландии и т. д.), но особенно широко - в славянских
странах (напр., "веснянки" на Украине, "основка", "круг" - в России, "хоро"
- у болгар, "коло" - в Югославии и т. д.).
Хоровое пение - коллективное
исполнение вокальной музыки.
Хоровое письмо - сочинение и
аранжировка для хора, учитывающие специфические особенности хорового
искусства (диапазоны, тесситурные возможности, удобство голосоведения,
особенности текста и т. д.).
Хоруми - грузинский народный мужской
танец воинственного характера. Размер 5/8, темп умеренный. Исполняется в
сопровождении ударного инструмента доли (см.)
Хота (исп. jota) - испанский народный
парный танец, исполняемый в сопровождении гитары, мандолины, кастаньет и
сочетаемый с пением. Размер 3/4 или 3/8. Темп - быстрый, характер танца -
живой, темпераментный. Классические образцы - у М. Глинки, Ф. Листа и др.
Хроматизм (от rp. chroma - цвет) -
изменение высоты ступеней звукоряда на полутон или два полутона без
изменения названий (см. Альтерация).
Хроматическая гамма - восходящая или
нисходящая 12-ступенная гамма, образуемая путем заполнения целых тонов
диатонической гаммы альтерированными ступенями. Так, в восходящем мажоре
повышаются I, II, IV и V ступени, понижается, а затем восстанавливается VII
ступень. В нисходящем мажоре понижается VII, VI, III, II ступени, повышается
и восстанавливается IV ступень. В восходящем и нисходящем миноре повышаются
III, IV, VI, VII ступени, понижается II ступень.
Хроматическая система -
двенадцатиступенная система, расширенная тональность - система тональной
гармонии, допускающая в пределах тональности аккорд любой структуры на
каждой из двенадцати ступеней хроматической гаммы. Гармонии хроматической
системы отличаются яркостью и красочностью звучания (С. Прокофьев, П.
Хиндемит,
Д. Шостакович и др.).
Хроматический полутон - полутон,
образуемый двумя ступенями одного названия при помощи альтерации одной из
них (напр., ми - ми бемоль, соль - соль диез и т. д.), то есть полутон,
заключенный в увеличенной приме.
Хромка - один из видов двухрядной диатонической гармонии, при сжиме
и разжиме мехов издающей звуки одной высоты (как хроматическая гармоника).
Хур, моринхур - двухструнный смычковый
монгольский и бурятский народный инструмент. Строй квартовый,
звукоизвлечение флажолетное. Распространен у скотоводов-кочевников, входит в
состав оркестров народных инструментов.
Хуцинь - китайский струнный смычковый
инструмент, род скрипки.
Хучир - четырехструнный смычковый
монгольский и бурятский народный инструмент. Звукоизвлечение флажолетное.
Используется соло и для сопровождения народных песен и былин.
Навигатор музыкального словаря
А
Б
В
Г
Д
Ё
Ж
З
И
Й
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Т
У
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Щ
Ы
Э
Ю
Я
|