Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

 

 

Дмитрий Теслов

СОЧИНЕНИЯ, транскрипции, аранжировки ДЛЯ ГИТАРЫ, нотные издания 

 

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы

Выпуск VI. ДУЭТЫ
Подбор материала, составление и редакция – Дмитрий Теслов

 

Скачать

 

 

    В сборники - нотные издания серии «Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы» включены произведения для ансамблей шестиструнных гитар различных составов, рассчитанные на изучение: учащимися ДМШ, ДШИ, студентами музыкальных учебных заведений различного уровня, любителями гитары.
    Понятие «лёгкие пьесы» объясняется следующими характеристиками музыкального материала: возможность исполнения ряда сочинений исполнителями, не так давно взявшими в руки гитару; достаточно понятное для слухового восприятия, как мелодико-гармоническое, так и ритмическое изложение; а также все композиции будут интересны для начинающих с точки зрения художественной ценности и смогут украсить любой концерт.
    Отличительной особенностью сборников является то, что в них публикуются пьесы не только композиторов-классиков, но и современных авторов, не известные широкому кругу учащихся, преподавателей. В связи с этим данные нотные издания рекомендуются в качестве методических пособий педагогам образования различного уровня.
    В шестой выпуск входят сочинения для дуэта гитар.
    А теперь информация о некоторых произведениях издания.
Открывает его сочинение «Kemp’s Jig» («Джига Кемпа»), датированное 1599 годом. «Джига» (англ. jig) — быстрый старинный британский танец кельтского происхождения. Музыкальный размер 3/8, 6/8, 9/8 или 12/8 (в зависимости от разновидности). В настоящее время джига является одной из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев. Жига — быстрый барочный танец, произошёл от британской джиги. Интересна история джиги. В XII веке жигой называлась маленькая скрипка, на которой играли музыку для танцев; один из которых и получил своё название от этого инструмента. Первоначально джига была парным танцем, однако среди моряков распространилась в качестве сольного, очень быстрого танца комического характера. Уильям Шекспир в своих пьесах подчёркивал скоморошный характер джиги. Вскоре джига проникла и в профессиональную музыку. Пьесы под этим названием встречаются в английских лютневых сборниках XVI века. B XVII веке джига вошла в танцевальный быт многих стран Западной Европы, хотя в разных странах её развитие шло по-разному. На рубеже XVII—XVIII веков общеевропейское значение приобрела итальянская джига. Именно она вошла в качестве заключительной части в предклассические сонаты и сюиты Арканджело Корелли, Антонио Вивальди, Ж. Ф. Рамо. Финал Бранденбургского концерта № 5 Баха, не имея обозначения джиги, также обнаруживает присущий этому танцу характер. Вытесненная из европейского салонного быта новыми танцами (менуэт, гавот и другими), джига на протяжении XVIII века постепенно утрачивает значение и в профессиональной музыке. В дальнейшем джига бытовала главным образом в народе, удачно сохранившись до наших дней в Ирландии и Шотландии. В XX веке некоторые композиторы вновь обращаются к джиге, как к музыкальному жанру. B их числе Клод Дебюсси («Образы», 1912), И. Ф. Стравинский («Концертный дуэт», 1932; септет, 1952-53), Макс Регер (op. 36, 42, 131c), Арнольд Шёнберг (op. 25 и 29).
    Мюзет из цикла «Пьесы для клавесина. 1-я часть» (1724 г.), автор - Ж. Ф. Дандриё. (Dandrieu, d'Andrieu) Жан Франсуа (1682 г., Париж – 1738 г., там же) - французский клавесинист, органист и композитор. Служил органистом в парижских церквях Сен-Мерри и Сен-Бартельми, с 1721 г. - также в придворной капелле. Среди сочинений Дандриё: «Книга трио-сонат» (1705 г.), 3 сборника пьес для клавесина (1724, 1728 и 1734 гг.), «Книга пьес для органа» (изд. 1739 г.), 2 сборника трио-сонат и сонат для скрипки с бассо континуо, оффертории и другие. Дандриё написал «Руководство по аккомпанементу на клавесине» («Principes de l'accompagnement de clavecin», 1716 г.). Мюзет - французский старинный народный танец. Музыкальный размер - 2/4, 6/4 или 6/8. Темп быстрый. Исполняется под аккомпанемент мюзета (волынка, от старофранцузского muse – дудка, отсюда и название). В XVIII веке вошёл в придворные оперно-балетные дивертисменты.
    Соната для фортепиано №14 до-диез минор, ор. 27, № 2 («Лунная») — музыкальное произведение, написанное немецким композитором Людвигом ван Бетховеном в 1800—1801 годах. «Лунной» первую часть сонаты (Adagio sostenuto) назвал музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году, уже после смерти автора — он сравнил это произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером». Соната посвящена 18-летней Джульетте Гвиччарди, которой Бетховен в 1801 году давал уроки музыки. Композитор был влюблён в юную графиню и хотел на ней жениться.
    Немного о представленном в данной книге сочинении Allegretto, или второй части сонаты. Вот что пишет Генрих Нейгауз («Об искусстве фортепианной игры»): «Утешительное» настроение второй части у недостаточно чутких учеников легко переходит в увеселительное скерцандо, в корне противоречащее смыслу произведения. Я слышал десятки, если не сотни раз такую трактовку. В таких случаях я обычно напоминаю ученику крылатое словцо Листа об этом аллегретто: «Это цветок между двух пропастей», и стараюсь ему доказать, что аллегория эта не случайна, что она удивительно точно передает не только дух, но и форму сочинения, ибо первые такты мелодии напоминают поневоле раскрывающуюся чашечку цветка, а последующие — свисающие на стебле листья. Прошу помнить, что я никогда не «иллюстрирую» музыку, то есть в данном случае я не говорю, что эта музыка есть цветок, — я говорю, что она может вызвать духовное, зрительное впечатление цветка, символизировать его, подсказать воображению образ цветка».
