Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

 

Свойства звука | Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон | Запись нот | Длительности нот | Нотный стан | Ключи | Ключи. Обзор | Знаки альтерации | Энгармонизм звуков | Ноты и клавиши | Пауза | Люфт-пауза | Сокращение нотного письма | Ритм | Сильные доли | Темп музыкального произведения | Динамические оттенки | Синкопа | Триоли | Размер. Виды размера | Запись многоголосия | Мелизмы | Приёмы исполнения | Расположение нот на грифе гитары | Нотный тренажёр

 

Звукоряд. Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон

 

Звукоряд.

В основу музыкальной системы положен ряд звуков. Этих звуков ровно 88, расположены они в порядке возрастания высоты звука (свойство звука: высота): от самых низких до самых высоких. Расположение звуков по высоте назвали звукорядом.
  

Ступень звукоряда.

Каждый звук называется ступенью звукоряда. Как лесенка: 88 ступенек вверх. Все знают названия 7-ми нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Это и есть названия основных ступеней звукоряда. Названия ступеней повторяются друг за другом, составляя все 88 ступеней.
  

Буквенное обозначение ступеней звукоряда.

    Обычно используется буквенное обозначение ступеней. Каждому названию ступени соответствует буква латинского алфавита: до=C, ре=D, ми=E, фа=F, соль=G, ля=A, си=H. В старину вместо ноты си использовалась си-бемоль, она имела обозначение "B". Звукоряд начинался со звука ля и выглядел так: ля, си-бемоль, до, ре, ми, фа, соль. В этом случае ступени обозначались так: A, B, C, D, E, F, G. Возьмите эту историческую справку на заметку - будет проще запомнить названия ступеней.
   Если при буквенном обозначении нот необходимо указать октаву, которой принадлежит нота, то поступают следующим образом: указывают ноту и цифру рядом с ней. Для субконтроктавы, контроктавы и большой октавы нота обозначается большой буквой, для всех остальных октав - маленькой. Цифры расставляют следующим образом:
- для субконтроктавы ставят цифру 2 ниже названия ноты, - например: A2 (ля субконтроктавы);
- для контроктавы ставят цифру 1 ниже названия ноты, например: A1 (ля контроктавы);
- для большой октавы цифру не указывают: D (ре большой октавы);
- для малой октавы цифру не указывают: d (ре малой октавы)
для всех остальных октав цифра (номер октавы) указывается сверху: e1 (ми первой октавы), g2 (соль второй октавы) и так далее.
   Вместо цифр иногда ставят чёрточки. Количество чёрточек соответствует заменяемой цифре (если заменяем, например, цифру 2, то чёрточек должно быть тоже две). Располагают чёрточки (сверху ноты, или под нотой) так же, как цифры (если цифра стояла внизу, то чёрточка рисуется тоже внизу). Например, фа контроктавы можно обозначить так: F.
  

Октава.

    Расстояние между соседними звуками ступеней с одинаковыми названиями назвали октавой. Например: между соседними двумя соль - ровно октава. Также октавой назвали часть звукоряда, в которую входят все 7 нот. Не обязательно начиная с ноты до, главное - чтобы вошли все 7 нот. Т.е. ряд звуков до, ре, ми, фа, соль, ля, си тоже называется октавой. Кстати, как и звуки (ноты), октавы имеют свои собственные названия. Запоминать их не обязательно, для полноты информации приведу названия октав от самых низких до самых высоких: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая, третья, четвёртая и пятая октава.

На рисунке обозначено: СКО - субконтроктава, КО - контроктава, БО - большая октава, МО - малая октава, 1 - первая октава, 2 - вторая октава и т.д.

 

Полутон.

    Как мы уже знаем, октава состоит из 7 основных ступеней. Давайте посмотрим на фрагмент клавиатуры пианино:

  

   На картинке мы видим октаву. Белых клавиш ровно 7. Это звуки (ноты) от до до си. А всего клавиш, включая и белые, и чёрные, ровно 12. Таким образом, октава состоит из 12-ти звуков. Расстояние между двумя соседними звуками получило название полутона. Для информации: такой музыкальный строй называется темперированным. В отличие от натурального строя, в нём все полутоны равны. Т.е. на протяжении всего звукоряда полутон - он и есть полутон. В любом месте звукоряда.

Целый тон.

    Тут всё просто: целый тон - это расстояние из двух полутонов. Посмотрите на предыдущую картинку: расстояние от первой слева белой клавиши до первой слева чёрной клавиши - полутон. Расстояние от крайней левой чёрной клавиши до второй слева белой клавиши - тоже полутон. Тогда целый тон (или просто тон) - расстояние между 1-й и 2-й слева белыми клавишами. Можно проще: полутон - это расстояние до соседней клавиши, а тон - расстояние через клавишу. Только не выбрасывайте из рассмотрения чёрные клавиши!

Итог.

    Теперь мы знаем, что звуки составляют звукоряд, что ступени (звуки) звукоряда упорядочены по высоте звука. Знаем, что октава состоит из 7 основных ступеней (белые клавиши), расстояние между двумя соседними звуками называется полутон.

 

Информация представлена music-theory.ru

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2024 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio