ТЕОРИЯ
МУЗЫКИ
Свойства звука
|
Звукоряд.
Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон
|
Запись нот
|
Длительности нот
|
Нотный стан |
Ключи
|
Ключи. Обзор
|
Знаки альтерации
|
Энгармонизм звуков
| Ноты и клавиши
|
Пауза
|
Люфт-пауза
|
Сокращение
нотного письма
|
Ритм
|
Сильные доли
|
Темп
музыкального произведения
|
Динамические
оттенки
|
Синкопа
|
Триоли
|
Размер. Виды размера
|
Запись многоголосия
|
Мелизмы
|
Приёмы исполнения |
Расположение нот на грифе гитары |
Нотный тренажёр
Ритм
Что необходимо знать для того,
чтобы ясно чувствовать ритм музыки?
Если вы проработали предыдущий материал, то можно вас
поздравить: основную часть нотного письма вы уже освоили! Теперь мы начинаем
изучать не менее важную тему: ритм и всё, что с ним связано. Итак:
Ритм.
Вы уже знаете, что у звука (ноты) есть важное для музыки
свойство: длительность. Также в предыдущих уроках мы рассматривали в качестве
примеров части мелодий. Буквально 1 — 2 такта, но этого достаточно, чтобы
убедиться, что ноты играются последовательно, как написаны: слева направо.
Последовательное построение длительностей звуков (нот) называют ритмом
(прочитайте по очереди, слева направо длительности мелодии, представленной ниже
— это и будет ритмом).
Длительности звуков (нот) могут объединяться в так называемые
ритмические группы, фигуры. В данном примере красными скобками выделены
ритмические группы:
Рисунок 1. Ритмические группы
Акцент.
Прослушивая песню, человек часто отстукивает ритм ногой,
ритмично покачивает головой, пританцовывает. Человек может двигаться «в такт»
музыке, потому что музыка как бы равномерно пульсирует. Звуки (ноты), на которые
выпадает такая пульсация (т.е. тот самый момент, когда человек, к примеру,
делает одно движение головой под музыку) — это акцентированные ноты. А
само такое выделение звуков называется акцентом. Часть такта, которая
содержит акцентированные звуки, называется сильной долей. Части такта, не
имеющие акцентов, называются слабыми долями.
Как правило, самый сильный акцент приходится на первую долю
такта. Второй по силе — на середину такта. Самая слабая доля выпадает на конец
такта. На рисунке мы показали сильные и слабые доли такта при размере 4/4.
Давайте рассмотрим их.
Рисунок 2. Акцентированные ноты
Обратите внимание: под некоторыми нотами есть знаки, которые
мы ещё не изучали. Знаком «»
обозначают акцентированную ноту. Знаком «»
обозначают сильно акцентированную ноту. Вместе с мелодией простучите её ритм. Вы
будете отстукивать акцентированные и сильно акцентированные ноты.
Метр.
На рисунке 2 сильные и слабые доли равномерно чередуются.
Такое чередование называют метром.
Размер.
В одном из первых разделов мы вкратце коснулись понятия
размер произведения. Напоминаем: размер — это то, что на рисунках данного
урока обозначено, как «4/4» (справа от скрипичного ключа). Сейчас мы можем дать
уже вполне научное определение термину «размер произведения».
Снова вернёмся к рисунку 2. Смотрим на ноты слева направо,
начиная с самой первой (нота «ре»). Под ней стоит знак «сильно акцентированная
нота». Длительность ноты — четверть. Получается, что это сильная доля
длительностью в четверть. Далее идёт слабая доля. Длительность — тоже четверть.
Затем сильная доля и слабая доля. Длительность каждой составляет четверть. В
итоге у нас в один такт укладывается 4 доли длительностью в четверть каждая.
Именно это и записано при ключе: 4/4 (первая, то есть верхняя на нотном стане
цифра «4» обозначает количество долей в такте, вторая цифра «4» — длительность
каждой доли, поэтому мы читаем размер так: «четыре четверти»).
Такт.
Вы уже знаете, что такое такт. Обратите внимание, что
такт — это ещё и отрезок музыкального произведения от сильной доли до следующей
сильной доли. Теперь вы знаете полное определение такта.
Затакт.
Если музыка начинается со слабой доли, то самый первый
такт — неполный. Это затакт. Как правило, последний такт будет неполным ровно
настолько, чтобы сумма длительностей первого и последнего тактов составляла
ровно такт. Заметим, что затакт может встречаться и в середине произведения.
Пример затакта:
Рисунок 3. Затакт
Чтобы было проще услышать затакт, мы добавили к музыкальному
сопровождению этого рисунка ещё одну дорожку. На рисунке она не отображена.
Первый такт — неполный. Общая длина его — четверть (сумма двух восьмых). Это и
есть затакт. А последний такт (половина с точкой) дополняет первый так, что
суммарная длительность обоих тактов равняется 4/4 (целой ноте).
Итоги.
В этой статье мы дали много материала. Если что-то
недопоняли — не расстраивайтесь. В дальнейшем мы будем снова использовать
изученные понятия и, при необходимости, комментировать их. Так что разберёмся!
Вы теперь знаете такие понятия, как ритм, сильные и слабые
доли, затакт.
|