ТЕОРИЯ
МУЗЫКИ
Свойства звука
|
Звукоряд.
Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон
|
Запись нот
|
Длительности нот
|
Нотный стан |
Ключи
|
Ключи. Обзор
|
Знаки альтерации
|
Энгармонизм звуков
| Ноты и клавиши
|
Пауза
|
Люфт-пауза
|
Сокращение
нотного письма
|
Ритм
|
Сильные доли
|
Темп
музыкального произведения
|
Динамические
оттенки
|
Синкопа
|
Триоли
|
Размер. Виды размера
|
Запись многоголосия
|
Мелизмы
|
Приёмы исполнения |
Расположение нот на грифе гитары |
Нотный тренажёр
Ключи
Как без труда понять, какому
звуку соответствует расположение ноты на нотном стане?
Ключ.
Ключ - элемент нотного письма, который определяет
расположение нот на нотном стане. Ключ указывает размещение одной из нот, от
которой отсчитываются все остальные ноты. Существует несколько видов ключей. Мы
рассмотрим 3 основных: Скрипичный ключ, Басовый ключ и Альтовый ключ.
Скрипичный Ключ.
Этот ключ указывает положение ноты Соль первой октавы:
Рисунок 1. Скрипичный ключ
Обратите внимание на красную
линию нотного стана. Её охватывает ключ своим завитком. Этим ключ указывает
расположение ноты соль. Для полноты картины мы нарисовали на нотном стане ноту.
Эта нота расположена на красной линии (которую обвивает ключ), значит, это нота
соль.
Все остальные ноты будут размещаться с учётом обозначенной
ключом ноты. Мы помним порядок основных ступеней: до - ре- ми - фа - соль - ля -
си. Давайте разместим эти ноты с учётом места ноты соль:
Рисунок 2. Ноты первой октавы в скрипичном ключе
На рисунке 2 мы разместили ноты
от до (самая первая нота, находится внизу на дополнительной линии) до си (на
центральной линии). Последний символ — пауза.
Басовый Ключ.
Указывает расположение ноты Фа малой октавы. Его
начертание напоминает запятую, кружок которой указывает линию ноты фа. Эту линию
мы снова выделили красным цветом:
Рисунок 3. Басовый ключ
Вот пример расположения нот до - ре - ми - фа -
соль - ля - си на нотном стане с басовым ключом Фа:
Рисунок 4. Ноты малой октавы в басовом ключе
Альтовый ключ.
Этот ключ указывает расположение ноты До первой октавы:
она находится на средней линии нотного стана (линия выделена красным цветом):
Рисунок 5. Альтовый ключ
Примеры.
Может возникнуть вопрос: «Почему нельзя обойтись
одним ключом»? Читать ноты удобно, когда большинство нот располагается на
основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу. Кроме
того, мелодия таким образом записывается компактней. Рассмотрим пример
использования ключей.
Мелодия из телепередачи «В гостях у сказки», первые 2 такта.
В Скрипичном ключе Соль эта мелодия выглядит так:
Рисунок 6. Мелодия «В гостях у сказки» в
скрипичном ключе
А вот так выглядит эта же
мелодия в Басовом ключе Фа:
Рисунок 7. Мелодия «В гостях у сказки» в басовом ключе
В Альтовом ключе До эта же
мелодия выглядит вот так:
Рисунок 8. Мелодия «В гостях у сказки» в альтовом ключе
В случае записи мелодии в ключе
Соль, ноты размещаются на нотном стане без дополнительных линеек. В басовом
ключе Фа мелодия полностью записана на дополнительных линейках, что усложняет и
чтение, и запись. В альтовом ключе большая часть мелодии записана на
дополнительных линейках. Это тоже неудобно.
И наоборот: если бас-партию записать в скрипичном или
альтовом ключе, то все или большинство нот будут располагаться на дополнительных
линейках. Таким образом, различные ключи облегчают чтение и запись низких или
высоких нот.
Отдельно отметим, что существуют и другие ключи. Они подробно
рассмотрены в рубрике «Ключи. Обзор».
Информация представлена
music-theory.ru
|