Golden Guitar Studio - сайт классической гитары, проект Дмитрия Теслова | Dmitry Teslov Project

Выпадающее меню Выпадающее меню Выпадающее меню

Главная - Дмитрий Теслов: сочинения, транскрипции, аранжировки для гитары, нотные издания - Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы

Выпуск X. ТРИО

Подбор материала, составление и редакция – Дмитрий Теслов

 

Ссылка для скачивания - после текста "ВВЕДЕНИЕ"

 

 

ВВЕДЕНИЕ


    В сборники - нотные издания серии «Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы» включены произведения для ансамблей шестиструнных гитар различных составов, рассчитанные на изучение: учащимися ДМШ, ДШИ, студентами музыкальных учебных заведений различного уровня, любителями гитары.
    Понятие «лёгкие пьесы» объясняется следующими характеристиками музыкального материала: возможность исполнения ряда сочинений исполнителями, не так давно взявшими в руки гитару; достаточно понятное для слухового восприятия, как мелодико-гармоническое, так и ритмическое изложение. Все композиции будут интересны для начинающих с точки зрения художественной ценности и смогут украсить любой концерт.
    Отличительной особенностью сборников является то, что в них публикуются пьесы не только композиторов-классиков, но и современных авторов, не известные широкому кругу учащихся, преподавателей. В связи с этим данные нотные издания рекомендуются в качестве методических пособий педагогам образования различного уровня.
    В десятый выпуск входят сочинения для трио гитар.
    А теперь кратко о некоторых произведениях книги.
    И. С. Бах. Хорал «Иисус - радость людей долгожданная!». Из Кантаты «Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью». Сама Кантата написана на праздник Посещения Пресвятой Девой Марией святой Елисаветы в 1717 году.
    И. С. Бах. Ария из сюиты №3 для оркестра, BWV 1068. Произведение для оркестра, состоящего из: гобоев, труб, литавр, струнных и генерал-баса, написано в районе 1717-1723 годов. Состоит из нескольких частей: Увертюра, Ария, Гавоты I и II, Бурре, Жига. Интересно, что название «Air», в переводе - не «воздух» (по-английски), а «ария» (не песня и часть оперы, а музыкальный жанр) по-французски. История превращения «Арии» в «Воздух»: в XIX веке немецкий скрипач-виртуоз Август Вилхелмдж (часто называемый немецким Паганини) сделал свою аранжировку сюиты Баха, переложив её так, что всю сюиту надо было играть на одной струне скрипки. Эта аранжировка стала очень популярной под названием «Air in G string» («Ария» на струне «соль»). Вилхелмдж дал воистину вторую жизнь сюите, и она стала обязательной частью репертуара скрипачей. Из этого названия уже «air» запомнился в виде «воздуха», до которого часто и сокращают название не только аранжировки, но и всей оригинальной сюиты.
    Г. Ф. Гендель Чакона HWV 485. «Чакона» (исп. chacona, итал. ciaccona) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабанды, фолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина используются в одинаковом смысле. В эпоху барокко — популярная инструментальная пьеса. Представляет собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу (basso ostinato); верхние голоса при этом разнообразно варьируются.
    И. Пахельбель Канон. Иоганн Пахельбель (нем. Johann Pachelbel, 1 сентября 1653 года, Нюрнберг — 3 марта 1706 года, там же) — немецкий композитор и органист. Творчество Пахельбеля — одна из вершин южнонемецкой органной музыки периода барокко. Наиболее значителен вклад Пахельбеля в развитие протестантской церковной музыки. Широкой публике Пахельбель известен как автор Канона Ре мажор, по которому сложно представить себе его стиль в целом. Также хорошо известны Чакона фа минор, Чакона ре минор и Токката до минор для органа, а также клавирная сюита (арии с вариациями) «Гексахорд Аполлона» («Hexachordum Apollinis»). Канон Пахельбеля (также известный как «Канон в ре мажоре» (нем. Kanon und Gigue in D-Dur, англ. Canon and Gigue in D major for three Violins and Basso Continuo) является самым знаменитым произведением данного композитора. Первоначально оно было написано для трёх скрипок и генерал-баса. Точная дата создания неизвестна, согласно одному из предположений, «Канон» был создан в 1694 году; впервые опубликован в 1919 году. Канон использует комбинацию строгой полифонической формы (канон) и вариационную форму, где три голоса объединяются в канон, а четвёртый голос, генерал-бас, играет самостоятельную тему. Интересно, что аккордовая последовательность из «Канона Ре мажор» была использована в шлягере «Go West» диско-группы «Village People» (1979 год); Гимн СССР также содержит фрагмент из канона.
    Т. Арбо «Дин-дон, радость в небесах» (1588 год). Туано Арбо (фр. Thoinot Arbeau, анаграмма имени и фамилии Жан Табуро (Jehan Tabourot); 17 марта 1520, Дижон — 23 июля 1595, Лангр) — французский священник, писатель и композитор.
    Вот текст самой песни:
«Дин-дон, радость в небесах,
Звон медный торжествует.
Дин-дон, празднество в сердцах,
И ангелы ликуют.
Дин-дон, перезвон поёт
Историю Рожденья.
Дин-дон, с неба к нам идёт
Сын Божий во спасенье.
Дин-дон, радость в небесах,
Звон медный торжествует.
Дин-дон, празднество в сердцах,
И ангелы ликуют».

