ТЕОРИЯ
МУЗЫКИ
Свойства звука
|
Звукоряд.
Ступени звукоряда. Октава. Полутон. Тон
|
Запись нот
|
Длительности нот
|
Нотный стан |
Ключи
|
Ключи. Обзор
|
Знаки альтерации
|
Энгармонизм звуков
| Ноты и клавиши
|
Пауза
|
Люфт-пауза
|
Сокращение
нотного письма
|
Ритм
|
Сильные доли
|
Темп
музыкального произведения
|
Динамические
оттенки
|
Синкопа
|
Триоли
|
Размер. Виды размера
|
Запись многоголосия
|
Мелизмы
|
Приёмы исполнения |
Расположение нот на грифе гитары |
Нотный тренажёр
Знаки альтерации
Какие ноты существуют помимо 7
основных? Как обозначить их в письме?
Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:
Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
На рисунке 1 мы видим основные
7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами
до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно
слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша
находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши
смотреть:
Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
Теперь это соседство клавиш
рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо,
если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если
вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м
ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.
Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до
звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими
нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей (рисунок
2). Эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый
этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.
Диез.
Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук
чёрной клавиши выше (на полтона):
Рисунок 3. Повышение ноты «до» на 1/2 тона
Говорят, что нота (нота до)
повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение
ноты на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ноты до. Своего
собственного названия он не имеет, поэтому для его названия используют название
основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом
решётки. Посмотрите на рисунок 4:
Рисунок 4. Нота «до-диез»
На рисунке 4 обозначена нота
до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без
решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез (та самая чёрная клавиша между
клавишами до и ре).
Бемоль.
Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно
ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:
Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на 1/2 тона
Понижение основной ступени на
полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ноты, в
данном случае — ноты ре. Как и в случае диеза за основу берёт название основной
ноты. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже
на рисунке 6 приводим обозначение бемоля:
Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»
Вы уже поняли, что одна и та же
нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от
того, относительно какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали
внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с
нотой до и одновременно левее клавиши с нотой ре. Теперь понятно, что нашей
чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль — всё
зависит от того, какую ноту мы берём за основу.
Дубль-диез и дубль-бемоль.
Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон)
называют дубль-диезом
.
А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-бемолем
(Дубль-бемоль).
Используются нечасто. Просто знайте, что такое тоже есть.
Бекар.
Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается
решёткой, но несколько отличной от символа диеза. Посмотрите на рисунок 7 (в
каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар (Бекар):
Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом
Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре
(перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая
нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие
диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте звуковой файл.
Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух действие диеза, бемоля и
бекара.
Альтерация.
Описанное повышение и понижение звуков называют словом
альтерация.
Зона действия знаков альтерации.
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только
перед нотой, но также и при ключе. В этом случае действие знаков
распространяется на всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед
нотой, распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или
другие знаки альтерации — будьте внимательны!).
Итоги.
Главное, что вы должны понять в рамках данной рубрики
— что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль
(понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и
диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.
Информация представлена
music-theory.ru
|