ТЕОРИЯ
МУЗЫКИ
Свойства звука
|
Звукоряд.
Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон
|
Запись нот
|
Длительности нот
|
Нотный стан |
Ключи
|
Ключи. Обзор
|
Знаки альтерации
|
Энгармонизм звуков
| Ноты и клавиши
|
Пауза
|
Люфт-пауза
|
Сокращение
нотного письма
|
Ритм
|
Сильные доли
|
Темп
музыкального произведения
|
Динамические
оттенки
|
Синкопа
|
Триоли
|
Размер. Виды размера
|
Запись многоголосия
|
Мелизмы
|
Приёмы исполнения |
Расположение нот на грифе гитары |
Нотный тренажёр
Энгармонизм звуков
Какие варианты названий можно
встретить у одной и той же клавиши фортепиано?
В рубрике «Знаки альтерации» рассмотрены названия этих
знаков. В рамках этой рубрики мы рассмотрим, как разные знаки альтерации могут
служить для обозначения одного и того же звука.
Энгармонизм звуков.
Любой звук может быть построен как повышением основной ноты (находящейся
ниже на полутон), так и понижением основной ноты (находящейся выше на полутон).
Рисунок 1. Чёрная клавиша находится между двумя
белыми
Посмотрите на рисунок 1. Две
стрелки указывают на одну и ту же чёрную клавишу, однако начала стрелок лежат на
разных белых клавишах. Красная стрелка обозначает повышение звука, а синяя —
понижение. Сходятся обе стрелки на одной и той же чёрной клавише.
В этом примере наша чёрная клавиша даёт звук:
- Соль-диез, если рассматривать вариант с красной стрелкой;
- Ля-бемоль, если рассматривать вариант с синей стрелкой.
На слух, а это важно, соль-диез и ля-бемоль звучат абсолютно
одинаково, ведь это одна и та же клавиша. Вот такое равенство нот (т.е. когда
они одинаковы по высоте, но имеют различные названия и обозначения) называют
энгармонизмом звуков.
Если Вам не совсем понятно, настоятельно рекомендуем
посмотреть рубрику «Знаки альтерации». Она содержит флэш-анимацию. Вы сможете
послушать звуки, нажав на клавиши, а также увидите наглядно, каким образом
получаются названия для чёрных клавиш.
Итог.
Энгармонизм звуков — термин, означающий то, что слышится одинаково, но
записывается по-разному в зависимости от ситуации.
|