Каким может
быть размер музыкального произведения? Как разнообразить «пульс»
музыки?
Данный раздел содержит информацию о видах музыкального
размера.
Напомним: музыкальным размером (см .словарь) называют
количество долей определенной длительности, образующих такт.
Простые размеры.
Состоят из
простого, неделимого числа долей. Бывают
двухдольными и трёхдольными.
Рассмотрим каждый вид простого размера по отдельности.
Двухдольный простой размер. Размер, при котором сильные доли равномерно повторяются
через одну слабую долю, называют двухдольным. Т.е. сильная доля,
затем слабая доля, снова сильная, слабая и т.д. Примеры
двухдольных размеро: 2/2, 2/4, 2/8.
Размер 2/2 имеет собственное название: alla breve (читается:
aлла брeве), а также собственное обозначение:
.
Обратите внимание, что один такт при таком размере содержит
две доли: первая доля является сильной, вторая - слабой.
Трёхдольный простой размер. Размер, в котором сильные доли равномерно повторяются
через две слабые доли, называют трёхдольным. Примеры трёхдольных
размеров: 3/2, 3/4, 3/8, 3/16.
Обратите внимание, что один такт содержит три доли: первая
доля является сильной, вторая и третья - слабыми.
Группировка длительностей. В простых размерах длительности основных долей должны
быть отделены друг от друга:
Рисунок 1. Группировка
длительностей
Есть
исключения, например: если такт содержит ноты одной и той же
длительности, то их можно сгруппировать; размер 3/8 допускает
слияние основных долей.
Сложные размеры.
Сложные размеры
получаются в результате слияния двух или более простых
однородных размеров. Например, размер 4/4 можно представить как
слияние двух простых размеров 2/4 и 2/4.
- Четырёхдольные сложные размеры: 4/2, 4/4, 4/8.
- Шестидольные сложные размеры: 6/4, 6/8, 6/16.
- Девятидольные сложные размеры: 9/4, 9/8, 9/16.
- Двенадцатидольные сложные размеры: 12/8, 12/16.
Количество сильных долей в сложном размере соответствует
числу простых размеров, входящих в его состав.
Относительно сильные доли. Акцент на первой доле сложного размера всегда сильнее
акцентов остальных долей, в связи с чем первую долю называют
сильной долей, а остальные сильные доли — относительно
сильными долями.
Рисунок 1. Сильные и относительно сильные доли
На рисунке мы
видим сложный размер 4/4, составленный из двух простых размеров
2/4. Знаками акцента «>» обозначены ноты, которые соответствуют
сильным долям. Красным подчёркнута сильная доля — она первая в
такте, а синим — относительно сильная доля. Примечание: поскольку доля в нашем случае занимает одну
четверть, то и красной, и синей линиями подчёркнуты длительности
в одну четверть, чтобы обозначить долю.
Обратите внимание: сильные доли в сложном размере расположены
равномерно.
Группировка. При группировке нот в сложном размере объединяют ноты,
входящие в состав простого размера. Если такт содержит
единственную ноту, длительность которой равна длительности
такта, то можно:
- указать одну ноту длительностью в такт;
- указать отдельные ноты для каждого простого размера, объединив
их лигой.
Смешанные размеры.
Смешанные
размеры получаются в результате слияния двух или более простых
разнородных размеров. Например, размер 5/4 можно представить как
слияние двух простых размеров 2/4 и 3/4; а также наоборот: как
3/4 и 2/4.
Наиболее распространенные смешанные размеры:
- Пятидольные размеры: 5/4, 5/8.
- Семидольные размеры: 7/4, 7/8.
Количество сильных долей в смешанном размере соответствует
числу простых размеров, входящих в его состав. Вернёмся к
примеру с размером 5/4: поскольку он образован за счёт слияния
двух простых размеров, то и имеет две сильные доли.
В первом случае, когда размер 5/4 образован за счёт слияния
размеров 2/4 и 3/4, сильными долями будут первая (сильная доля
размера 2/4) и третья (сильная доля размера 3/4). Посмотрите на
Рисунок 1, всё станет ясно:
Рисунок 1. Смешанные размеры
Сильные доли на рисунке обозначены символом «>» (акцент).
Также на рисунке показаны размеры 2/4 и 3/4, из которых мы
получили 5/4.
Если же мы изменим порядок следования простых размеров, т.е.
сначала 3/4, а за ним 2/4, то сместим вторую сильную долю с
третьей на четвёртую (см. Рисунок 2):
Рисунок 2. Смешанные размеры
Из примеров
видно как важен порядок следования простых размеров в сложном:
именно он определяет расположение сильных долей. Также ясно, что
сильные доли расположены не равномерно.
Свойства смешанных размеров. В связи с неоднородностью простых размеров, составляющих
сложный размер, наблюдается следующее:
- важен порядок простых размеров, составляющих смешанный размер.
Именно этим порядком задаётся чередование сильных и относительно
сильных долей (заметим, что бывают случаи изменения порядка
простых размеров в сложном на протяжении одного и того же
произведения);
- чередование сильных и относительно сильных долей в смешанном
размере неравномерное.
Обозначение смешанного размера. Иногда, для удобства чтения, рядом с указанием основного
размера произведения в скобках пишут порядок простых размеров:
Рисунок 3. Пример обозначения
смешанных размеров
Группировка. Группируются ноты в смешанном размере также, как и в
сложном размере. Из-за разнородности простых размеров,
ритмические группы неравномерны.
Переменные размеры
ЁВ музыке бывает так, что размер меняется в пределах одного
произведения. В таком случае говорят, что произведение имеет
переменный размер. Сразу рассмотрим пример, из которого станет
всё ясно:
Рисунок 1. Переменные размеры
Изначально размер произведения установлен в 3/4. Начиная с
3-го такта, размер меняется на 5/4. А в 6-м такте размер
возвращается к исходному (3/4). Это произведение имеет
переменный размер.
В качестве повторения, обратите внимание: произведение имеет
репризы, триоли, диезы. В предпоследнем такте над закрывающимся
знаком репризы написано «3х» — это обязывает сыграть данный
отрывок 3 раза, а не 2, как обычно.
Итоги. Вы взяли на заметку, что размер может быть простым,
сложным, смешанным. По ходу произведения размер может меняться.
Это называется переменным размером. Также вы узнали больше о
группировке нот и акцентах.