Главная -
Дмитрий Теслов: всё
творчество -
Дмитрий Теслов:
сочинения,
транскрипции, аранжировки для гитары, нотные
издания -
Тематический
репертуар гитариста. "Фламенко"
Тематический
репертуар гитариста
"ФЛАМЕНКО".
Выпуск III. 2024 г.
Нотное издание,
ноты для классической гитары или гитары-фламенко
В сборники - нотные
издания серии «Тематический репертуар гитариста. Фламенко»
включены сольные произведения для классической или
гитары-фламенко различных композиторов, с применением
исполнительской редакции и аппликатуры автора данных выпусков.
Книги адресованы: профессиональным музыкантам, студентам и
учащимся музыкальных учебных заведений различного уровня, а
также гитаристам-любителям. В них включаются композиции
практически всех наиболее известных стилей Фламенко.
О некоторых авторах и композициях третьего
выпуска
Видео партитуры пьесы Хуан Идальго
Монтойя. «Ясная
ночь».
Аранжировка испанской народной мелодии (здесь
и далее исполняет программный синтезатор нотного редактора):
Хуан Идальго Монтойя.
«Сегидилья
Манчегас».
Аранжировка испанского народного танца.
Слово сегидилья произошло от испанского
Seguidilla от seguido, что в переводе означает — «непрерывный»,
в других вариантах – «ряд, последовательность» или «маленькое
прохождение». Сегидилья - испанский народный танец, причем, в
каждом регионе Испании танцуется свой вариант Сегидильи. Впервые
танец появился в Ла Манче в 15 или 16 веке, о чем написано в
отрывках второй части «Дон Кихота» Сервантеса. Но если по одним
источникам танец кастильского происхождения, то по другим -
андалусийского, традиционно выделяют мурсийскую (Сегидильяс
мурсианас) и севильскую (Севильяну) разновидности. А некоторые
историки музыки вообще считают, что танец имеет мавританское
происхождение - мнения расходятся. Общим является то, что это
танец быстрого темпа трехдольного размера (3/4 или 3/8). Танец
мог являться стилизацией ухаживания, часто танцевался на
празднике сбора урожая. Аккомпанемент также мог быть различным:
чаще это гитара и кастаньеты, но могли быть мандолина или
бандуррия, лютня, флейта, барабан или пандерета (тамбурин,
бубен). Кроме того, сегидилья не только танец, это еще и песня с
лирическим или шутливым содержанием. Например, таким: «У двери
глухого пел немой, а слепой снисходительно смотрел».
Музыка эта настолько колоритная и зажигательная, что с
успехом использовалась классиками мировой музыкальной культуры в
своих, ставших великими произведениях. Князь Одоевский,
например, писал: «Вы слышите бряцание гитары, веселый стук
кастаньет, перед вашими глазами пляшет чернобровая красавица, и
характерная мелодия то теряется в отдалении, то снова является
во всем своем разгаре».
Жорж Бизе использовал сегидилью в первом действии оперы «Кармен»,
в арии главной героини, когда она, оставшись наедине с доном
Хозе, завоевывает сердце молодого солдата сегидильей «Pres de la
porte de Seville» — «Близ бастиона в Севилье».
Испанский композитор И. Альбенис писал: «Я не знаю, как Бизе
удалось это сделать, но Испания не родила ничего более
испанского, чем «Кармен». Самое удивительное то, что Жорж Бизе
никогда не был в Испании (!). Сам Исаак Альбенис (испанский
композитор и пианист, один из основоположников испанской
национальной музыкальной школы) также создал свою версию
сегидильи в сочинении «Испанская сюита» (ор.47 №1 Sevilla (Sevillanas).
Другая известная Сегидилья, исполняемая мужским и женским
кордебалетом, звучит в I акте балета «Дон Кихот» (композитор
Людвиг Минкус, 1869). Музыка была написана для постановки балета
в московском Большом театре балетмейстером Мариусом Петипа
(первое представление состоялось 14 декабря 1869 года в Большом
театре).
Сегидилья звучит и в произведениях великого русского
композитора Михаила Ивановича Глинки. Глинка говорил, что в
своем творчестве он не может быть итальянцем, что не помешало
ему стать «испанцем» в двух увертюрах. Этому предшествовала
такая история: в 1840 году, будучи в Париже, он написал в своих
«Записках...»: «...Узнал я, что Лист отправился в Испанию. Это
обстоятельство возбудило мое давнишнее желание побывать в
Испании так сильно, что... не теряя времени, я принялся за
дело». «Делом» было изучение испанского языка, вполне, кстати,
успешное, потому что в мае 1845 года, когда Глинка наконец-то
поехал в Испанию, он говорил по-испански почти свободно.
Испанскую увертюру №1 – «Арагонскую хоту» композитор написал
непосредственно в Испании. «Источниками» для неё послужили сын
местного негоцианта, бойко играющий на гитаре (в особенности
Арагонскую хоту) и zagal (погонщик мулов при дилижансе), певший
народные песни (Seguedillas manchegas (airs de la Mancha). А вот
испанская увертюра №2 «Воспоминания о летней ночи в Мадриде»
создавалась позднее, когда композитор жил в Варшаве.
Видео партитуры пьесы «Сегидилья
Манчегас».
Аранжировка испанского народного танца.
Видео партитуры пьесы Хуан Идальго Монтойя. "Дуб".
Аранжировка испанской народной песни.
Рикардо Ниньо. "Звонарь".
Ниньо Рикардо (наст. имя
- Мануэль Серрапи Санчес), один из наиболее выдающихся испанских
гитаристов-фламенко старой школы. Родился 1 июня 1904 года в
Севилье, Испания. В отличие от большинства крупных мастеров
фламенко не имел цыганских корней. Первые уроки игры на гитаре
получил от отца, Рикардо. В юности играл в кафе и клубах
фламенко в Севилье. В возрасте 17 лет стал аккомпанировать на
гитаре одной из самых знаменитых кантаор (певиц) в истории
фламенко – Пасторе Павон (Pastora Pavon) по прозвищу «La Nina de
los Peines» («Девушка с гребнями»). В 20-е и 30-е годы выступал,
главным образом, как аккомпаниатор вместе с Павон, а также с
кантаором Мануэлем Торре и байлаорой (танцовщицей) Ла Аргентина.
После смерти в 1949 году ведущего сольного гитариста фламенко
40-х годов Рамона Монтойи, Ниньо Рикардо занимает его место и
делает также сольную карьеру: в 1955 году в Севилье состоялся
его первый сольный концерт. Однако через какое-то время Ниньо
Рикардо вновь стал работать с исполнителями, такими, как Пепе
Пинто и Хуанито Вальдеррама, а позднее сотрудничал с молодыми
кантаорами.
Ниньо Рикардо оказал заметное влияние на развитие в целом
испанского национального гитарного искусства. Признание и слава
выдающегося мастера пришли к нему еще при жизни, но и после
своей смерти он остается одной из самых авторитетных и
почитаемых фигур в истории фламенко. Нынешнее поколение
гитаристов фламенко находит в его творчестве такой же
неисчерпаемый источник внутреннего обогащения и развития
гитарного мастерства, каким в свое время служило для Ниньо
Рикардо и гитаристов его эпохи творчество Рамона Монтойи. В то
же самое время стиль игры этих двух выдающихся мастеров гитары
фламенко существенно отличался: гитара Монтойи звучала более
лирично и мелодично, тогда как у Рикардо доминировал ритм, и
гитара звучала резче.
Не подлежит сомнению, что во многом именно благодаря феномену
Ниньо Рикардо, гитара фламенко сумела подняться на тот высокий
уровень, на котором она сегодня находится. Ниньо Рикардо
признают одним из лучших гитарных аккомпаниаторов, которых
когда-либо знала Испания, не забывая при этом, что одновременно
он был еще и великим исполнителем-концертантом. Умер Ниньо
Рикардо в 1972 году.
Видео партитуры пьесы
Рикардо Ниньо. "Звонарь".
ХЕРАРДО НУНЬЕС. «СЕВИЛЬЯ». ВАЛЬС ФЛАМЕНКО.