    Д. Доуленд «Лейтесь, мои слезы». Джон Дауленд, также Доуленд (англ. John Dowland; 2 января 1563 — похоронен 20 февраля 1626, Лондон) — английский композитор и лютнист. Оригинальное (старинное) произношение первого слога в слове Dowland (судя по некоторым свидетельствам XVI—XVII веков) предполагало дифтонг «oу» (как в слове know). В современном англоязычном мире утвердилось произношение имени через дифтонг «ау» (как в слове now). О детстве и юности Дауленда почти ничего не известно. В 1580 году состоял на службе у британского посла в Париже; там же крестился как католик. Вернулся в Англию около 1584 года; в 1588 году в Оксфордском университете (в колледже Christ Church) получил степень бакалавра музыки. В 1594 году безуспешно претендовал на должность лютниста при елизаветинском дворе, после чего отправился в Рим, где рассчитывал пообщаться со знаменитым композитором (и лютнистом) Лукой Маренцио. По дороге в Италию посетил ряд германских аристократических дворов — в Вольфенбюттеле и Касселе. Приехав во Флоренцию, он оказался вовлечённым в круг английских католиков в изгнании, которые плели заговор против королевы Елизаветы. Дауленд не хотел иметь с ними ничего общего. Он отказался от идеи встретиться с Маренцио в Риме и немедленно отправился в обратный путь (с остановкой в Нюрнберге); вероятно, в 1596 году он вновь оказался в Англии. В 1597 году вышел из печати первый сборник сочинений Дауленда «The First Booke of Songes», на титуле которого автор рекомендует себя как «бакалавр музыки обоих университетов». В 1598—1606 годах Дауленд занимал пост лютниста при дворе короля Дании Кристиана IV, где получал щедрое жалованье. В 1609 году в Лондоне был издан переведённый Даулендом с латыни трактат «Микролог о практической музыке» Андреаса Орнитопархуса (лат. «Musicae activae micrologus»; 1517 год). С 1612 года до конца дней Дауленд — лютнист при дворе Якова I. С 1621 на него начинают ссылаться как на «доктора Дауленда»; однако, где и при каких обстоятельствах композитор мог получить учёную степень, неясно. Большая часть музыки Дауленда создана для лютни. Это несколько сборников сольных пьес (преимущественно с танцевальной основой: паваны, гальярды, аллеманды, жиги, граунды и другие, всего более 110), песни («арии») для голоса и лютни, консорты (в том числе, с участием лютни). «Консорт» - термин, вероятно, возник, как искажение французского concert или итальянского concerto. Музыка для консорта (англ. consort music) — важная составляющая часть в жанрово-стилистическом диапазоне музыки английского Ренессанса и барокко. В инструментальной музыке Дауленда нередки обработки известных («народных») мелодий. Общее настроение музыки Дауленда грустно-мечтательное, даже меланхоличное. Характерно название одной из его пьес Semper Dowland, semper dolens (лат. «Всегда Доуленд, всегда скорбящий»), заголовок основан на паронимической близости звучания Dowland и лат. dolens. Самое известное сочинение Дауленда «Lachrimae» (лат. «слёзы») было создано автором в трёх редакциях — для лютни (первоначальная версия), затем как песня «Лейтесь, мои слёзы» («Flow my tears»; 1600 год) и, наконец, обработана для консорта. В 1604 году он опубликовал сборник консортной музыки под названием «Lachrimae or Seaven Teares (21 пьеса), который открывается семью «слёзными» паванами с похожими латинскими заголовками. Дауленд — по преимуществу светский композитор. Среди немногих духовных сочинений наиболее интересен сборник сольных и ансамблевых песен (англ. part-songs) «Утешение странника» («A pilgrimes solace»; 1612 год). Обработки псалмов (38, 100, 104, 130, 134), представляющие собой короткие пьесы с распевом текста в упрощённой моноритмической фактуре, предназначены для богослужебного (англиканского) обихода. В такой же стилистике выдержан сборник «Ламентации г-на Генри Ноэля» («Mr. Henry Noell Lamentations», для вокального ансамбля; 1597 год), в который вошли английские метрические (свободные) переложения «Miserere», «De profundis» и других псалмов. Полного тематико-систематического каталога сочинений Дауленда (по состоянию на данный момент) не существует. Лютневые сочинения Дауленда принято идентифицировать по изданию Дианы Пултон (например, «Melancholy Galliard», P25). Музыка Дауленда на протяжении XX века пережила второе рождение — как в связи с общим ростом интереса к музыкальной культуре Возрождения и барокко, так и благодаря расширению репертуара академической гитары за счёт лютневой музыки. В 1976-1980 годах полное собрание сочинений Дауленда записал британец Энтони Рули (Rooley) с ансамблем «The Consort of Musicke», при участии приглашённых музыкантов. Музыку Дауленда неоднократно использовал Бенджамин Бриттен. Он дважды обработал знаменитую песню Дауленда «Lachrimae» (для альта с фортепиано и для альта с оркестром). В основу «Ноктюрна» (для гитары, 1963; посвящён гитаристу и лютнисту Джулиану Бриму) Бриттен положил другую песню Дауленда «Come, heavy sleep». В 2006 г. Стинг совместно с боснийским лютнистом Э. Карамазовым выпустили альбом «Songs from the Labyrinth» («Песни из лабиринта»), программу которого составили преимущественно лютневые сочинения Дауленда.
Интересно, что в честь Дауленда назван кратер на планете Меркурий.
    А теперь текст самой песни «Лейтесь, мои слезы»:
Лейтесь слезы мои, ты источник для них,
Изгнан я, так позволь мне скорбеть,
Там, где птицы ночной голос злобный затих,
Там желал бы я место иметь
Пусть погаснут огни, пусть не светят они!
Недостаточно ночь здесь темна,
Тем, кто взялся оплакать потери свои.
Тем мешает скорбеть свет сполна.
Пережить не смогу той беды никогда,
Сожалений остыл уже след,
Только слезы и стон мои дни как вода
Наполняют, а радости нет
С высочайшего шпиля счастливой судьбы
Я низринут фортуной своей.
Только боль, только страх, и напрасны мольбы,
Нет надежды в пустыне моей
Эй, послушайте, тени, в свою череду,
Презирайте вы света силки
Счастья, счастья всем тем, кто в аду,
Даже миру всему вопреки.

    М. Понсе «Эстреллита» («Звездочка»). Мануэль Мария Понсе Куэльяр (исп. Manuel María Ponce Cuéllar, 8 декабря 1882 — 24 апреля 1948 года) — мексиканский композитор и музыкальный педагог. На многие из его произведений сильно повлияли гармония и форма традиционных песен. Понсе писал музыку для сольных инструментов, камерных ансамблей и оркестров. Его работы для фортепиано и гитары по числу превосходят всё остальное множество известных произведений, посвящённых другим сольным инструментам. Также Понсе взаимодействовал со многими важными артистами мексиканской вокальной сцены, им написано большое количество песен. Важная группа произведений Понсе была ранее не известна общественности, пока его самопровозглашенный преемник Карлос Васкес, мексиканский исполнитель фортепианной музыки и педагог, который учился вместе с Понсе, не объявил, что сохранил большую часть оригинальных рукописей и передал большинство из них в дар Национальной школе музыки в Мехико. Будучи совершенно неординарным человеком, Понсе был еще и величайшим мистификатором. Его классическую сонату для гитары, например, еще в 2000-х относили к сочинениям знаменитого в свое время лютниста Людвига Вейсса, пока каким-то образом все не открылось. И совсем непонятная история с 24-мя прелюдиями, которые исполнялись под разными именами, в том числе и Андресом Сеговия. Одну из мелодий Понсе в различных обработках всё ещё можно слышать сегодня в композиции «Estrellita» (1912 год).
    Ф. Мендельсон «Весенняя песнь» из цикла «Песни без слов», Тетрадь 5, Op. 62 (1842—1844 годы), №6 Allegretto grazioso, Ля мажор. Песни без слов (нем. Lieder ohne Worte) — фортепианные пьесы Феликса Мендельсона, всего 8 тетрадей по 6 пьес в каждой. Сочинялись Мендельсоном на протяжении всей его жизни: первая тетрадь начата 20-летним композитором, последняя завершена спустя 16 лет, за два года до смерти. «Песни без слов» — разновидность инструментальной миниатюры, такая же, как экспромт или музыкальный момент. У Мендельсона в небольших фортепианных пьесах отчетливо обозначилась основная тенденция романтиков — «вокализировать» инструментальную музыку, придать ей песенную выразительность, как бы одушевить инструмент, заставить его петь. От песни заимствуется ее способность непосредственного отклика на любое, самое кратковременное движение жизни, в новую сферу переносится экспрессивность живого человеческого голоса со всем богатством и разнообразием тембровых оттенков. «Песни без слов» Мендельсона полностью соответствуют своему названию и назначению. Сорок восемь «Песен без слов» — собрание пьес, которые Мендельсон сочинял на протяжении всей творческой жизни. Первая из восьми тетрадей, изданная в 1834 году, была написана в годы молодости, под впечатлением заграничных путешествий по Италии и Швейцарии. Две последние тетради — ор. 85 и 102 — пьесы последних лет, были изданы уже после смерти композитора. В этих миниатюрах, отмеченных печатью артистизма и благородства, раскрыт душевный мир Мендельсона — лирика и поэта. Независимо от того, чем вызвано то или иное настроение, красотой ли внешнего мира или состоянием собственной души, «Песни без слов» — это гамма оттенков, различие нюансов тонкого, изящного лиризма Мендельсона. В основе каждой песни лежит один музыкальный образ, его эмоциональное содержание сосредоточено в мелодии, которую обычно ведет верхний голос. Остальные аккомпанирующие или контрапунктирующие голоса образуют фон, который, оттеняя рельеф мелодии, обогащает ее выразительность.

