Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

 

 

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ

 

 

 

Знаки альтерации

 

    Какие ноты существуют помимо 7 основных? Как обозначить их в письме?
    Рассмотрим октаву на клавиатуре фортепиано:

Рисунок 1. Октава на клавиатуре фортепиано
 

    На рисунке 1 мы видим основные 7 нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Обратите внимание: между белыми клавишами до и ре есть чёрная клавиша. Эта клавиша находится справа от до и одновременно слева от ре. Мы намеренно акцентируем этот момент: одна и та же клавиша находится либо справа, либо слева: всё зависит, от какой соседней клавиши смотреть:

Рисунок 2. Первая чёрная клавиша
 

    Теперь это соседство клавиш рассмотрим с музыкальной точки зрения. Если у вас есть фортепиано, будет хорошо, если вы проверите всё на практике, нажимая клавиши и слушая высоту звука. Если вы гитарист, то нота до у вас на 2-й струне 1-м ладу, нота ре на 2-й струне 3-м ладу, а «чёрная клавиша» между ними: 2-я струна 2-й лад.
    Итак: мы рассматриваем ноты в пределах одной октавы. Нота до звучит ниже ноты ре. Соответственно, нота ре звучит выше ноты до. И между этими нотами есть ещё одна нота, на клавиатуре представленная чёрной клавишей (рисунок 2). Эта клавиша расположена между белыми клавишами до и ре. Звук, издаваемый этой чёрной клавишей выше ноты до и одновременно ниже ноты ре.

Диез.
    Рассмотрим звук чёрной клавиши относительно ноты до. Звук чёрной клавиши выше (на полтона):

Рисунок 3. Повышение ноты «до» на 1/2 тона

 

    Говорят, что нота (нота до) повышена на полтона. Такое повышение называют словом диез. Запомните: повышение ноты на полтона называют словом диез. Этот звук — производная ноты до. Своего собственного названия он не имеет, поэтому для его названия используют название основной ступени. В данном случае это — до-диез. Обозначается диез символом решётки. Посмотрите на рисунок 4:


Рисунок 4. Нота «до-диез»

 

    На рисунке 4 обозначена нота до-диез. Обратите внимание на решётку перед нотой. Это и есть символ диеза. Без решётки — это нота до, а с решёткой — до-диез (та самая чёрная клавиша между клавишами до и ре).

Бемоль.
    Теперь рассмотрим ту же чёрную клавишу, но уже относительно ноты ре (рисунок 5). Звук «чёрной клавиши» ниже ноты ре на полтона:

Рисунок 5. Понижение ноты «ре» на 1/2 тона
 

    Понижение основной ступени на полтона называют словом бемоль. Этот звук — тоже производная ноты, в данном случае — ноты ре. Как и в случае диеза за основу берёт название основной ноты. Т.е. наша чёрная клавиша даёт звук, соответствующий ноте ре-бемоль. Ниже на рисунке 6 приводим обозначение бемоля:

Рисунок 6. Нота «ре-бемоль»
 

    Вы уже поняли, что одна и та же нота (чёрная клавиша) имеет разные названия (диез/бемоль), в зависимости от того, относительно какой ступени мы смотрим? В начале статьи мы акцентировали внимание на том, что одна и та же клавиша (чёрная) находится правее клавиши с нотой до и одновременно левее клавиши с нотой ре. Теперь понятно, что нашей чёрной клавише соответствует либо нота до-диез, либо нота ре-бемоль — всё зависит от того, какую ноту мы берём за основу.

Дубль-диез и дубль-бемоль.
   
Повышение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-диезом . А понижение основной ступени на 2 полутона (целый тон) называют дубль-бемолем (Дубль-бемоль). Используются нечасто. Просто знайте, что такое тоже есть.

Бекар.
    Бекар отменяет действие диеза или бемоля. Обозначается решёткой, но несколько отличной от символа диеза. Посмотрите на рисунок 7 (в каждом такте перед 3-й нотой стоит знак бекар (Бекар):

Рисунок 7. Пример с бемолем, бекаром и диезом


    Читаем ноты слева направо. Первый такт: до, ре-бемоль, ре (перед нотой стоит знак бекар — отменяем бемоль, который установила вторая нота), снова ре. Второй такт: ре, до-диез, до (знак бекара отменил действие диеза, установленного второй нотой), до. Внимательно послушайте звуковой файл. Ноты проигрываются в медленном темпе, уловите на слух действие диеза, бемоля и бекара.

Альтерация.
    Описанное повышение и понижение звуков называют словом альтерация.

Зона действия знаков альтерации.
   
Знаки альтерации (диез и бемоль) могут стоять не только перед нотой, но также и при ключе. В этом случае действие знаков распространяется на всё произведение. Действие знака альтерации, стоящего перед нотой, распространяется на такт (если в том же такте не появляются бекары или другие знаки альтерации — будьте внимательны!).

 

Для практикования этой и других тем - Интерактивная музыкальная обучалка. 

    Интерактивная музыкальная обучалка поможет познать азы музыки, независимо от того, есть ли у вас начальное музыкальное образование, или нет.  Вы узнаете название нот и их обозначение, как они записываются на нотоносце, поймете послушав, что они различаются по высоте. Узнаете какие бывают октавы. Узнаете понятие длительности ноты, (целые ноты = длятся четыре удара, половинные ноты = два удара, четвертные один удар, восьмые = две ноты на один удар, шестнадцатые = четыре ноты на один удар, триоли = три ноты на один удар, или на одну равную длительность, если триоли четвертные, то три ноты на одну половинную длительность и так далее),  длительности паузы (тишины). Узнаете что диез повышает ноту на половину тона, бемоль - понижает, бекар отменяет диезы и бемоли (знак отказа). Обратите внимание как записываются ноты, как увеличивает точка их на половину длительности, как лига на одних нотах удлиняет ноты (играется слитно).

   

 

Итоги.
   
Главное, что вы должны понять в рамках данной рубрики — что такое диез (повышение основной ступени на пол-тона) и что такое бемоль (понижение основной ступени на пол-тона). Бекар отменяет действие бемоля и диеза. Также обратите внимание на зону действия знаков альтерации.

 

Информация представлена music-theory.ru

Наверх

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

2009 - 2017  © Dmitry Teslov  © Golden Guitar Studio