Херардо Нуньес родился в испанском городе
Херес де ла Фрондера – городе с богатейшими традициями культуры
фламенко. Он начал учиться играть на гитаре под руководством
Рафаэля эль Агилы и с ранних лет сотрудничал с кафедрой
фламенкологии в Хересе. Уже с 14 лет он аккомпанировал таким
известным кантаорам, как Грегорио «Эль Боррико», «Терремото».
Переехав в Мадрид, сотрудничал с известным танцором фламенко
Марио Майя. В своем тройном амплуа он принимал участие в
различных театральных постановках, выступал на крупнейших
фестивалях мира, записал обширную дискографию.
Херардо Нуньес часто приглашали к сотрудничеству музыканты
других направлений, увлеченные искусством фламенко (Э. Вебер, Р.
Гальяно, Э. Раба, Д. Перес, Д. Патитуччи). В результате были
созданы произведения, выходящие за рамки фламенко и включающие в
себя элементы джаза, босса-новы и классической музыки.
В 1999 г. он основал в Сан-Франциско интернациональный
квартет «Ночная гитара» (в составе: Х. Нуньес, П. Беллинати, А.
Грасси, Б. Гоур), с которым выступил в крупных городах США. В
2000 году он создает трио, которое получило различные
музыкальные премии в Европе и США.
Херардо Нуньес дважды (в 2002 и 2004 гг.) награждался премией
«Хирардильо» на Биеннале в Севилье как лучший гитарист фламенко
(за музыку в спектаклях «Цвет гармонии» и «Пути во времени»).
Его диски «Калима» и «Пути во времени» были премированы
испанской критикой как лучшие сольные альбомы гитары фламенко, а
совместная запись «Букет безумия» с Кармен Линарес получила
премию Грэмми-2005 как лучший альбом фламенко. «Симфония для
нового театра», написанная Нуньесом для церемонии открытия «Teatro
Principal» (Барселона), звучала в исполнении оркестра Барселоны
и оркестра Кордовы в Севилье.
Плодотворный творческий и семейный союз сложился у Херардо
Нуньеса с испанской танцовщицей Кармен Кортес. В 1997 г. вместе
с ее балетной труппой он совершил турне по Испании, Франции,
Италии и Бразилии; в 1998 выступил на театральном фестивале в
Мериде. В 2007 году они представили новые программы в Нью-Йорке
и Лондоне. Один из их совместных проектов – фестиваль фламенко в
Мадриде (2007).
Видео партитуры пьесы
ХЕРАРДО НУНЬЕС. «СЕВИЛЬЯ». ВАЛЬС
ФЛАМЕНКО.
ХЕРАРДО НУНЬЕС. ТАНГОС.
Название «Тангос» происходит от «tanga» - гулкий звук,
шум от удара, также обозначает покачивание. Возможно другое
происхождение – от глагола «tangir», т.е. играть на музыкальном
инструменте. Слово стало использоваться для обозначения разных
стилей танца по обе стороны Атлантики, что затрудняет поиск
корней танца, хотя нетрудно выделить общие формы с аргентинским
танго. Очевидно, на его развитие повлияла американская музыка –
сказался результат контактов с кубинской музыкой, хотя именно в
Кадисе этот танец берет свое начало. Здесь следует говорить о
живом, ритмичном ударном стиле танца, который вместе с Булериас
составляет основу фламенко. Его веселый ритм и соответствующий
размер позволяют в исполнение танца привнести множество
выразительных и отточенных движений. Принадлежит к группе
фламенко, сведения о которой относятся ко времени зарождения
самого искусства Фламенко. Исполнялся в изящных и грациозных
движениях, быстро и с привкусом озорства. Ритм его легко
запоминается, танец допускает вариативность поз и, собственно,
импровизацию. В своем простейшем варианте (без сложных движений,
свойственных профессионалам) позволяет без труда исполнять
любому, способному к танцу. Размер его – со счетом «на 4»,
достаточно распространенный и легко узнаваемый. Первая доля
безударна, следующие три – ударные. Большинство танго следует в
андалузской тональности, хотя встречаются варианты, особенно в
Триане или Гранаде, придерживающиеся мажора либо минора. Танго и
румба в настоящее время стали весьма похожи, хотя основные
различия (в игре на гитаре) сохранились. Для танго характерно
выделение аккордов, обозначение чета путем резкого перебора
струн. В случае Румбы гитара звучит непрерывно. Основные
тональности: ля – си бемоль, ми - фа. Один из основных типов
Фламенко, а также один из наиболее древних. Существуют разные
стили, характерные для Кадиса, Севильи, Хереса или Малаги, но
почти всегда – это пение, сопровождаемое танцем. Первыми
известными исполнителями были Эль Мельисо, Аурелио Сельес из
Кадиса, Пастора Павон и Эль Тити из Севильи, Фрихонес и эль
Мохама из Хереса и Ла Пирула, Ла Репомпа и Эль Пийайо из Малаги.
Ла Нинья де лос Пейнс стала самым знаменитым распространителем и
популяризатором этого жанра.
Видео партитуры пьесы
ХЕРАРДО НУНЬЕС. ТАНГОС.
НИНЬО ХОСЕЛЕ. «НА ЛУНЕ ПО ПРАЗДНИКАМ».
КОЛОМБИАНОС.
Ниньо Хоселе (урождённый Хуан Хосе Эредиа)
- гитарист и композитор, относится к так называемой школе
«нового фламенко». Родился в Альмерии в 1974 году. В 1996 году
как один из лучших молодых исполнителей выиграл приз Севильской
биеннале. Работал со многими звёздами музыки фламенко, среди
которых Пако де Лусия, Хавьер Лимон, Энрике Моренте, Диего Эль
Сигала, Конча Буйка, Монтсе Кортес и др. Кроме того, он
участвовал в совместных проектах с Ленни Кравицем, Алишей Киз и
Элтоном Джоном. Много внимания в своём творчестве уделяет джазу.
Colombianas (коломбианас) – это форма танца, который был под
влиянием колумбийской народной музыки и южноамериканских ритмов.
Свое рождение и последующее развитие она получила в 30-е годы
ХХ-го столетия, когда Jose Tejada Martin, Pepe Marchena
совместно с Hilario Montes, взяли за основу румбу для создания
новой композиции фламенко, в которую превратилась фольклорная
латиноамериканская мелодия, и которую окрестили Colombianas.
Видео партитуры пьесы
НИНЬО ХОСЕЛЕ. «НА ЛУНЕ ПО
ПРАЗДНИКАМ». КОЛОМБИАНОС.
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. «САХУРИАНА» («УТКИ В ЛАГУНЕ...»).
«Сахуриана» или «Санхуриана» (также «Сахурия») - перуанский
и чилийский креольский парный танец. Танцующие перемещаются,
стуча каблуками и носками ног, поднимая над головой платки.
Восходит к сарабанде и фанданго.
Видео партитуры пьесы
НЕИЗВЕСТНЫЙ АВТОР. «САХУРИАНА» («УТКИ В
ЛАГУНЕ...»).
МАРИО ЭСКУДЕРО. «РАСКАТЫ ФЛАМЕНКО».
САПАТЕАДО.
Марио Эскудеро (11 октября 1928 – 19 ноября 2004) был
одним из немногих испанских гитаристов-виртуозов фламенко,
которые, следуя по стопам Рамона Монтойи, помогли распространить
фламенко за пределы своей испанской родины, когда они
мигрировали в Соединенные Штаты в начале 1950-х годов. Наряду с
другими, такими как Сабикас, Карлос Монтойя и Хуан Серрано,
Эскудеро помог укрепить жизнеспособность соло-гитары фламенко в
качестве концертного инструмента. Его выступления были высоко
оценины в Нью-Йоркском Карнеги-холле, ратуше и других залах.
Приглашенный выступить в Белом доме для президента Джона Ф.
Кеннеди, Эскудеро считался одним из лучших в свою эпоху; Рамон
Монтойя назвал его «лучшим гитаристом фламенко нового
поколения».