    Далее, композиция «Mattinata» («Маттината», перевод с итальянского - «Утро») - первая песня, впервые написана специально для компании Gramophone Руджеро Леонкавалло в 1904 году, была посвящена итальянскому оперному тенору Энрико Карузо, который первым записал ее в 1904 году вместе с композитором, с аккомпанементом на фортепиано. С тех пор это произведение стало излюбленным номером в концертах. Спустя более полувека эта песня была записана итальянским тенором Серхио Франчи на его американском дебютном альбоме «Романтические итальянские песни» (1962 г.). Всего за три месяца альбом поднялся на 17-е место в рейтинге 200 самых популярных музыкальных альбомов в Соединенных Штатах «Billboard Top 200».
    Произведение «I dreamt that I dwelt in marble halls» («Мне снилось, что я живу в мраморных залах») из оперы «The Bohemian Girl» («Цыганка») композитора Майкла Уильяма Балфа (15 мая 1808 г., Дублин — 20 октября 1870 г., Хартфордшир). Автор — ирландский оперный певец, композитор, известный, в частности, оперой «Цыганка» («The Bohemian Girl») и кантатой «Мазепа». После короткой карьеры скрипача Балф начал заниматься композиторским творчеством. За свою успешную карьеру, которая охватывает более 40 лет, он создал 38 опер, около 250 песен и другие работы. Он также был известен как дирижёр, руководил оперой Её Величества.
    Завершают книгу три мазурки Ф. Шопена. В 1845 году Шопен написал и опубликовал мазурки ор.59, продолжающие характерную линию трансформации и распада романтико-реалистических основ этого шопеновского жанра. Построение ор.59 типично, поскольку печальное, тревожное и грустно-примиренное «окаймляет» светло-жизнерадостное. Но и последнее лишено теперь былой силы и упругости. Контрасты сглаживаются в лирической созерцательности — радость утрачивает задор и порыв, а скорбь — драматическую страстность.
    Мазурка Op.59 No.1. Примечательна модуляционная, ритмическая и фактурная аморфность. Все в этой мазурке звучит как-то необычно, будто принужденно. Тема весьма фольклорна, но простота и ясность ее контуров быстро стираются. Почти повсюду эмоциональная «нейтральность» интонаций и целый ряд моментов надуманности. Во многих местах заметно характерное «импрессионистское» выделение отдельных изысканных гармоний как образов мимолетных душевных движений.
    Мазурка Op.59 No.2. Несравнимо искреннее и теплее предыдущей, с ясным и простым мелосом почти сплошного куявяка. Куявяк— польский народный танец. Возник в Куявии. Впервые название «куявяк» отмечено в 1827 году. Народное название танца — «spiacy» (русский -спящий, сонный). Первая музыкальная обработка куявяка была осуществлена около 1830 года. Наиболее известны обработки танца композитором Генриком Венявским). Б. Асафьев верно улавливает черты эмоционального развития в этой мазурке от «приветливо» звучащего начала к музыке с «властными акцентами, как речь возбужденная, полная упреков». Остается, впрочем, добавить, что эти переходы не резки и не нарушают общего эмоционального тонуса. Характерны черты позднего Шопена — особенно пассивно-созерцательная мерность движения.
    Мазурка Op.59 No.3. Глубоко выразительна и очень характерна для последнего периода творчества Шопена. Печали и волнению, убеждающим и молящим интонациям противопоставлена скорбно-просветленная примиренность. Подголосочная полифония развита. Сверх того — целый канонический фрагмент в тактах 99-102. Изумительны гибкость и сглаженность, текучесть тем (при мягкости, но не слабости контрастов). В тактах 31-32 — динамическая подголосочная полифония (сравни еще мазурку ор. 24 № 4). Такт 45 и дальше — смена первой, тоскующей темы второй темой, светлой и ласкающей, но столь же пассивной. Такт 115 и дальше — жалобно тоскливый секвенционный подъем (с перекличкой голосов), безвольно смиряющийся, опадающий. А возврат ласкового заключения второй темы как бы успокаивает, утешает к концу мазурки. В последних восьми тактах появляется еще и новый оттенок — спокойной и гордой рассудительности (недаром тут можно усмотреть превращение мазурки в полонез).

 

Примеры страниц:

     

 

Другие нотные сборники Дмитрия Теслова:

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск I. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск II. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск III. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск IV. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск V. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск VII. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск VIII. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск IX. Дуэты

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск I

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск II

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск III

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск IV

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск V

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VI

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VII

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VIII

"Детский альбом". Лёгкие пьесы и аранжировки для дуэта шестиструнных гитар

"И.С. Бах. Пятнадцать двухголосных инвенций. Транскрипции для дуэта гитар"

"Альбом года" (сочинения для шестиструнной гитары)

"Гармония Звёздного Неба"

"El Vito Fantasie"

 

Наверх

 

 

 

 

 

  

 
 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2018 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio