ТЕОРИЯ
МУЗЫКИ
Свойства звука
|
Звукоряд.
Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон
|
Запись нот
|
Длительности нот
|
Нотный стан |
Ключи
|
Ключи. Обзор
|
Знаки альтерации
|
Энгармонизм звуков
| Ноты и клавиши
|
Пауза
|
Люфт-пауза
|
Сокращение
нотного письма
|
Ритм
|
Сильные доли
|
Темп
музыкального произведения
|
Динамические
оттенки
|
Синкопа
|
Триоли
|
Размер. Виды размера
|
Запись многоголосия
|
Мелизмы
|
Приёмы исполнения |
Расположение нот на грифе гитары |
Нотный тренажёр
Мелизмы
В главах
данного раздела мы рассмотрим мелодические фигуры, украшающие
мелодию. Называются такие фигуры мелизмами.
Что использовать, чтобы украсить мелодию?
Мелизмы исполняются за счёт длительности предыдущих нот, или
за счёт нот, которые мелизм украшает. По этой причине
длительность мелизма не учитывается в общей длительности такта
(т. к. не вносит изменений в общую длительность).
Мелизмы представляют собой вспомогательные звуки, которые,
чаще всего, находятся рядом с украшаемой нотой.
Мелизмы бывают следующих видов:
Форшлаг
Форшлаг — вид
мелизма, представляющий собой один или несколько коротких
звуков, стоящих перед основным (украшаемым) звуком. Форшлаг
бывает короткий и длинный. Рассмотрим оба вида отдельно.
Короткий форшлаг.
Может состоять из одного или нескольких звуков,
исполняемых перед основным звуком. Длительность форшлага
включается в длительность звука, находящимся перед основным
(украшаемым) звуком. Реже — в длительность украшаемого звука. На
этом вопросе остановимся чуть ниже.
Обозначение короткого форшлага.
Если короткий форшлаг состоит из одной
ноты, то его обозначение — маленькая восьмая нота с
перечёркнутым штилём: Короткий форшлаг. Если короткий форшлаг
состоит из нескольких нот, то его обозначают несколькими
маленькими шестнадцатыми нотами, штили не перечёркивают.
Короткий форшлаг.
Рисунок 1. Пример короткого
форшлага
Остановимся на вопросе исполнения короткого форшлага. В
литературе по данному вопросу можно найти три варианта
исполнения:
- за счёт длительности предыдущего звука;
- за счёт длительности украшаемого звука;
- за счёт длительности любого из звуков.
Разница в исполнении описана в первых двух пунктах: либо за
счёт предыдущего звука, либо за счёт украшаемого звука. Мы не
берёмся утверждать точно, как всё-таки правильно исполняется
форшлаг. Со своей стороны мы предлагаем вам самим услышать
разницу в исполнении.
Исполнение короткого форшлага за счёт
длительности предыдущего звука.
Рисунок 2. Исполнение короткого форшлага, вариант 1
Обратите
внимание, что нота короткого форшлага (блок «Исполнено»)
вынесена в предыдущий такт. В этом примере короткий форшлаг
исполнен за счёт длительности предыдущего звука (хоть его и
нет).
Исполнение
короткого форшлага за счёт длительности основного звука.
Рисунок 3. Исполнение короткого
форшлага, вариант 2
Долгий форшлаг.
Ещё называют «длинный форшлаг». Образуется с помощью
одного звука и исполняется всегда за счёт основного звука.
Обозначается маленькой нотой, но штиль не перечёркивается.
Длительность маленькой ноты указывается равной половине
длительности основного звука. Исполняется длинный форшлаг в
полном соответствии написанным длительностям. Если основная нота
указана с точкой, то длительность длинного форшлага составляет
2/3 длительности основного звука, а основной звук исполняется
длительностью 1/3 от своей длительности.
Группетто
Группетто - это
вид мелизма заключающийся в быстром исполнении определённой
последовательности нот, стоящей из основных и вспомогательных (в
данном случае, соседних) звуков.
Обозначение.
Группетто обозначается либо так:
,
либо так:
.
Если группетто обозначено знаком
,
то мелизм начинается с верхней вспомогательной ноты. Если
группетто обозначено знаком
,
то исполнение начинается с нижнего вспомогательного звука.
Если знак группетто стоит над нотой, то мелизм исполняется за
счёт длительности этой ноты. Если знак группетто стоит между
нотами, что мелизм исполняется за счёт длительности второй
половины первой ноты.
Если верхний вспомогательный звук необходимо исполнить,
используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят над
знаком группетто.
Если нижний вспомогательный звук необходимо исполнить,
используя случайный знак альтерации, то этот знак ставят под
знаком группетто.
Пример
группетто.
Рисунок 1. Пример обозначения и исполнения группетто
Чтобы избежать разночтений, многие композиторы предпочитают
прописывать группетто нотами, не сокращая нотную запись выше
описанным способом.
Мордент
Мордент - это
вид мелизма, мелодическая фигура которого состоит из трёх
звуков:
- Основной (высота звука совпадает с высотой украшаемого звука);
- Вспомогательный (если смотреть на клавиатуре фортепиано, то
этот звук находится рядом с украшаемым звуком - справа или слева
от него);
- Основной (это украшаемый звук).
По времени мордент играется за счёт украшаемого звука.
Обозначение.
Обозначается мордент следующим
образом:
- Если вспомогательный звук играется выше на секунду:
- Если вспомогательный звук играется ниже на сeкунду:
(волна перечёркнута вертикальной чертой)
Пример мордента:
Рисунок 1. В первом такте показано обозначение мордента, а во
втором - как нужно его играть.
Ещё пример
мордента:
Рисунок 2. В первом такте показано обозначение мордента, а во
втором - как нужно его играть.
Трель
Трель - вид
мелизма, мелодическая фигура которого состоит из двух быстро
повторяющихся звуков одинаковой длительности.
Один из звуков - основной (обозначен нотой, над которой стоит
знак трели), другой - вспомогательный (как правило, это
соседнийверхний звук).
Обозначение.
Знак трели ставится над нотой, обозначающей основной звук
трели. Обозначается трель либо так: , либо так: . Длительность
звучания трели равна длительности ноты, над которой стоит знак
трели.
Пример трели.
Рисунок 1. В первом такте указано обозначение трели, а во втором
- исполнение.
Иногда в конец трели добавляют нижний
вспомогательный звук.
Рисунок 2. В первом такте указано обозначение трели, а во втором
- исполнение.
Если у знака трели указан знак альтерации, то вспомогательный
звук берётся с учётом этого знака. Трель может начинаться с
основного звука (как в наших примерах), а также со
вспомогательного звука (как верхнего, так и нижнего). В этом
случае перед трелью указывают маленькую ноту, обозначающую
дополнительный звук:
Рисунок 3. В первом такте указано обозначение трели, а во втором
- исполнение.
В заключение добавим, что трель отличается от тремоло тем,
что в трели используются соседние звуки, а в тремоло возможно
использование любых двух звуков.
|