Цапатеадо, также Сапатеадо (исп. zapateado, от zapato —
сапог) - стиль испанского народного танца, выстукивание
музыкального ритма стопами ног. Неотъемлемая часть фламенко,
исполняется на полусогнутых коленях в первую очередь каблуками,
с дополнением ударов подушечкой и всей стопой. Входит в набор
базовых движений испанского характерного танца. В Мексике
называется Сапатео или Сапатео табаско. На Кубе - Сапатео.
В классической музыке Цапатеадо было обработано такими
испанскими мастерами как Пабло де Сарасате (шестой из «Испанских
танцев», соч. 23), Энрике Гранадос (последняя из «Шести пьес на
испанские народные напевы), Хоакин Турина (последний из «Трёх
андалузских танцев», соч. 8).
Видео партитуры пьесы
МАРИО ЭСКУДЕРО. «РАСКАТЫ ФЛАМЕНКО».
САПАТЕАДО.
Скачать / Download
Архив включает: нотное издание
и видео партитуры произведений, исполненные синтезатором нотного
редактора /
The Archive Includes: Sheet Music Edition
and Video Score of
Works Performed by Sibelius Sheet
Music Editor.
--------------------------------------------------------
Методические работы Дмитрия Теслова:
-
"Требования к технической подготовке.
Гаммы и музыкальные термины" для учащихся гитаристов 2-4 классов
ДМШ-ДШИ
-
"Обеспечение студентов I-III курсов класса
гитары учреждений среднего профессионального образования
необходимыми инструктивными и теоретическими материалами для
подготовки к техническим зачётам"
-
"Каким должен быть репертуар в классе гитары музыкальных
учреждений среднего специального образования"
-
Идеальная Школа
Техники Гитариста. Продолжение
-
Гаммы для гитары в 24-х тональностях с различными
интервальными и ритмическими вариантами исполнения
-
Идеальная Школа Техники Гитариста
Нотные
сборники Дмитрия Теслова:
-
"Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Сказка в музыке". Оригинальные пьесы и аранжировки.
Соло, дуэты, трио"
-
Антология сочинений для классической
гитары. Том VIII. "Двенадцать
двухголосных инвенций для дуэта классических гитар" (2023 г.)
-
Антология
сочинений для классической гитары. Том
VII "И.С. Бах.
Пятнадцать двухголосных инвенций BWV 772-786" (2023 г.).
Аранжировка для дуэта гитар Дмитрия Теслова
-
Антология сочинений для классической
гитары. Том
VI "ИРЛАНДСКИЙ
АЛЬБОМ"
-
Антология сочинений для классической
гитары. Том
V "ИСКУССТВО
ГИТАРНОГО ДУЭТА"
-
Антология сочинений для
классической гитары. Том
IV "Бесконечность"
-
Антология сочинений для классической гитары. Том
III "Испанский
альбом"
-
Антология сочинений для
классической гитары. Том II "ТАНЕЦ
МЕЧТЫ"
-
Антология сочинений для
классической гитары. Том I "ГАРМОНИЯ ЗВЕЗДНОГО НЕБА"
-
"GRAND ARPEGGIO".
Цикл этюдов для классической гитары
-
"У
Врат Вечности". Цикл миниатюр для классической гитары
-
Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Времена года. Зима". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Времена года. Осень". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
Тематический репертуар начинающего
гитариста. "Времена года. Лето". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
Тематический
репертуар начинающего гитариста. "Времена года.
Весна". Аранжировки лёгких
произведений для классической гитары. Соло и дуэты
-
"Золотая
Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для
квартета гитар. Том II
-
"Золотая
Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для
квартета гитар. Том I
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск I. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск II. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск III. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск IV. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск V. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск VI. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск VII. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск VIII. Дуэты
-
Ансамбли классических гитар. Избранные
лёгкие пьесы. Выпуск IX. Дуэты
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск X.
Трио
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск XI.
Трио
-
Ансамбли
классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск XII.
Трио
-
"Начинающему гитаристу. Избранные
лёгкие пьесы" Выпуск I
-
"Начинающему гитаристу. Избранные
лёгкие пьесы" Выпуск II
-
"Начинающему гитаристу. Избранные
лёгкие пьесы" Выпуск III
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск IV
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск V
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VI
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VII
-
"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VIII
|