ТЕОРИЯ
МУЗЫКИ
Свойства звука
|
Звукоряд.
Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон
|
Запись нот
|
Длительности нот
|
Нотный стан |
Ключи
|
Ключи. Обзор
|
Знаки альтерации
|
Энгармонизм звуков
| Ноты и клавиши
|
Пауза
|
Люфт-пауза
|
Сокращение
нотного письма
|
Ритм
|
Сильные доли
|
Темп
музыкального произведения
|
Динамические
оттенки
|
Синкопа
|
Триоли
|
Размер. Виды размера
|
Запись многоголосия
|
Мелизмы
|
Приёмы исполнения |
Расположение нот на грифе гитары |
Нотный тренажёр
Триоли
Что нужно для
того, чтобы сделать мелодию более необычной, красивой?
Снова возвращаемся к длительностям нот. До этой статьи мы
рассматривали длительности, кратные двум. Есть ещё вариант
обозначения «дробных» длительностей. Это важная тема, но
простая.
Триоли.
Давайте рассмотрим рисунок (триоли обведены красными
квадратами):
Рисунок 1. Триоли
Обратите внимание: все длительности нот в примере одинаковые
— восьмые. Их в такте (при размере 4/4) должно быть 8 штук. А у
нас их 10. Фокус как раз в том, что мы используем триоли. Вы уже
обратили внимание на красные квадраты. В них по 3 восьмых ноты.
Тройки нот объединены скобкой с цифрой 3. Это и есть триоли.
Давайте разберёмся с длительностью триоли. Простой способ
расчёта длительности заключается в следующем. Смотрим
длительность каждой ноты в триоли: восьмая ().
Ноты триоли играются так, чтобы равномерно сыграть 3 ноты за
время, отведённое двум нотам. Т.е. каждая нота приведённой в
примере триоли звучит несколько короче (на 1/3), чем обычно
положено восьмой длительности. Именно поэтому мы в примере
сначала играем по 2 ноты, а потом переходим к триолям: Вы
услышите, что временной интервал между акцентированными нотами
одинаков!
Смотрим на рисунок:
Рисунок 2. Длительности триоли
Триоль содержит
3 восьмых ноты. По длительности они звучат также, как 2 восьмых
или 1 четверть.
Следует отметить, что в триолях могут присутствовать паузы.
Длительность паузы будет измеряться так же, как и длительность
ноты, входящей в триоль.
Рисунок 3. Паузы в триолях
Разобрались
более или менее с триолями? Давайте рассмотрим ещё 1 пример. За
основу возьмём шестнадцатые. Длительность триоли будет
соответствовать двум шестнадцатым или одной восьмой, что одно и
то же.
Рисунок 4. Пример триолей
Так же, как и в предыдущем примере, мы сначала играем ноты
парами, а затем триолями. Здесь мы также расставили акценты и
также играем тарелками. Звуковой пример достаточно быстрый
(всё-таки, это шестнадцатые ноты), поэтому (чтобы легче понять)
мы рисуем на картинке партию барабана. В ключе две вертикальные
черты — это ключ для партии ударных инструментов. Крестиками
обозначены удары по тарелкам, длительности такие же, как и в
обычном нотном письме.
На слух ясно слышно, что триоли играются быстрее. На рисунке
партии ударных видно, что расстояния между ударами по тарелкам
(и акцентированными нотами) — одинаковые. Акцент ставится
равномерно.
Теперь вы знаете, что такое триоли, как они обозначаются, как
играются. Как правило, говорят, что триоль образуется от деления
основной длительности на три части вместо двух. Далее в статье
будем пользоваться именно таким определением.
Квинтоль.
Квинтоль образуется от деления основной
длительности на 5 частей вместо 4-ёх. Всё — по аналогии с
триолью. Обозначается так же, как и триоль, только ставится
цифра 5:
Рисунок 5. Квинтоль
Приводим пример квинтоли:
Рисунок 6. Пример квинтоли
Секстоль.
Секстоль образуется от деления основной
длительности на 6 частей вместо 4-ёх. Всё — по аналогии. Не
будем перегружать статью уже заранее понятными примерами.
Септоль.
Септоль образуется от деления основной
длительности на 7 частей вместо 4-ёх.
Дуоль.
Дуоль образуется от деления основной
длительности с точкой (например:
)
на 2 части.
Квартоль.
Квартоль образуется от деления основной
длительности с точкой на 4 части.
Довольно редко, но встречаются деления и на более мелкие
части: на 9, 10, 11 и т. д. В качестве «основной длительности»
для деления может выступать нота любой длительности
Итоги.
Вы познакомились с триолями (квинтолями и др.),
поняли, что это такое, знаете их обозначения и представляете
себе, как они звучат.
|