 

Примеры страниц:

 

СКАЧАТЬ

 

Слушать аудиозаписи произведений книги, исполненные программным синтезатором нотного редактора:

1. И. С. Бах. ХОРАЛ "Иисус - радость людей долгожданная!" из Кантаты "Устами, сердцем, нашими делами, всею жизнью", BWV 147. Аранжировка - К. Лав.
2. И. С. Бах. АРИЯ из оркестровой сюиты №3, BWV 1068. Аранжировка – К. Кранц.
3. Г. Ф. Гендель. ЧАКОНА, HWV 485. Аранжировка - К. Кранц.
4. И. Пахельбель. КАНОН Ре мажор. Аранжировка - К. Лав.
5. Т. Арбо. "ДИН-ДОН, РАДОСТЬ В НЕБЕСАХ". Аранжировка - Л. М. Габриэль.
6. Д. Дауленд. "ЛЕЙТЕСЬ, МОИ СЛЁЗЫ". Аранжировка - Л. Батталья.
7. М. Понсе. "ЭСТРЕЛЛИТА" ("Звездочка"). Аранжировка - К. Кранц.
8. Ф. Мендельсон. "ВЕСЕННЯЯ ПЕСНЬ" Из цикла "Песни без слов", op.62 №6. Аранжировка - К. Кранц.
9. К. Кранц. "КОЛЫБЕЛЬНАЯ АНИ".
10. М Краузе. "ЛЁГКОЕ ТРИО".
11. Шведский фольклор. "СВАДЕБНЫЙ МАРШ ТРОЛЛЕЙ". Аранжировка - К. Кранц.

 

Другие нотные сборники Дмитрия Теслова:

Золотая Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для квартета гитар. Том II

Золотая Классика". Шедевры мировой музыки в транскрипции для квартета гитар. Том I

"Старый Странник". Популярные произведения ирландской музыки для ансамблей классических гитар (трио, квартет)

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск I. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск II. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск III. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск IV. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск V. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск VI. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск VII. Дуэты

Ансамбли классических гитар. Избранные лёгкие пьесы. Выпуск VIII. Дуэты

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск I

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск II

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск III

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск IV

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск V

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VI

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VII

"Начинающему гитаристу. Избранные лёгкие пьесы" Выпуск VIII

"Детский альбом". Лёгкие пьесы и аранжировки для дуэта шестиструнных гитар

"И.С. Бах. Пятнадцать двухголосных инвенций. Транскрипции для дуэта гитар"

"Альбом года" (сочинения для шестиструнной гитары)

"Гармония Звёздного Неба"

"El Vito Fantasie"

 

Наверх

 

 

  

 

НОВОСТИ ИСКУССТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Яндекс.Метрика

 

 

  Рейтинг@Mail.ru

 

 

 

2009 - 2019 © Dmitry Teslov © Golden Guitar Studio